Он рисует свои картины, зажав кисть в зубах, выжить и жить помогает ему вера
С художественным творчеством Валерия Раисовича Сейтбаталова сотрудники фонда «Филантроп» познакомились еще до того, как он стал лауреатом премии «Филантроп» 2008 г. в номинации «Художественное творчество «Преодоление.
За гранью возможного». В период регистрации заявок на премию и подготовки материала к просмотру жюри его иконы и портреты поразили всех. Но когда мы увидели и узнали, каким образом Валерий создает эти «живые» художественные шедевры, мы замерли – не было слов выразить то, что называется ЧУДОМ…
С Божьей помощью
Валерий Сейтбаталов родился в 1965 году в старинном поселке Денисовка Костанайской области северного Казахстана. Его жизнь разделилась на «до» и «после»… Сначала учеба, потом служба в армии, работа, семья, мысли и мечты – словом, все как у большинства людей. Только еще было ощущение того, что душа не насыщается и что-то должно произойти…
Летом 1997 года, купаясь в реке, Валерий неудачно прыгнул в воду и… повредил четвертый шейный позвонок. Он непостижимым образом остался жив с безжизненными руками и ногами.
С этого времени для полностью парализованного Валерия началась другая жизнь. Жизнь-преодоление, борьба с самим собой. В те тяжкие минуты жизни возникали вопросы: «Почему именно я? За что?» Было очень плохо, казалось, не было сил жить и дышать…
Многочисленные вопросы, на которые Валерий не мог найти ответа, заставили его обратиться к духовным книгам – это были глотки настоящего свежего и долгожданного воздуха, появлялись вера и надежда, стала возвращаться жизнь, но другая.
Появились другие вопросы. Валерий своему страданию ставил уже испытующие вопросы: «Куда ты ведешь меня? Чего желаешь от меня? Чему учишь?» Менялись ценности, многое становилось понятным. Это воистину был подвиг человеческой души, и жизнь его стала тоже подвигом.
Подвигом стала жизнь и мамы Валерия – Таисии Николаевны. Десять лет жизни всю себя она посвящала и посвящает помощи сыну и уходу за ним.
Низкий вам поклон, уважаемая Таисия Николаевна! Сильные, глубокие слова о смысле страдания принадлежат известному русскому мыслителю и философу Ивану Александровичу Ильину: «Если человеку послана телесная боль, то он совсем не должен ей подчиняться, увеличивать ее или уклоняться от ее лечения… Надо научиться противостоять телесной боли и не растворяться в ней… и больше того: надо научиться пользоваться телесной болью как поводом для укрепления воли и духа. Ибо умение одухотворять страдание есть одно из высших умений человека…»
Копии, как фотографии
Когда состояние Валерия несколько стабилизировалось, кроме чтения Евангелия, духовной литературы и размышлений, появилось желание чем-то занять себя. Первое время Валерий учил немецкий и польский языки. Потом попробовал писать на столике, который смастерил друг, – заполнял клеточки кроссворда карандашом, который держал в зубах. Написал первое письмо другу в Германию.
Мама первая заметила, что почерк абсолютно тот же, что был при письме рукой. И тут созрела идея рисовать. Сначала простым карандашом, затем пластмассовым многоразовым со сменными стержнями. Вот они-то, заточенные до остроты волоса, и оставляют на бумаге черточки, различить которые глаз не в состоянии. Во время чтения Библии, которая была с хорошими черно-белыми иллюстрациями, возникло желание попробовать срисовать. Родные только удивлялись – ведь он никогда не учился художественному мастерству.
Зажав зубами карандаш, Валера скопировал иллюстрацию к Нагорной проповеди Христа. Потом были «Иисус и самаритянка», «Иисус и грешница», «Моление в Гефсиманском саду» и другие.
Эта титаническая работа приносила ему внутреннее успокоение и радость. Попробовал рисовать портреты своих близких – сын Саша в возрасте трех лет, мама, дядя, жена младшего брата.
На мольберт, который устанавливали у него на кровати, прикрепляли фотографии, и Валерий делал точную копию, только большего размера. Рисовал цанговым карандашом, и те, кто видел эти рисунки, принимали их за фотографии, обработанные на компьютере. Трогали руками, разглядывали через лупу, видели следы карандаша и все-таки с трудом верили, что рисунок может быть таким точным.
Но даже не это главное. Портреты, нарисованные Валерием, начинали жить своей жизнью. Они передавали внутреннее существо человека, богатство душевного содержания личности в ее мировоззрении и убеждении, в ее переживаниях.
Совсем не так, как на фотографии. Фотография дает случайное состояние внешности человека. Но внешность часто не совпадает с внутренним содержанием и легко меняется в зависимости от настроения человека, состояния здоровья и других причин.
Хочется отметить, что на портретах Валерия Сейтбаталова лежит и отпечаток души самого художника – души мужественной, стойкой и благородной.
Высшая сила
В 2003-м Валерий написал карандашом портрет предстоятеля Русской православной церкви Алексия II, который вскоре был ему передан. Патриарх с большой благодарностью принял подарок, передав Валерию книгу с дарственной надписью.
Пять лет назад у Валерия возникло желание попробовать писать иконы. Сначала гуашью, затем масляными красками, не зная техники, не имея образования, но знания давала душа.
Первой написанной маслом была икона Пресвятой Богородицы «Умиление», затем икона Почаевской Божией Матери. Архиепископ Уральский и Гурьевский владыка Антоний посетил дом Сейтбаталовых и дал свое благословение на написание икон. Начались большая, ответственная, кропотливая работа и самообразование.
Икону священномученика Пантелеймона Целителя Валерий писал, придерживаясь церковного канона, выражая воплотившийся в нем религиозный опыт Церкви. Иконописец предметом своего постижения имеет мир духовный, и чтобы говорить о нем в своем творчестве языком духа, он должен быть живым в мире духовном. О духовном мире можно знать, можно философствовать о нем, проникать в него метафизически, но это еще не означает, что человек жив в этой области.
Валерий как-то раз сказал: «Словно Кто-то водит карандаш, я просто выполняю Его волю».
Творческому мастерству Валерия не перестаешь удивляться, оно совершенствуется с каждой последующей работой, да и сам он сейчас не производит впечатление человека, обделенного судьбой.
Разговаривая с ним, соприкоснувшись с лучезарным его творчеством (работы Валерия экспонировались на выставке в Галерее Российской академии художеств в Москве), я почувствовала удивительную силу духа, ему данную, и дай бог, чтобы этого замечательного человека не покидали ВЕРА, НАДЕЖДА и ЛЮБОВЬ, несмотря ни на что.
P.S. В Городском центре социальной реабилитации инвалидов «Филантроп» создан и работает музей «Равновесие», где представлены художественные произведения (станковая живопись, графика, резьба по дереву, керамика) авторов, имеющих ограничения в здоровье. Творческий подвиг многих инвалидов позволит кому-то изменить и собственное отношение к жизни, миру, окружающим, самому себе…
Похожие статьи