«Мама, я убью тебя»: Елена Погребижская сняла фильм об интернате, где детей в наказание отправляют в психбольницы

S

Режиссер Елена Погребижская сняла документальный фильм о детях в Колычевском интернате. Которых, по ее словам, за небольшое отставание в развитии записывают в олигофрены, а в наказание отправляют в психиатрические больницы и сажают на тяжелые препараты.

Фильм уже посмотрела вице-премьер Ольга Голодец.  И завтра, 22 мая, в 20:00 в Мультимедийном пресс-центре «РИА Новости» пройдет бесплатный открытый показ с дискуссией  об «узниках интернатов». Вот что написала о фильме сама Елена в своем «Живом журнале». 

Я прошу прийти 22-го мая на показ моего фильма « Мама, я убью тебя». Зачем?

История фильма началась четыре года назад, когда моя подруга Маша позвала меня поехать вместе с волонтерами в детский дом.  У меня тогда была в жизни, особенно личной, довольно неудачная полоса, и Маша, как друг, сказала: давай-ка, развеешься и доброе дело сделаешь, споешь там ребятам.

Дети и сами здорово спели хором. Одним словом, в интернате был радушный прием, всех волонтеров потом покормили в интернатской столовой и дали в дорогу вкуснейшие пирожки.

Волонтеров в интернате называли словом «спонсоры». И это было понятно, поскольку это была группа добровольцев-банковских работников. И банк что-то все время покупал интернату, да и сами волонтеры постоянно детям дарили прикольные игрушки. Интернатское начальство все же просило детей особенно не баловать и дорогим не задаривать. К моменту моего приезда дружба у банкиров с интернатом длилась уже несколько лет.

Постепенно мне становилось понятно, что многое в интернате не то, чем кажется.  Время от времени дети из интерната куда-то пропадали и на вопросы: « А где Леха? Где Настя? Где Сашка?» — ответы были какие-то мутные.

И выяснилось, что детей в наказание отправляют в психушки, где их кормят тяжелыми препаратами и они больше не досаждают взрослым. Еще оказалось, что все здешние веселые и смышленые ребятишки считаются умственно отсталыми, олигофренами, и что взрослые убеждены, что все эти дети рождены, чтобы стать малярами, рабочими и швеями.

Мне все сильнее хотелось в этом разобраться.  Почему никто не замечает эти странности и почему никто с этим ничего не делает?

Фильм мы снимали год и столько же монтировали, перемонтировали, переписывали, красили. Мы видели, как взрослеют наши герои, превращаясь из мальчишек и девчонок в парней и девушек, как меняются времена года за забором интерната.

Я снимаю трилогию о сиротах, поэтому когда первый фильм был готов, мы, все участники проекта, договорились кино никому не показывать и не вывешивать в Интернет. Потому что если бы фильм увидели работники интернатов, они могли передать друг другу по сарафанному радио, что, мол, есть съемочная группа, которая вот такое вот снимает, мол, не пущать, двери закрыть и т.д. Так что был велик риск, что после обнародования первого фильма можно уже было забыть про съемки второго и третьего.

Среди тех, кто согласился финансировать мою идею, был благотворительный фонд. В фонде очень гордились нашим фильмом, поэтому все же раздавали диски на своих благотворительных вечерах.  И вот на одном таком вечере диск дали Чулпан Хаматовой. И в свободный час Чулпан его посмотрела. И почувствовала сильное желание что-то немедленно предпринять. Но сначала сказала себе, что у нее у самой есть свое большое хорошее дело и что она себе давала слово не включаться больше в другие.

И все-таки она не удержалась. Чулпан позвонила в Белый дом и попросила связать ее с вице-премьером, отвечающим за сирот, Ольгой Голодец.

— Ольга Юрьевна, — сказала она, — я вас ни о чем не просила, а сейчас прошу. Посмотрите этот фильм.

И отправила диск с фильмом в Дом правительства.  И вице-премьер включила кино и села смотреть. Это было в четверг.

В понедельник мне позвонил директор интерната. Звонок меня удивил. Надо понимать, что уже больше года мы с ним не разговаривали.
— Ну спасибо,- сказал он.
— В каком смысле?- говорю.
— Посмотрел твой фильм. Интересный.
— Как посмотрели? Где?
— Начальство мое мне передало.

Потом директор еще сказал пару неприятных предложений, но, как опытный человек, мата в речи не допускал.

Так, думаю, надо же мне узнать, что с фильмом происходит.

В приемной у Ольги Голодец большой телевизор.
— Вот там сядете,- сказала она министрам,- и кино посмотрите в обязательном порядке. Или закачайте в айпэды,  я проверю.
Думаю, до этого дело все же не дошло. Вице-премьер Ольга Юрьевна чем-то напоминала моего проректора и вообще, на мой взгляд, больше походила на  научного работника, чем на чиновника.
— Это средневековье,- сказала она. — Это средневековье — отправлять детей в наказание в психиатрические больницы. Так не должно быть.

В ее голосе звучало явное возмущение. Мы с ребятами из благотворительного фонда, с которыми пришли в Белый дом, переглянулись. В наших взглядах был один и от же вопрос — неужели она об этом не знала?

— И еще нужно отделить педагогическую запущенность от психиатрических диагнозов,- продолжала Голодец. — Вот Сашка же какой толковый мальчик! (Это герой фильма.) У него же явно просто отставание, он же сам говорит в фильме, что мать пила и им не занималась.
— Еще,- решительно сказала вице-премьер,- очень нужно привлечь молодых, недеформированных системой специалистов, к работе с детьми.  Кстати, я туда поеду в субботу.
— Куда?- говорю.
— В ваш интернат…

Дети из интерната лихорадочно звонили волонтерам и мне. После того как в Доме правительства посмотрели кино, интернат замучили комиссии, воспитатели у детей отобрали дорогие подарки, косметику. Некоторые модные, дареные волонтерами, вещи почему-то вообще сожгли. По два раза в день дети драят коридоры. По разрозненным донесениям кажется, что в интернате наводят стерильную чистоту и ликвидируют все вольности, занесенные, как вирус, спонсорами. И ходят упорные слухи, что интернат закроют, а директора уволят. Понятно, что внутри интерната это кажется катастрофой.

— Что это за тварь нам устроила? — говорил мне в трубку Леха, пацан из интерната, явно намекая на меня.
— Лех, ты что, серьезно считаешь, что я могу мановением руки присылать вам комиссии и давать распоряжения отбирать у вас компьютеры?
— А из-за чего же тогда нам все запретили?
— А вот это я, Алексей, вообще не знаю.
— Слушай, но ты все-таки сюда не приезжай,- переходя на шепот, продышал Леха. — Тут нам воспитатели говорят, что вы сняли фильм про то, какие дети плохие, и из-за этого нас всех мучают.
— Это неправда, Лех.
— Да я знаю. А другие верят.

Вывод из всего вышесказанного: я пока не понимаю, хорошо или плохо то, что фильм угодил прямиком в правительство. С одной стороны, наше послание попало прямо к тем, что действительно способен изменить ситуацию. При этом моя команда считает, что чиновники могут разбираться с задачей только привычно по-чиновничьи, зачистить территорию в отдельном интернате, отчитаться об этом как о конечном результате, и как будто не было проблемы в целой стране.

Со своей стороны, вице-премьер Голодец говорит, что их всегда подозревают в кознях и досужие критики только рады даже за что-то хорошее кинуть камень. А они, мол, в правительстве тоже хотят реформ.

Фильм «Мама, я убью тебя» уже влияет на всех, кто его видел.

Он о том, как именно живут в детских домах дети. Кто им помогает? Как они живут, когда их усыновят, а потом вернут? В кого они вырастают? Почему там так все устроено, а не иначе? И другие ли они, чем мы?

Я не давлю слезу из зрителя. Как не было этого в других моих фильмах. И вы их или уже видели, или можете посмотреть у меня в жж. Я хочу рассказать о своих героях и тем самым помочь кому-то, тронуть зрителя и что-то сдвинуть в окружающем пространстве.  Напомню, что два  других важных для меня фильма похожей тематики, «Доктор Лиза» и «Продавец крови», получили два ТЭФИ, что, конечно, было важно для меня.

Но самое главное: благодаря этим и другим фильмам кто-то прожил немного дольше, кто-то избавился от страхов и панических атак, кто-то пришел помогать доктору Лизе, кто-то дал парню 200 тысяч на операцию.

Это кино про детей, которым нужна любовь. И я верю, что чем больше людей увидят фильм, тем выше шанс, что их жизнь изменится, их нельзя будет так же легко записывать в олигофрены и наказывать психушками. Их и еще несколько сотен тысяч таких же детей, у которых вместо родителей — государство.

Приходите и посмотрите фильм « Мама, я убью тебя».

 

Информацию об открытом показе смотрите здесь: http://cdkino.ru/events/20130522/716076835.html



There are 43 comments

Add yours
  1. Мама Неинвалида

    Снимите фильм о детях с ДЦП, которые не могут элементарно выйти на улицу, подышать воздухом… На улице весна, солнышко, а у этих детей нет хороших колясок, на улицах нет удобных пандусов (вернее вообще нет), пандусов нет и в подъездах… Многие мамы носят детей на руках, надрываются, а ведь именно они поддерживают жизнь в своих детях, на государство нет НИКАКОЙ надежды. В этом фильме Нужно и о мужественных мамах сказать! Снимите, пожалуйста!

  2. Геннадий

    Елене Погребижской. За год съемок не нашлось более ярких, волнующих сюжетов? Про отправку детей в психушки за нарушения — на 100% полнейшая чушь. Непрофессионально. Вас пустили в дом, а вы в нем нагадили. Снимайте лучше какие-нибудь клипы или бомбите по свадьбам.

    • Григорий

      Ну да, пусть всё остаётся, как остаётся. Не надо сор выносить и проч.
      Как чушь, если вот живой человек в психушке, вот врач комментирует, вот она сама психушка — ?

  3. Валентина

    Слышала про этот бредовый фильм и его последствия для всего учреждения. Сама живу в этом городе и приезжаю в этот интернат в качестве волонтера 2 раза в год уже несколько лет подряд. Никуда из него дети не пропадают… Ну как можно пускать в свет непроверенные данные? Вы хоть документы видели на "Лёху, Сашку, Настю"? Вы уверены в том, что они куда-то пропадали? Вы что с ума сошли?

    • Геннадий

      А ведь этому бреду обыватели поверят! Поверят, что там бьют детей, сажают в карцер. Поверят, что такие милые, хорошие дети томятся в застенках и не смогут реализовать свою мечту стать врачом или космонавтом, хотя в 8 классе не могут выучить таблицу умножения. Это просто заказной фильм с целью разрушить систему интернатов, только вот куда детей девать? В приемные семьи? Так не возьмет же автор фильма любимого героя к себе домой. Пусть другие с ним испытают радости.

      • Валентина

        Совершенно с вами согласна. А название фильма совсем "убило"… Вообще полный мрак… А взять такого ребенка авторы фильма не захотят, поговорят-пошумят, срубят бабла и на этом всё…

        • Ирина

          Название фильма абсолютно непонятно. Дети-сироты очень часто называют педагогический и медицинский персонал "мамами". Всегда заступаются за своих мам-алкоголиков, если их другие дети обзывают. Для них мама остается всегда мамой, какой бы она не была. А тут такое название фильма.
          Взять такого ребенка авторы не захотят, а если даже возьмут, то потом найдут множество причин, в которых будет виноват сам ребенок и вернут.

          • Илья

            Название отражает состояние души брошенного ребёнка — так как он его может выразить в состоянии отчаяния

      • Татьяна

        Геннадий, Вам так хорошо известна цель фильма, может и заказчика назовете? Нам тоже интересно!
        Если Вашему ребенку, не дай бог, сделают операцию и, не дай бог, неудачно, Вы что, заберете его домой и сделаете операцию сами? В любом деле должен быть порядок и профессионализм. Если нет ни того ни другого, просто не беритесь, а не кричите, что вас оболгали.
        Ах как было бы славно, если б была такая сила, способная "разрушить" хоть одну систему в нашем государстве.

        • Моралес

          Согласна. Насчёт порядка и профессионализма.
          А диагноз за 30 минут и на всю жизнь — тут профессионализм и не ночевал.
          Как и психушка для провинившихся.

  4. Ирина

    Здравствуйте, Елена. Где можно будет скачать фильм и посмотреть его полностью? Нет возможности приехать и посмотреть его. При съемках фильма консультировали ли Вас врачи по конкретным детям? Имеете ли Вы образование психологическое? Или врача-психиатра, чтобы так отменять диагноз других специалистов?

    • Мексиканец

      Мне кажется, образования психологического(а тем более психиатрического) не нужно, чтобы снять фильм.
      И автор нигде не ставит диагнозы детям.
      А то, что болевые точки названы, показало обсуждение после фильма в РИА "Новости".

  5. Светлана

    Елена, что взяла топовую тему?Чего же вы,если такая правильная, сразу в прокуратуру не пошли, а дала издеваться над детьми целых 4 года?Отвечу за вас.Просто думала какую чушь придумать, чтобы интересно было.Стыдно должно быть.Надеюсь Голодец размажет вас завтра.

    • Света

      Голодец фильм видела и не размазала, а напосылала комиссий.
      Вряд ли она не знала о порядках в этих интернатах.
      А если не знала, тем хуже.
      Елена не следователь, а режиссёр. Её фильм свою работу сделал.
      Как говорил Герцен, "мы не врачи, мы боль"

  6. Лёвочкин Анатолий

    "Свою боль каждый создает сам. Чужая жизнь как отражение в зеркале — она не касается тебя, и ты не касаешься ее, пока не захочешь этого".

  7. ЕVA

    я считаю, что автор фильма просто делает себе имя. Фильм о том, в чем ничего не понимает. Жаль.

  8. Lekar

    Я сожгу себя
    Ты — моя мания.
    Я убью тебя
    Ты — моя мания
    Я люблю тебя
    Ты — моя мания.

    Это стихи Елены Погрибижской!!! Можно уже ставить диагноз этой даме. Она ещё говорит о детской душе. Ужас!!!

    • Галина

      диагноз по песням не ставят
      как и по стихам и прозе
      и говорить о детской душе может любой человек

  9. Lekar

    И может заехать на чай и по роже
    боль переносит, две пачки — не доза
    и прячет улыбку где-то под кожей
    и два перелома, как минимум, носа
    и мама лет 5 принимает как данность
    то что у дочери сильная странность
    и значит размер
    ничего и не значит
    все проще простого
    девчонки не плачут.

    А вот ещё… Это её мама говорит о странностях дочери, т.е о Елене Погребижской.

  10. Андрей

    Мне кажется(после прочтения комментариев), что нападает на фильм один какой-то человек.
    Из тех, кого фильм задел конкретно, по их деятельности.

  11. Olga

    Смотреть фильм даже желания нет. Сама я выросла в интернате. За одно название фильма, я бы отправила автора фильма в психушку.

  12. Алексей

    Вот, блин. Надо будет посмотреть фильм, если где-нибудь найду. Не зря жеж столько людей его облаяло. Верить или не верить режиссёру или новостям по первому каналу — личное дело каждого.

    • Мама

      Вы лучше приезжайте в интернат. Всё увидите своими глазами. Может, чем поможете? Что-то исправите? Кому-то слёзы утрёте? Может, поработаете с ребятами денёчек?два? Я там была. Там всё в порядке, за исключением нищенского финансирования. Выживают, как могут. А теперь их ещё и проверяют без конца, в угоду режиссёру и съёмочной группе.

      • Алексей

        "Там всё в порядке, за исключением нищенского финансирования". Шедеврально. Ну и ещё, так, по мелочи, десяток недостатков мелких. "А в остальном, прекрасная маркиза…" Шёл 13-й год "стабильности"…
        Там не "бывать" нужно, это не выставка. Оттуда надо детей разбирать. Вот когда не останется ни одного детдома и все дети, вышедшие оттуда, будут здоровы и счастливы в ЭТОЙ стране, а не в туманном забугорье, где только и могут нормально вылечить, — вот тогда такие фильмы и непонадобятся. Впрочем… Их и не смотрит никто. Всем пофик. Только лишь сотрясание воздуха с высоких трибун и выделение очередного транша "профильным" товарищам, так сказать, "по случаю". А воз…

  13. Алексей

    А что там жизнь далеко не сахар на повидле, — это к гадалке не ходи. Хотя — кому ж среди критиков до этого есть дело. Поза страуса — любимая поза нашего народа.

  14. Мама

    Не может один человек реформировать всю систему. А вот испортить жизнь больным деткам — может! Что Вы изменили, Елена? Ничего! Вы не стали матерью ни одному из этих ребят! Не научили их ничему доброму! Никого не обогрели! Как быть, если ребёнок в неадеквате, опасен для себя и других? Когда ему необходима помощь психоневролога, медикаментозное лечение в стационаре? Легко рассуждать, будучи не в теме. Я работаю с больными детьми уже 20 лет. Мне искренне жаль деток. Да они хорошенькие, красивые, где-то находчивые, не не смышлёные. Если бы они были смышлёными, им не поставили бы диагноз многочисленные комиссии, через которые им пришлось пройти. А ведь ПМПК всегда решает вопрос в пользу ребёнка. Фильм посмотрела. Это заказ. Потому он и пролежал 4 года. Ждал своих покупателей. Потому он и переводится активно на другие языки. Потому и трилогию задумала автор. Лучше б детям помогла реально.

    • Алексей

      Ну да, Астахову наши детдома тоже очень нравятся.
      А проверять (вы, наверно, удивитесь) очень даже нужно. Иначе "в порядке" в конце концов не останется. И не угоду никакой Погребижской, какой бы всесильной она ни была, а просто потому что это стоит в штатном расписании проверяющих. Вот так. И если где-то нищенское существование, это ещё не значит, что в этом виноваты воспитанники этого учреждения. Может, лучше подумать, кто должен это всё лучше финансировать (вместо, скажем, зимней олимпиады в субтропиках)? Но Вам, очевидно, так не кажется. Толку-то от того, что Вы там были…

  15. Елена

    11 августа будет показ документального фильма Елены Погребижской "Мама, я убью тебя" в 18.00 в клубе Artefaq по адресу: Большая Дмитровка 32 стр. 1

  16. Елизавета

    Что говорить о интернате, когда и в детском санатории в 90 были отвратительные условия. За нищенскую зарплату работают не совсем адекватные люди, непрофессионалы. То же в школах и детских садах.

    • Алексей

      Ну одно дело — кровавые кошмарные и т.д. 90-е, и совсем другое — благословенные нефтегазовые нулевые, когда пупин, надо полагать, лично обеспечил сто вражеских баксов за патриотический баррель, и куда девать лишний миллиард, уже не хватало фантазии. А болезни детей как лечились исключительно за бугром, так и лечатся. Зимнюю олимпиаду в субтропиках провести могём, попутно устранив в надёжные места всё, что плохо лежало, а вот вылечить детей так обожающего главстерха народа — почему-то не в состоянии. Наверно, нужно перед этим ещё летние игры на Таймыре провести.

  17. Юрий

    скажем так, современная педагогическая система имеет массу своих проблем которые крайне негативно влияют на все общество в целом и будут оказывать влияние на следующее поколение. Плохое образование (если кто-то еще этого не заметил) негативно сказывается на нации в целом — это касается и людей с неоконченным средним обр. и специалистов/магистров и будущих докторов наук. Вместо хороших учебников химии, математики, физики в школы присылается православная муть напечатанная на бумаге отменного качества в твердом переплете. Модернизация только впереди. К чему все это? а к тому что даже стандартному гражданину (в образование которого нужно вложить значительно меньше ресурсов, который способен производить благ гораздо больше и дольше любого инвалида) в данный момент государство не способно дать достаточное образование. Ответ гос-ва инвалидам прост, хотя и немного жесток — хорошее образование инвалидов не является выгодной затеей т.к. на необходимые ресурсы можно дать образование большему числу здоровых людей с большей отдачей

  18. Марина

    ФИЛЬМ ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛСЯ, НЕТ СЛОВ. БОЛЬНО, ОЧЕНЬ БОЛЬНО СМОТРЕТЬ НА ЭТИХ ДЕТЕЙ, И ПОНИМАТЬ, ЧТО НИЧЕГО НЕ МОЖЕШЬ ДЛЯ НИХ СДЕЛАТЬ. БОЛЬНО ОСОЗНАВАТЬ, ЧТО ВСЕ ЭТО — ДЕЛО РУК ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ — ЖЕСТОКИХ, БЕССЕРДЕЧНЫХ. ЭТО ПРОСТО ЧУДОВИЩНО, МНЕ СТЫДНО ЗА НАШУ СТРАНУ. ТАКОЕ ЧУВСТВО, ЧТО ЛЮДЕЙ С ЧИСТЫМ И ДОБРЫМ СЕРДЦЕМ СКОРО СОВСЕМ НЕ СТАНЕТ. ЛЮДИ, ДАВАЙТЕ БУДЕМ ДОБРЕЕ! ИЗМЕНИТЬ СИСТЕМУ И ЗАКОНЫ МЫ, УВЫ, НЕ В СОСТОЯНИИ, НО ИЗМЕНИТЬ СЕБЯ МЫ МОЖЕМ ВСЕГДА! ДАВАЙТЕ ЛЮБИТЬ ДРУГ ДРУГА, ДАВАЙТЕ СОСТРАДАТЬ ДРУГ ДРУГ ДРУГУ. КАК МОЖНО ТАК… ЭТО ЖЕ ДЕТИ!! СПАСИБО ЗА ФИЛЬМ, ДО СЛЕЗ!

  19. Простомама

    а почему бы не назвать этот фильм "Куда смотрит папа?". Или эти дети появились на свет от духа святого?

  20. Екатерина Кочнева

    кино снято настоящим журналистом. Который ни перед чем не остановится чтобы сделать сенсацию. Сама неоднократно принимала участие в волонтерских поездках, и к "нормальным"и к детям "нуждающимся в коррекции". Взгляд однобокий, плюс реально раскачивающий тех же детей, к которым они ездили. Все эти якобы сочувствующие разговоры с детьми. Вопросы к воспитателям, обрезанные диалоги, — обрезанные так, чтобы выглядело это позрелищней. Отвратительно. И вредно посещение интернатов такими "псевдоволонтерами". Екатерина Кочнева. Коломна

  21. Лиля

    Смотрела я этот фильм. Давно. Впечатления сильные до сих пор. Никому эти дети не нужны. Жалко их. Безумно жалко.
    Менять надо систему, а не грести под одну гребенку. Не отбирать будущее у детей. Не лишать их возможностей. Именно после этого фильма я "забила" на свои "хотелки". Я трачу деньги на развитие своей дочери. Оплачиваю занятия и кружки. Даю ей возможность развиваться, чтобы она попробовала себя и получила базу для своего будущего. Я хоть сто рублей да перечислю кому-нибудь на операцию. И нас таких много, мы помогаем.
    Такие фильмы способствуют пробуждению души. Уважаемые оппоненты автора и самого фильма, Вы не предлагайте Елене взять того же Леху домой к себе, Вы сами попробуйте. Я никогда не возьму ребенка из детского дома, потому что у меня нет столько сил, душевных. Я не прощу себе никогда, если не справлюсь. Я не хочу ребенку причинить боль и предавать его. Я лучше буду помогать, как умею. Хотя бы деньгами.
    И еще. Не умеют в нашей стране проводить реформы. Только революции: чиновники сразу загнобили руководство интерната, те загнобили детей. Надо лечить причины этой беды, а не саму ее — опять бедные дети больше всех отдуваются.

  22. Анна36

    Елена, снимите фильм про всех (Не)инвалидов. Про отсутствие пандусов, колясок и отношение общества к ним, как к тем, кого нет. Пр больных диабетом, например, про то, что правительство начисляет в месяц 800 рублей на лекарства, а купить на них надо полосок для измерения сахара на 3000 рублей .Именно столько уходит на поддержание нормального функционирования, особенно если есть осложнения. Я думаю, иногда, что я бы свой фильм об этом назвала, не "Мама я убью тебя", а "Мама, пусть я умру раньше тебя", потому что иначе я не знаю, что делать.


Post a new comment

*