Парень без рук мечтает быть таким как все

1018711663_result

Корреспондент Sputnik встретился с семьей, в которой живет, возможно, один из самых сильных духом ребенок.

В Мозырском районе учится подросток, который несмотря на тяжелую инвалидность ни в чем не хочет отставать от жизни. Несчастье с Александром Сидельником произошло, когда ему было всего 5 лет: дети играли возле соседней деревни и забрались в силовую подстанцию, двери которой почему-то оказались открытыми. В результате травм, полученных от электрического разряда, Саша потерял обе руки.

Открытая дверь

Деревня Скрыгалов, где живет Александр, находится в сердце белорусского Полесья. С точки зрения некоторых городских жителей, избалованных комфортом и развлечениями, может показаться, что жизнь здесь – уже сама по себе является испытанием: до Мозыря рейсовый автобус идет почти час, а от областного центра до Скрыгалова дорога с многочисленными пересадками может занять и шесть часов.

На остановке нас встречает мать мальчика – Анна Михайловна. Проходим в небольшой уютный коттедж. Саша еще в школе, поэтому начинаем разговор с матерью, потом к беседе подключается старшая сестра Татьяна.

«Уголовное дело по этому поводу до сих пор не закрыто. Однако к ответственности никто привлечен так и не был – до сих пор не могут установить, кому принадлежала тогда эта трансформаторная будка», – говорит Анна Михайловна.

В первый класс Саша пошел уже без рук. В спецшколу отдавать его родители не согласились – решили, что он должен расти как все. Было непросто, но сегодня Александр учится уже в 10 классе. Первые годы мать сама ходила с Сашей на занятия. Потом водил отец. Саша научился писать протезом и ногами – Анна Михайловна снимала с него обувь, после чего мальчик брал ручку или карандаш пальцами ног. На удивление, он освоил это очень быстро. По словам матери, дети относились к маленькому Саше с необычным пониманием – его никто никогда не обзывал и не дразнил.

 Дом семьи Сидельник

Дом семьи Сидельник

«У Шуры до сих пор нет никакой клички или прозвища. У всех есть, а у него – нет», – говорит Анна с улыбкой.

С пониманием подходили к ситуации и педагоги Скрыгаловской средней школы. Но и поблажек мальчику никаких не давали – относились как к равному всем остальным. Особо в семье благодарны первому учителю информатики – он занимался с Александром индивидуально, помогал развить управление компьютерной мышкой с помощью ног, подбирал специальные программы. К сожалению, учителя в Скрыгалове меняются очень часто – школа сельская…

Сегодня в школе Александр пишет протезом, а домашнее задание делает в своей комнате на полу – ногами. Еще он умеет обращаться с компьютерной мышкой с помощью носа и лица, Саша даже может выжигать и рисовать по дереву, вышивать.

«Вы знаете, в начальных классах все же было легче. Сейчас Шура взрослеет, и начинает больше стесняться. Ведь это же мальчик, и он растет. Раньше было тяжело, но и сейчас – не легче», – говорит мать мальчика.

Быть как все

После шестого урока домой возвращается Александр. С первого взгляда – обычный подросток. Может быть, только чуть более молчаливый и стеснительный, чем другие. Отличие замечаешь только тогда, когда мать помогает ему снять куртку…

Но при этом Саша ведет образ жизни, который совершенно не отличается от «лайфстайла» его сверстников. Правда, если сегодня многие стремятся выделиться из любой ценой – бородкой, прической или сетевым статусом, то у этого мальчика задача другая – быть таким, как все.

 Саша Сидельник с матерью.

Саша Сидельник с матерью.

На первом месте среди увлечений Саши, как и у любого современного подростка, конечно же, – компьютер. Ноутбук ему купили почти сразу же после случившегося. Клавиатурой мальчик управляет с помощью ног. Анна Михайловна говорит: «У него ногами получается лучше, чем у меня  руками».

За ноутбуком мальчик проводит большую часть свободного времени. Любит разные игры, активный пользователь соцсетей. В друзьях у него – парни и девушки из разных регионов Беларуси.

Но Саша – не фанат виртуального общения, хватает времени и на дружбу в «реале». С друзьями он проводит время, как и любой подросток – в прогулках и развлечениях. Центральное место в деревне – клуб, хоть и не часто, но Саша посещает местные дискотеки. Природа в Скрыгалове – изумительная, это видно даже сейчас – осенью. Походы в лес и на речку – это тоже для Саши, он хорошо плавает и даже ныряет!

Вообще, Александр очень любит спорт. Он регулярно ходит в тренажерный зал при Доме культуры. Саша говорит, что основное внимание уделяет развитию мышц ног, брюшного пресса, спины. Еще он бегает, играет в футбол. Несколько раз в неделю в Скрыгалов приезжает тренер из Гомеля, который занимается с Сашей индивидуально. Кстати. Специалист пророчит ему спортивную карьеру и предлагает поступать в училище олимпийского резерва.

Мечты и возможности

В семье пока обсуждают вопрос будущего. Честно говоря, оно для Александра пока не определено. Сегодня мальчик имеет статус «инвалида детства», когда ему исполнится 18 лет, он будет проходить переосвидетельствование.

«Ампутация – это же навсегда! Что тут со временем может измениться?» – удивляется сестра Татьяна.

На вопрос корреспондента, будут ли Саше положены какие либо льготы в дальнейшем, близкие только пожимают плечами. Они пытались спросить у районных чиновников о жилье – сегодня семья живет в неприватизированном ведомственном доме. Получили ответ, что пока Саше никаких льгот не положено, не предусмотрен и льготный кредит.

Что касается дальнейшего образования, то Саша хотел бы продолжить его после школы. Пока, правда, подросток еще не определился – кем он хочет стать. Привлекает и учеба в училище олимпийского резерва. С другой стороны – нравится профессия экономиста-бухгалтера. Александр из всех предметов больше любит математику и информатику. Мать говорит о возможном поступлении в Гомельский политехнический университет им. Сухого.

 Саша Сидельник во дворе дома.

Саша Сидельник во дворе дома.

Но тут есть одно серьезное обстоятельство – Саше, если он будет учиться в городе, нужен сопровождающий. А это, скорее всего, будет означать, что Анне Михайловне придется оставить работу и дом в Скрыгалове. Есть, конечно, специальные программы и фонды для детей-инвалидов: один раз отечественные спонсоры уже помогли Александру – «Белагропромбанк» и «Запад-Транснефтьпродукт» купили ребенку ноутбук, протезы изготовили в Германии. Возможно, кто-нибудь еще заинтересуется его историей и сможет помочь Саше с дальнейшей учебой?

Что до самого мальчика, то завидное упорство, которое Александр демонстрирует в самом начале своей непростой жизни, уже подтверждает – отдача от такой помощи будет обязательно.

Сломанная ветвь

Спеша к последнему автобусу, мы напоследок осматриваем Скрыгалов. На остановке – покосившееся расписание автобуса. График рейсов до Мозыря во многом и определяет ритм здешней жизни. В самой деревне работы немного – в колхозе, в клубе и магазине. Некоторые жители умудряются находить рабочие места в Мозыре, и каждый день ездят туда и обратно. «На НПЗ?» –спрашиваем, местные в ответ улыбаются: «На нефтезаводе все рабочие места наперед расписаны, приоритет имеют родственники работающих. Это – даже по закону, у них в уставе такое прописано. Сами понимаете – там зарплаты какие…»

 Расписание автобуса в Скрыгалове.

Расписание автобуса в Скрыгалове.

История мальчика и его семьи из полесской глубинки пока не имеет счастливого конца. Но все же дает некоторые основания верить – собственная жизненная стойкость и забота родных помогут Саше найти свое место в жизни. И уж точно все его мечты сбудутся, если государство и общество смогут его поддержать.



There are no comments

Add yours


*