«Парень — огонь!» Как живет в Речицком доме-интернате мальчишка без рук

adam_esert

11-летний Адам Эссерт — необычный ребенок. Судьба распорядилась так, что он родился без рук. Но наперекор судьбе научился писать, рисовать и даже работать на компьютере. В этом ему помогают педагоги Речицкого дома-интерната для инвалидов, имеющих физические нарушения.

adam_esert3

В Речицком доме-интернате для инвалидов светло. Большие окна, особенно в солнечный день, наполняют здание светом. В классе три ребенка и учитель. У Адама на лице улыбка.

— Привет, Адам, я к тебе.

— Я знаю, меня все фотографируют, — отвечает он.

Рядом тетрадки. Без единой помарки! Мальчуган ловко хватает ручку ртом и начинает выводить «Классная работа». Мне даже стыдно становится: сколько я черкал в школьной тетради. А Адам хочет и может быть лучшим.

— Вы рисунки посмотрите, — говорит учительница. И на меня уже смотрит акварельная улитка. Какие там импрессионисты, кубисты, модернисты… Учитесь!

adam_esert1

Преподаватель Елена Конышева рассказывает о своем ученике:

— Ребенок уникальный. Нам его привезли в 3 года, и мы начали заниматься. Самое важное — его настойчивость, сила воли и желание стать самостоятельным. Адам ни в чем старается не уступать сверстникам. Тетрадки вы уже видели. Бегает, играет в футбол, в машинки. Море всяких занятий. Наверное, сложнее всего с едой. Но сам справляется. Даже на субботнике пришел нам помочь, зажал грабли между подбородком и предплечьем и работал. Парень — огонь! Главное найти ему во взрослой жизни занятие по душе. Он, например, хорошо решает задачки по математике и прекрасно ориентируется в компьютерных программах.

Пока мы беседуем, Адам уже пересел из-за парты за компьютер. У него специальная мышка. Работает ногами. Именно компьютерные игры — любимое занятие Адама:

— В компьютерных играх можно все. Я их обожаю. А еще я очень хочу снова поехать в Италию. Был там впервые этим летом. Отдыхали весело и интересно.

adam_esert2

— А кем мечтаешь стать в будущем?

Полицейским. Распутывать сложные преступления и ловить бандитов.

Все может быть. Ведь интеллект имеет определяющее значение в выборе профессии, а часто и в социальной адаптации. Яркий пример — австралийский христианский проповедник Ник Вуйчич. Родился в 1982 году в семье сербских эмигрантов. В отличие от Адама у него нет не только рук, но и ног. Учился Ник в обычной школе. Потом получил два университетских образования — одно бухгалтерское, второе в области финансового планирования. Сегодня он читает лекции о мотивации к жизни по всему миру. Ник женат, у него двое здоровых сыновей. Живет в Калифорнии. Кстати, в апреле 2016-го приедет с лекциями в Минск. В администрации Речицкого дома-интерната очень хотят, чтобы Адам поехал на эти лекции и встретился с Вуйчичем.

Директор дома-интерната Виктор Руденко уверен, это будет серьезная жизненная мотивация:

Мотивация и еще раз мотивация. У нас 63 ребенка-инвалида. Мы их кормим, учим, лечим, развиваем, социализируем. На мой взгляд, успешно работает так называемая трудотерапия, где дети получают различные жизненные навыки. От шитья до выращивания арбузов. Но важнейшая задача — найти мотивацию. Ведь в каждом человеке, даже если он инвалид, заложена жизненная программа. Проще говоря, талант, который он может реализовать.

В Гомельской области проживает свыше 88 тысяч инвалидов, более 4 тысяч из них — дети. Работают три детских дома-интерната для инвалидов в Гомеле, Речице и Журавичах (Рогачевский район). На содержание одного воспитанника государство в среднем в месяц выделяет 6,5 миллиона рублей. Также в каждом районе открыты центры коррекционно-развивающего обучения для детей и отделения дневного пребывания для молодых инвалидов (от 18 до 32 лет). То есть если родители сами воспитывают ребенка-инвалида, есть возможность на целый день отдавать его учиться и развиваться опытным педагогам и воспитателям.

Важный вопрос — дальнейшее возможное трудоустройство. В Гомеле 4 спецпредприятия: «ВИПРА» (Белорусского общества глухих), «Светотехника» (где много незрячих сотрудников), «Рубин» и «Швец». Одна из задач — социально-трудовая реабилитация инвалидов.

Тем не менее в социальной адаптации людей с особенностями развития еще немало сложностей. Если школьное образование можно получать в центрах коррекционно-развивающего обучения, спецшколах и на дому, то с высшим — проблема. Например, в большинстве вузов, лицеев, техникумов безбарьерная среда только до 1-го этажа. Дальше — по лесенке.

Станислав Галковский, фото автора, СБ Беларусь Сегодня



There is 1 comment

Add yours

Post a new comment


*