Как дети на колясках научились танцевать хип-хоп

Дети на колясках не собираются запереться в четырех стенах и жить на пенсию

Идея создать школу танцев для детей с ДЦП родилась 21 ноября 2012 года.

Именно в этот день чемпионка мира и Европы по танцам на колясках Анна Горчакова провела мастер-класс в минском детском модельном агентстве.

Первые в истории Беларуси детские модели на колясках – прекрасный результат совместного проекта Молодежного общественного объединения «Откровение» и модельного агентства «Кидс Подиум» – готовились к своему первому показу «Серебряное колесо».

Конечно, очень волновались. Поскольку Анна Горчакова психолог, да еще и с огромным опытом выступлений, она рассказывала девчонкам и мальчишкам, как справляться с волнением на сцене.

– И в какой-то момент мы почувствовали, что жили друг для друга – Анна мечтает о собственной школе танцев, родители детей с ДЦП – о том, чтобы дети реализовали себя не только в модельном деле, – рассказывает мама двойняшек Ольга Стефняк.

– Мы пришли к мысли, что хотим танцевать!

Наверное, надо сделать шаг назад и познакомить читателей с героями этого материала.

 

Семья Стефняк: «Невозможное возможно»

Двенадцать лет назад минчанка Ольга Стефняк услышала от врачей все, что приходится выслушивать родителям детей с тяжелой формой ДЦП. В том числе советы оставить «растения» в роддоме и не пускать под откос свою молодую жизнь.

Ольга доброжелателям не поверила и, будучи выпускницей художественной школы, принялась развивать способности девочек при помощи искусства. В двух-трехлетнем возрасте Юля и Лена вместе с мамой  рисовали пеной на зеркалах, манкой на полу, глазированными сырками на стенах… Никто и не заметил, когда каракули начали превращаться в произведения.

Сейчас сестрички Стефняк (Юля передвигается на коляске, Лена ходит сама) совмещают учебу в 5 классе обычной школы с занятиями в 3 классе художественной.

В прошлом году в галерее художника Леонида Щемелева прошла их первая персональная выставка «А какого цвета радость?» С тех пор наработано столько, что впору создавать еще одну экспозицию.

Лена Стефняк. Рисуя осень

Лена Стефняк. Рисуя осень

Юля Стефняк. До занятий танцами девочка могла рисовать только левой рукой

Юля Стефняк. До занятий танцами девочка могла рисовать только левой рукой

Что касается модельной карьеры сестренок, то она началась с Лены, которая пошла в детскую модельную школу. Юля, впервые увидев дефиле юных моделей, страшно обиделась на маму:

– Ты меня привезла на показ, понимая, что я в жизни этого не добьюсь?! Мне ведь так больно!

– Почему ты думаешь, что не сможешь выйти на подиум? – спросила Ольга. – Сможешь!

Так началось сотрудничество семей из МОО «Откровение», воспитывающих детей с ДЦП, с модельным агентством «Кидс Подиум».

Особенных детей обучили тонкостям дефиле, с ними поработали стилисты и визажисты…  И в декабре прошлого года по Минску прокатилось «Серебряное колесо» – первый в истории Беларуси показ мод на инвалидных колясках.

«Колесо» оставило след: о событии тепло отозвалась пресса, а белорусский дизайнер Апти Езиев занялся разработкой первой коллекции одежды для колясочников.

Одна из первых фотосессий моделей Юли и Лены Стефняк

Одна из первых фотосессий моделей Юли и Лены Стефняк

Сестрички Стефняк унаследовали мамину удивительную способность творить «на ровном месте». Недавно, например, устроили дома лошадиный показ: сшили пластмассовым игрушкам одежду из лент, подобрали музыку, разработали движения. Чтобы сделать действо запоминающимся, приделали фигуркам коньки из пуговиц и перенесли показ на круглую ледяную арену. Было здорово, только через каждые два номера приходилось подмораживать лед: арена не выдерживала комнатной температуры и накала эмоций.

Девчонки не только танцуют, рисуют, лепят, шьют, работают с бисером, но и успевают писать сказки и ставить по ним спектакли.

– Однажды мы ездили к бабушке, и увидели у нее в шкафу пыльную лошадку-марионетку, – рассказывает Лена. – Бабушка разрешила ее забрать, мы играли с ней в машине, и начали сочинять сказку про лошадь, которую звали Джессика.

Лошадь Джессика придерживалась таких же свободных взглядов, как Коко Шанель: ярко красила губы, надевала большие сережки и в таком виде выходила на пастбище. Все лошади возмущались «Что это она вытворяет!», но Джессика никого не слушала.

Лена Стефняк. Кошка с котятами. Не Джессика, но тоже натура своенравная

Лена Стефняк. Кошка с котятами. Не Джессика, но тоже натура своенравная

Мне показалось, характер Джессики списан не столько с Коко Шанель, сколько с самих креативных и самостоятельных девчонок. Недавно они решили поздравить художественного руководителя школы танцев Анну Горчакову с днем рождения. Большинство девочек с физическими ограничениями просто попросили бы родителей купить любимому преподавателю цветы.

Юля и Лена написали тексты, подобрали фотографии и сверстали журнал о школе танцев. Между делом создали две картины из шерсти и продали их через интернет, организовав аукцион. А затем нашли кондитера, который изготовил именинный торт по их эскизу.

Забрать распечатанный на цветном принтере журнал девчонки попросили маму. А картины отнес покупателям старший брат – к ужасу узнавшей обо всем постфактум Ольги.

К моему удивлению, сестры не считают свое образование близким к завершению.

– Хотелось бы не только танцевать и рисовать, но и играть на скрипке, – кротко заметила Юля.

– А мне больше нравится фортепиано, – уточнила Лена.

– Будут играть, – обещает Ольга. – Если есть желание, надо всему успеть научиться, а что-то отточить до профессионализма. Юля и Лена ведь не собираются закрыть себя в четырех стенах и жить на пенсию по инвалидности.

У сестер уже была возможность попробовать себя в музыке

У сестер уже была возможность попробовать себя в музыке

 

Анна Горчакова: «У детей с ДЦП огромный потенциал»

Меньше года назад, на первом занятии танцевальной школы «Дар», Ольга Стефняк взялась за голову. Дети, пытаясь отстукать ритм, не попадали ладонью на ладонь: им трудно было даже просто свести в хлопке руки.

– Обычно тренеры не берут детей с ДЦП, – подтверждает Анна Горчакова. – У танцора со спинальной травмой половина тела здорова, с ней можно работать. У детей с ДЦП каждая мышца капризничает по-своему. Медлительность их общая особенность: нервный импульс проходит медленнее, чем у остальных детей.

Чемпионка мира и Европы Анна Горчакова когда-то училась танцевать самостоятельно: не у кого было брать уроки. Последние десять лет Анна работает в качестве реабилитолога и психолога с разными категориями людей с инвалидностью. Опыт позволил ей заметить плюс там, где многие коллеги увидели бы только минус: да, дети с ДЦП с трудом поддаются обучению. Но чем больше вкладываешь в такого ребенка, тем заметнее прогресс в его физических способностях.

– Это огромная перспектива: такими детьми стоит заниматься, – уверена Анна.

У Марка и других детей с ДЦП огромный потенциал

У Марка и других детей с ДЦП огромный потенциал

– Я в жизни не выдвигаю ультиматумов, но здесь поставила одно условие: дети будут танцевать сами, – рассказывает Анна. –  Некоторые мамы сказали: «Это нереально, как они вообще смогут что-то сделать самостоятельно?» Детям с ДЦП даже коляски активного типа – те, которыми они могли бы управлять – до 14 лет не положены. Все, что им разрешено – неподвижно сидеть в коляске, которую катит взрослый. Причем коляска для детей с ДЦП Минского протезного завода весит 29 кг. Даже при желании танцоры не могли бы сдвинуть такую с места.

Первым делом родители принялись добиваться, чтобы будущим артистам выделили коляски активного типа – белорусские «Гепарды». Собрали документы, запаслись ходатайством от общественного объединения и пошли в комитет по труду и социальной защите доказывать: наши дети хотят и могут танцевать.

Говорят, недоверия и сомнений было много. Но когда в кабинет чиновников впорхнула излучающая обаяние и уверенность Анна, вопрос окончательно решился в пользу танцев.

Наш выход!

Наш выход!

В репертуаре «Дара» три танца, еще три номера в разработке.

– Почему так мало? – упреждает вопрос Анна. – Да потому что в апреле-мае мы девять раз выступали перед зрителями. Мы проводим семинары, рассказывая о возможностях детей с ДЦП, выступаем в школах, приняли участие в республиканском фестивале детского творчества и вместе с танцевальным коллективом «Кляксы» провели в парке Горького танцевальный флеш-моб. Не было времени тренироваться!

У Анны принцип: все дети на сцене должны быть в центре внимания. Вот Марк Кудрячев  – эмоциональный мальчишка, с живым выразительным лицом. Лучшего исполнителя роли ловеласа не найти. Неважно, что физические возможности Марка пока очень скромные: девчонки будут танцевать вокруг него. Или Лия Герасименок. Артистке с редким для Беларуси восточным типом внешности нужен восточный танец.

Красавица Лия будет танцевать восточный танец

Красавица Лия будет танцевать восточный танец

По многочисленным просьбам детей в программу будет введен хип-хоп – его, кстати, на колясках никто не танцует. А белорусским детям весной дали мастер-класс хип-хоперы из Филадельфии.

– У детей много тренировок, – рассказывает Анна. – На некоторых просто разрабатываем физические возможности, делая упор на слабые места. На других изучаем композиции или занимаемся классической хореографией – балетом на коляске. Я хочу, чтобы дети занимались с удовольствием, и получали все, что им необходимо для физического и психологического развития.

У каждого ребенка за полгода активных занятий танцами – рывок в физическом состоянии.

– Когда дети начали танцевать, Юля не могла самостоятельно пересесть с кровати на коляску, передвигалась в коляске только с помощью взрослого, – рассказывает Ольга Стефняк. – Сегодня она пересаживается, едет, куда ей надо, уверенно паркуется. Развилась скорость и точность движений, выпрямилась спина, окрепли руки. Год назад слабой правой рукой Юля не могла даже взять ложку или поддерживать чашку, а сейчас она этой рукой рисует и управляет коляской в танце.

Кстати, девочка Юлия Сагайдукевич, мама которой когда-то сказала «Это нереально!», в танце балансирует, удерживая коляску на двух колесах – с красивой прямой спиной и высоко поднятой одной  рукой.

Анна Горчакова стремится, чтобы каждый ребенок на сцене оказался в центре внимания

Анна Горчакова стремится, чтобы каждый ребенок на сцене оказался в центре внимания

 

Искусство изменять мир

Сейчас уже никто не вспоминает, что первые годы учебы в общеобразовательной школе для Юли и Лены были очень тяжелыми. Особенные дети большую часть учебного времени проводили в кабинете дефектолога. Ровесники словно не замечали их присутствия в школе и проходили мимо на улице. А однажды первая учительница, уводя детей на прогулку, вообще забыла Юлю в классе. Пришлось уйти на надомное обучение: девчонки заявили маме, что больше в школу не пойдут.

– Благо, педагог, которая приходила к нам домой, вернула детей в школу, и к тому времени с классом работала другая учительница, – рассказывает Ольга. – Пришлось брать инициативу в свои руки: девочки готовили какие-то сюрпризы, сувениры для одноклассников… Постепенно класс сдружился: танцоры приглашают в гастрольные поездки и на экскурсии одноклассников. Благодаря детям с ДЦП некоторые обычные ученики тоже стали артистами. Участники танцевальной школы предложили друзьям вместе подготовить номер на республиканский конкурс «Вясёлкавы карагод».

– Когда мы спросили, кто хочет с нами танцевать, весь класс поднял руки, – рассказывают Юля и Лена. – Пришлось устраивать кастинг, выбирать самых надежных партнеров. Были даже слезы: однажды возвращаемся домой, а у подъезда сидит Аня и плачет. Спрашиваем «Аня, что случилось?!»

– Мне не дали вывозить коляску! – всхлипывает. – Вы поговорите, пожалуйста, чтобы разрешили.

Пришлось увеличить количество танцоров без особенностей вдвое: во время выступлений в школах каждую коляску вывозят на сцену два ученика.

– Одного мальчика из нашего класса мама хотела перевести в гимназию, продолжат Юля. – Он хорошо знает математику. Но, говорит, специально сделал ошибки во вступительной контрольной по математике, чтобы не пройти в гимназию по конкурсу. Не захотел расставаться с классом.

– Учителя-предметники довольны именно четверкой интегрированных детей, – рассказывает Ольга. – Они более усидчивые, внимательные, впитывают знания, как губка.

– Вчера на истории искусства я была почти за учителя, – улыбается Юля. – Учитель только называет тему, а я уже рассказываю, потому что уже много где была.

В августе Юля, Лена и колясочник Марк с родителями совершили автобусный тур по Европе. Все видели: Джоконду, Венеру Милосскую, сидящего Рамзеса…

– Почти все турагентства нам отказали в этой поездке: мол, вам будет сложно успевать за группой. Директор «Белвнешинтуриста» вообще ответил, что пока он жив, у нас нет шансов пересечь границу на его автобусе. Только одно туристическое агентство – «Степ бай степ» – отнеслось к нашей идее с пониманием.

Ольга говорит, в первый день другие туристы смотрели на коляски возле автобуса с настороженностью. Которая, однако, прошла, когда попутчики своими глазами увидели: когда последние туристы еще выходят из автобуса, дети на колясках уже исследуют второй этаж Лувра. Человек с ограничениями может жить, ни в чем себя и других не ограничивая.

… Это они еще танцев в исполнении детей из танцевальной школы «Дар» не видели!

Юля, Лена и Марк. Увидеть Елисейские поля и... запланировать поездку в Италию!

Юля, Лена и Марк. Увидеть Елисейские поля и… запланировать поездку в Италию!

Фото Инны Дубровской и из личных архивов

Автор: Ирина Дергач



There are 6 comments

Add yours
  1. Галина

    Как здорово, что есть такие родители, которые расскрывают перед своими "ограниченными" детьми весь мир! Что находятся люди понимающие и помогающие в реализации детских грез и мечтаний! Успехов и здововья всем героям статьи!

  2. Наталья

    Замечательный пост!
    За год Юля действительно стала двигаться легче, вчера очень грациозно вышла меня провожать за руку с мамой.


Добавить комментарий для Галина Отменить ответ

*