Культурный центр «Без границ» запустил совместный проект с Британской школой дизайна — вполне вероятно, что благодаря их стараниям люди с инвалидностью смогут одеваться красиво и функционально. «Афиша» поговорила с дизайнерами и их клиентами — людьми с ограниченными возможностями и хорошим вкусом.
Студенты Британской высшей школы дизайна представили коллекцию одежды для людей с разными формами инвалидности, созданную по инициативе культурного центра «Без границ». Главная ее особенность: одежда не только функциональная, но и стильная. Планируется ее запуск в массовое производство. Кроме того, авторы проекта работают над тем, чтобы внедрить курсы по проектированию дизайнерской одежды для людей с особыми потребностями в учебные программы других вузов.
«В мире живет больше миллиарда человек с той или иной формой инвалидности, 10% всего населения. Это огромный рынок, который пока никем не занят», — так Янина Урусова, гендиректор культурного центра «Без границ» и инициатор Bezgraniz Couture, начинает презентацию коллекции. Bezgraniz Couture – это конкурс среди дизайнеров, которые шьют современную и удобную одежду для людей с ограниченными возможностями. Показы коллекций-победителей проходят с 2011 года.
Рассматривать инвалидов как платежеспособную аудиторию, которой нужно угодить и для этого как следует постараться, — новый подход не только для России, но и для всего мира. Пионер в этой области — канадка Иззи Камиллери, выпустившая первую коллекцию адаптивной одежды в 2009 году. Через год Янина Урусова и ее партнер Тобиас Райснер основали проект Bezgraniz Couture, занимающийся развитием особой моды. Сейчас в их базе данных 250 моделей с ограничениями, которые демонстрируют одежду на подиуме. В прошлом году интегративный показ от Bezgraniz Couture был включен в программу Mercedes Benz Fashion Week Russia.
Однако для создания рынка нужен системный подход, и без участия учебных заведений не обойтись. Полтора года назад Янина Урусова пришла в Британскую высшую школу дизайна с предложением разработать одежду для людей с разными формами инвалидности. В феврале студенты под руководством Анны Черных и Владимира Тилинина, кураторов программы «Дизайн одежды. Базовый курс», приступили к делу. Через два месяца — столько длится специально придуманный образовательный модуль — коллекция была готова. Владимир Тилинин так объясняет ее идею: «В развитом обществе у всех людей одинаковые возможности. Это достигается и за счет одежды. Дизайн должен стирать границы между людьми, а не возводить их. Все имеют право хорошо выглядеть».
Было выбрано пять направлений: одежда для колясочников, для людей с ДЦП, с синдромом Дауна, с ножным протезом и ахондроплазией (особенности этого заболевания — укороченные руки и ноги, маленький рост). Для работы пригласили 10 моделей, по два человека на каждое направление. Эти люди, по сути, были не столько моделями, сколько консультантами — рассказывали, чего хотели бы от новой одежды, постоянно ездили на примерки. Вещи переделывались по много раз, пока не получалось добиться идеального результата — причем как с эстетической, так и с функциональной точки зрения.
Например, платье для женщин с ДЦП не только изящно выглядит, но и корректирует осанку за счет липучек, жестко застегивающихся на спине. Художник Мария Загорская, для которой его сшили, очень довольна результатом. «Чтобы надеть платье, мне понадобится помощь, зато спина становится ровнее, — говорит она. — Я предпочитаю такой вариант: неудобно надевать, зато удобно носить. Я уверена, что я себя буду целый день хорошо чувствовать в этой одежде». Жакет ей тоже нравится: «Он двусторонний, это очень удобно. Я могу упасть и испачкать одежду. Снял, перевернул, надел чистой стороной — и все, проблема решена. Хорошая задумка, оригинальная. В этом комплекте одежды таких задумок очень много».
Мария Загорская в брючном костюме Фотография: Британская высшая школа дизайна
Следж-хоккеисту Игорю Ломакину по его просьбе сшили костюм в стиле smart casual с потайной молнией в брючине. Теперь он может снять протез или поменять на другой, не снимая брюк. Кроме того, модельер придумала, как скрыть разницу в объеме бедер: брюки сшиты из плотного материала, а на уровне колена — дополнительная вставка, благодаря которой очертания протеза не проступают. Для колясочницы Анастасии Виноградовой сконструировали специальный брючный костюм. За счет дополнительных молний в передней части брюки легко надеваются и снимаются, а у жакета есть трикотажные вставки сзади, обеспечивающие большую свободу движений. Наконец, для Димы Сенина с синдромом Дауна придумали пальто, к которому пристегиваются шапка, шарф и варежки, чтобы он их не потерял — Дима рассеянный.
Однако идея проекта состояла не столько в том, чтобы сшить гардероб конкретным людям, а в том, чтобы понять принципы моделирования одежды для людей с особыми потребностями. У всех они свои. Скажем, при ДЦП часто бывает поражена половина тела — и нужна одежда, которую можно надеть, пользуясь всего одной рукой. А вот мелкие пуговицы и карманы в труднодоступных местах следует исключить. Зато эластичные материалы — решение, которое полезно практически во всех случаях. Все эти знания очень пригодятся, когда одежду запустят в массовое производство.
Дима Сенин в пальто с пристегивающейся шапкой, варежками и шарфомФотография: Британская высшая школа дизайна
«Сегодняшняя презентация — только начало, — говорит Анна Черных. — Дальше нам предстоит совместное с Bezgraniz Couture участие в Mercedes Benz Fashion Show Week с полноценной коллекцией на основе пилотных образцов. В прошлом году резонанс был огромный, и я надеюсь, что мы сможем найти инвесторов, которые будут готовы вложить деньги в пошив первой партии. Нашей страной мы не ограничиваемся, собираемся выходить на международный рынок». Кроме того, авторы проекта хотят делиться своим опытом с другими учебными заведениями. «Мы намерены подготовить этот образовательный модуль к внедрению в программу других вузов — как наших, так и иностранных. Сейчас ведем переговоры с США и Мексикой. Как выяснилось, таких программ, как у нас, нигде нет».
Для студентов это тоже неповторимый опыт. Обычно модельеры при создании коллекций опираются на свой вкус и рыночные тенденции, а здесь перед ними стояли конкретные задачи, в том числе технические. «Катя — очень чуткий модельер, — рассказывает модель Люба Зеленкина, у которой ахондроплазия. — Катя как будто переселилась в мое тело и каждую деталь прорабатывала с учетом того, как бы она себя внутри меня чувствовала. Она хотела меня удлинить, сделать постройнее, спроектировать пальто так, чтобы мне было удобно. Теперь она настоящий эксперт, у нее даже есть 3D-модель меня. Надеюсь, мы и дальше будем сотрудничать и сошьем мне целый гардероб».
«Наша индустрия подразумевает один тип потребителя— молодая, стройная, высокая девушка без материальных проблем, которая увлекается искусством. Все, на этом фантазия заканчивается, — добавляет Анна Черных. — Мы хотим изменить отношение к человеку с инвалидностью». А значит — допустить на секундочку мысль, что человек в кресле хочет не только выходить из дома, а еще чтобы люди не отводили глаза, смотрели без жалости и говорили, что он выглядит классно.
Похожие статьи