Идея создать школу танцев для детей с ДЦП родилась 21 ноября 2012 года.
Именно в этот день чемпионка мира и Европы по танцам на колясках Анна Горчакова провела мастер-класс в минском детском модельном агентстве.
Первые в истории Беларуси детские модели на колясках – прекрасный результат совместного проекта Молодежного общественного объединения «Откровение» и модельного агентства «Кидс Подиум» – готовились к своему первому показу «Серебряное колесо».
Конечно, очень волновались. Поскольку Анна Горчакова психолог, да еще и с огромным опытом выступлений, она рассказывала девчонкам и мальчишкам, как справляться с волнением на сцене.
– И в какой-то момент мы почувствовали, что жили друг для друга – Анна мечтает о собственной школе танцев, родители детей с ДЦП – о том, чтобы дети реализовали себя не только в модельном деле, – рассказывает мама двойняшек Ольга Стефняк.
– Мы пришли к мысли, что хотим танцевать!
Наверное, надо сделать шаг назад и познакомить читателей с героями этого материала.
Семья Стефняк: «Невозможное возможно»
Двенадцать лет назад минчанка Ольга Стефняк услышала от врачей все, что приходится выслушивать родителям детей с тяжелой формой ДЦП. В том числе советы оставить «растения» в роддоме и не пускать под откос свою молодую жизнь.
Ольга доброжелателям не поверила и, будучи выпускницей художественной школы, принялась развивать способности девочек при помощи искусства. В двух-трехлетнем возрасте Юля и Лена вместе с мамой рисовали пеной на зеркалах, манкой на полу, глазированными сырками на стенах… Никто и не заметил, когда каракули начали превращаться в произведения.
Сейчас сестрички Стефняк (Юля передвигается на коляске, Лена ходит сама) совмещают учебу в 5 классе обычной школы с занятиями в 3 классе художественной.
В прошлом году в галерее художника Леонида Щемелева прошла их первая персональная выставка «А какого цвета радость?» С тех пор наработано столько, что впору создавать еще одну экспозицию.
Что касается модельной карьеры сестренок, то она началась с Лены, которая пошла в детскую модельную школу. Юля, впервые увидев дефиле юных моделей, страшно обиделась на маму:
– Ты меня привезла на показ, понимая, что я в жизни этого не добьюсь?! Мне ведь так больно!
– Почему ты думаешь, что не сможешь выйти на подиум? – спросила Ольга. – Сможешь!
Так началось сотрудничество семей из МОО «Откровение», воспитывающих детей с ДЦП, с модельным агентством «Кидс Подиум».
Особенных детей обучили тонкостям дефиле, с ними поработали стилисты и визажисты… И в декабре прошлого года по Минску прокатилось «Серебряное колесо» – первый в истории Беларуси показ мод на инвалидных колясках.
«Колесо» оставило след: о событии тепло отозвалась пресса, а белорусский дизайнер Апти Езиев занялся разработкой первой коллекции одежды для колясочников.
Сестрички Стефняк унаследовали мамину удивительную способность творить «на ровном месте». Недавно, например, устроили дома лошадиный показ: сшили пластмассовым игрушкам одежду из лент, подобрали музыку, разработали движения. Чтобы сделать действо запоминающимся, приделали фигуркам коньки из пуговиц и перенесли показ на круглую ледяную арену. Было здорово, только через каждые два номера приходилось подмораживать лед: арена не выдерживала комнатной температуры и накала эмоций.
Девчонки не только танцуют, рисуют, лепят, шьют, работают с бисером, но и успевают писать сказки и ставить по ним спектакли.
– Однажды мы ездили к бабушке, и увидели у нее в шкафу пыльную лошадку-марионетку, – рассказывает Лена. – Бабушка разрешила ее забрать, мы играли с ней в машине, и начали сочинять сказку про лошадь, которую звали Джессика.
Лошадь Джессика придерживалась таких же свободных взглядов, как Коко Шанель: ярко красила губы, надевала большие сережки и в таком виде выходила на пастбище. Все лошади возмущались «Что это она вытворяет!», но Джессика никого не слушала.
Мне показалось, характер Джессики списан не столько с Коко Шанель, сколько с самих креативных и самостоятельных девчонок. Недавно они решили поздравить художественного руководителя школы танцев Анну Горчакову с днем рождения. Большинство девочек с физическими ограничениями просто попросили бы родителей купить любимому преподавателю цветы.
Юля и Лена написали тексты, подобрали фотографии и сверстали журнал о школе танцев. Между делом создали две картины из шерсти и продали их через интернет, организовав аукцион. А затем нашли кондитера, который изготовил именинный торт по их эскизу.
Забрать распечатанный на цветном принтере журнал девчонки попросили маму. А картины отнес покупателям старший брат – к ужасу узнавшей обо всем постфактум Ольги.
К моему удивлению, сестры не считают свое образование близким к завершению.
– Хотелось бы не только танцевать и рисовать, но и играть на скрипке, – кротко заметила Юля.
– А мне больше нравится фортепиано, – уточнила Лена.
– Будут играть, – обещает Ольга. – Если есть желание, надо всему успеть научиться, а что-то отточить до профессионализма. Юля и Лена ведь не собираются закрыть себя в четырех стенах и жить на пенсию по инвалидности.
Анна Горчакова: «У детей с ДЦП огромный потенциал»
Меньше года назад, на первом занятии танцевальной школы «Дар», Ольга Стефняк взялась за голову. Дети, пытаясь отстукать ритм, не попадали ладонью на ладонь: им трудно было даже просто свести в хлопке руки.
– Обычно тренеры не берут детей с ДЦП, – подтверждает Анна Горчакова. – У танцора со спинальной травмой половина тела здорова, с ней можно работать. У детей с ДЦП каждая мышца капризничает по-своему. Медлительность их общая особенность: нервный импульс проходит медленнее, чем у остальных детей.
Чемпионка мира и Европы Анна Горчакова когда-то училась танцевать самостоятельно: не у кого было брать уроки. Последние десять лет Анна работает в качестве реабилитолога и психолога с разными категориями людей с инвалидностью. Опыт позволил ей заметить плюс там, где многие коллеги увидели бы только минус: да, дети с ДЦП с трудом поддаются обучению. Но чем больше вкладываешь в такого ребенка, тем заметнее прогресс в его физических способностях.
– Это огромная перспектива: такими детьми стоит заниматься, – уверена Анна.
– Я в жизни не выдвигаю ультиматумов, но здесь поставила одно условие: дети будут танцевать сами, – рассказывает Анна. – Некоторые мамы сказали: «Это нереально, как они вообще смогут что-то сделать самостоятельно?» Детям с ДЦП даже коляски активного типа – те, которыми они могли бы управлять – до 14 лет не положены. Все, что им разрешено – неподвижно сидеть в коляске, которую катит взрослый. Причем коляска для детей с ДЦП Минского протезного завода весит 29 кг. Даже при желании танцоры не могли бы сдвинуть такую с места.
Первым делом родители принялись добиваться, чтобы будущим артистам выделили коляски активного типа – белорусские «Гепарды». Собрали документы, запаслись ходатайством от общественного объединения и пошли в комитет по труду и социальной защите доказывать: наши дети хотят и могут танцевать.
Говорят, недоверия и сомнений было много. Но когда в кабинет чиновников впорхнула излучающая обаяние и уверенность Анна, вопрос окончательно решился в пользу танцев.
В репертуаре «Дара» три танца, еще три номера в разработке.
– Почему так мало? – упреждает вопрос Анна. – Да потому что в апреле-мае мы девять раз выступали перед зрителями. Мы проводим семинары, рассказывая о возможностях детей с ДЦП, выступаем в школах, приняли участие в республиканском фестивале детского творчества и вместе с танцевальным коллективом «Кляксы» провели в парке Горького танцевальный флеш-моб. Не было времени тренироваться!
У Анны принцип: все дети на сцене должны быть в центре внимания. Вот Марк Кудрячев – эмоциональный мальчишка, с живым выразительным лицом. Лучшего исполнителя роли ловеласа не найти. Неважно, что физические возможности Марка пока очень скромные: девчонки будут танцевать вокруг него. Или Лия Герасименок. Артистке с редким для Беларуси восточным типом внешности нужен восточный танец.
По многочисленным просьбам детей в программу будет введен хип-хоп – его, кстати, на колясках никто не танцует. А белорусским детям весной дали мастер-класс хип-хоперы из Филадельфии.
– У детей много тренировок, – рассказывает Анна. – На некоторых просто разрабатываем физические возможности, делая упор на слабые места. На других изучаем композиции или занимаемся классической хореографией – балетом на коляске. Я хочу, чтобы дети занимались с удовольствием, и получали все, что им необходимо для физического и психологического развития.
У каждого ребенка за полгода активных занятий танцами – рывок в физическом состоянии.
– Когда дети начали танцевать, Юля не могла самостоятельно пересесть с кровати на коляску, передвигалась в коляске только с помощью взрослого, – рассказывает Ольга Стефняк. – Сегодня она пересаживается, едет, куда ей надо, уверенно паркуется. Развилась скорость и точность движений, выпрямилась спина, окрепли руки. Год назад слабой правой рукой Юля не могла даже взять ложку или поддерживать чашку, а сейчас она этой рукой рисует и управляет коляской в танце.
Кстати, девочка Юлия Сагайдукевич, мама которой когда-то сказала «Это нереально!», в танце балансирует, удерживая коляску на двух колесах – с красивой прямой спиной и высоко поднятой одной рукой.
Искусство изменять мир
Сейчас уже никто не вспоминает, что первые годы учебы в общеобразовательной школе для Юли и Лены были очень тяжелыми. Особенные дети большую часть учебного времени проводили в кабинете дефектолога. Ровесники словно не замечали их присутствия в школе и проходили мимо на улице. А однажды первая учительница, уводя детей на прогулку, вообще забыла Юлю в классе. Пришлось уйти на надомное обучение: девчонки заявили маме, что больше в школу не пойдут.
– Благо, педагог, которая приходила к нам домой, вернула детей в школу, и к тому времени с классом работала другая учительница, – рассказывает Ольга. – Пришлось брать инициативу в свои руки: девочки готовили какие-то сюрпризы, сувениры для одноклассников… Постепенно класс сдружился: танцоры приглашают в гастрольные поездки и на экскурсии одноклассников. Благодаря детям с ДЦП некоторые обычные ученики тоже стали артистами. Участники танцевальной школы предложили друзьям вместе подготовить номер на республиканский конкурс «Вясёлкавы карагод».
– Когда мы спросили, кто хочет с нами танцевать, весь класс поднял руки, – рассказывают Юля и Лена. – Пришлось устраивать кастинг, выбирать самых надежных партнеров. Были даже слезы: однажды возвращаемся домой, а у подъезда сидит Аня и плачет. Спрашиваем «Аня, что случилось?!»
– Мне не дали вывозить коляску! – всхлипывает. – Вы поговорите, пожалуйста, чтобы разрешили.
Пришлось увеличить количество танцоров без особенностей вдвое: во время выступлений в школах каждую коляску вывозят на сцену два ученика.
– Одного мальчика из нашего класса мама хотела перевести в гимназию, продолжат Юля. – Он хорошо знает математику. Но, говорит, специально сделал ошибки во вступительной контрольной по математике, чтобы не пройти в гимназию по конкурсу. Не захотел расставаться с классом.
– Учителя-предметники довольны именно четверкой интегрированных детей, – рассказывает Ольга. – Они более усидчивые, внимательные, впитывают знания, как губка.
– Вчера на истории искусства я была почти за учителя, – улыбается Юля. – Учитель только называет тему, а я уже рассказываю, потому что уже много где была.
В августе Юля, Лена и колясочник Марк с родителями совершили автобусный тур по Европе. Все видели: Джоконду, Венеру Милосскую, сидящего Рамзеса…
– Почти все турагентства нам отказали в этой поездке: мол, вам будет сложно успевать за группой. Директор «Белвнешинтуриста» вообще ответил, что пока он жив, у нас нет шансов пересечь границу на его автобусе. Только одно туристическое агентство – «Степ бай степ» – отнеслось к нашей идее с пониманием.
Ольга говорит, в первый день другие туристы смотрели на коляски возле автобуса с настороженностью. Которая, однако, прошла, когда попутчики своими глазами увидели: когда последние туристы еще выходят из автобуса, дети на колясках уже исследуют второй этаж Лувра. Человек с ограничениями может жить, ни в чем себя и других не ограничивая.
… Это они еще танцев в исполнении детей из танцевальной школы «Дар» не видели!
Фото Инны Дубровской и из личных архивов
Автор: Ирина Дергач
Как здорово, что есть такие родители, которые расскрывают перед своими "ограниченными" детьми весь мир! Что находятся люди понимающие и помогающие в реализации детских грез и мечтаний! Успехов и здововья всем героям статьи!
Спасибо.
Фантастика!
Здоровья и удачи вам! Замечательные люди, талантливые и неунывающие!!!
Спасибо.
Замечательный пост!
За год Юля действительно стала двигаться легче, вчера очень грациозно вышла меня провожать за руку с мамой.