«Мы никого не жалеем, и в этом наш секрет»

Почему здоровые люди приходят в ансамбль «Параллели», чтобы танцевать в паре с колясочниками

Спортивные танцы на колясках развиваются в нашей стране с 1997 года. В настоящее время создана федерация спортивных танцев на колясках в России, которая объединяет организации 14 регионов страны. Среди них — липецкий интегрированный ансамбль «Параллели». В сентябре этого года коллектив стал победителем соревнований на Кубок мира по спортивным танцам на колясках. Среди 150 участников из 16 стран мира липчане покорили членов жюри, исполнив танец «Луч света».

«Стереотип о том, что инвалиды и танец несовместимы, сломался»

Когда я прихожу на репетицию ансамбля «Параллели», танцоры в течение трех часов снова и снова отрабатывают движения. Впереди у них гастроли в Лебедяни, потом — в Ельце, а после выступление в Липецке. По словам руководителя ансамбля Елены Лемак, у ребят началась горячая концертная пора. Елена называет свое участие в «Параллелях» любимым делом, сама же работает в управлении ЖКХ Липецкой области.

– Елена, почему вы решили заняться именно колясочниками, а не открыть обычную танцевальную студию?

– Как сказал Михаил Жванецкий: «Грань между здоровым и инвалидом — одна секунда». Несчастье может произойти с каждым. Мне всегда хотелось создать центр, в котором бы танцевали люди всех возрастов: от детей до пожилых. Но об обучении инвалидов я как-то не думала. Только когда устроилась в Центр реабилитации инвалидов и пожилых людей «Сосновый бор», мнение изменилось. Впервые я увидела там так много людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, причем среди них было немало моих ровесников. Они приезжали в центр на десять месяцев, чтобы получить профессию и немного освоиться в новой для себя жизни. Увиденное тронуло до глубины души. Я поняла, что мои трудности — просто ерунда по сравнению с их проблемами.

– Тогда-то и появились «Параллели»?

– Не совсем. Моя история началась в 2001 году, тогда я как раз работала в «Сосновом бору» заведующей отделением. Директор центра знала, что я танцую с шести лет и у меня немалый опыт преподавания хореографии. Поэтому накануне какого-то мероприятия попросила поставить танец с кем-нибудь из ребят. Просьба поставила меня в тупик, так как до этого я работала только со здоровыми, но я не отказалась. Разучила танец с парнем, у которого была тяжелая форма ДЦП, и выступила в паре с ним. Когда я увидела реакцию остальных, поняла, что мой стереотип о том, что инвалиды и танец несовместимы, сломался. Родилась идея организовать танцевальную студию при Центре реабилитации.

– Работа с этими людьми, наверное, сильно отличалась от того, что вы делали раньше…

– Да, и научиться преподавать людям, у которых нарушен опорно-двигательный аппарат, мне помогли английские педагоги. В 2002 году в Волгограде проводился всероссийский образовательный семинар. На протяжении двух недель англичане делились с нами опытом. Я с удивлением узнала, что по всему миру танцы на колясках хорошо развиты. Когда вернулась в Липецк, с воодушевлением пришла в управление соцзащиты Липецкой области и рассказала обо всем его начальнику Вячеславу Явных. Он поддержал мою инициативу заниматься этим направлением танцев более плотно. Так, благодаря ему, в центре появились специальные танцевальные коляски, о которых мы раньше и не знали.

В 2005 году ансамбль Елены завоевал в Минске первую международную награду. Однако удовольствие от победы было недолгим. Скоро она начала понимать, что в деятельности нет никакого прогресса. Люди приезжают в «Сосновый бор» на десять месяцев, танцуют и уезжают. Елена уже начала было подумывать, чтобы оставить это занятие. Тем более, карьера юриста пошла в гору.

Было жалко лишь двух ребят, которые жили в Введенском геронтологическом центре и очень хотели танцевать. Уже оставив «Сосновый бор», Елена вместе с подругой Олей Томилиной начала ездить к ним, преподавать. Но все чаще люди, которые когда-то посещали центр реабилитации, стали просить ее организовать танцевальную студию для инвалидов в Липецке.

– Администрация, наверное, была только «за»?

– Что вы! В то время город совершенно не был приспособлен для колясочников. К тому же никто не хотел видеть их рядом. Помогла директор детского дома творчества «Городской» Ольга Николаевна Кислая. Дело в том, что я сама долго танцевала в этом доме творчества, а потом преподавала хореографию. Поэтому, когда пришла к Ольге Николаевне с просьбой помочь открыть ансамбль, где могли бы танцевать колясочники, она обо мне уже знала. Несмотря на то, что очень многие люди были против, поддержала идею. Выделила зал на первом этаже, сделала пандус.

3 февраля 2007 года на базе Дома творчества «Городской» появились «Параллели», за что Елена очень благодарна его директору.

«К детям у нас относятся как к серьезным артистам»

– Елена, ансамбль является интегрированным. Между партнерами не возникает трудностей во время общения?

– У меня самой здесь танцуют дети. Сын Артем, например, никогда не понимал, чем он отличается от людей на колясках. Один раз только, когда мальчик при нем отстегнул протезы, а Артему тогда было четыре года, он подошел ко мне и спросил: «Мама, а у меня ножки тоже так отстегиваются?» Не испугался, не отвернулся. Просто по-детски спросил. А Маша, считайте, растет вместе с «Параллелями». Когда ей было еще два месяца, я уже начала брать дочку с собой на работу. Судя по ее общению с другими детьми, она вообще не понимает, чем они больны и в чем их отличие.

В танцах не чувствуется разницы между партнерами. Фото: из архива ансамбля

– Все занимаются вместе?

– Конечно. На репетиции настоящая рабочая обстановка. К детям у нас относятся как к серьезным артистам — никаких поблажек. Только методы разные. Например, здоровым преподаем всю хореографию, а под колясочников уже адаптируем. Самым младшим в коллективе — 5 лет, самому старшему танцору — 36.

Время младшей группы в репетиционном зале заканчивается, но уходить никто не спешит. Замечаю, что на лавку садится девушка, которая только что подошла.

– Ты, наверное, в группе для тех, кто постарше, танцуешь?

– Да, — отвечает она. — Закончила учиться, потанцевала в другом коллективе и сюда.

– А где ты учишься?

– На втором курсе медицинского колледжа. Меня Катей Акуловой зовут.

– Катя, ты давно танцуешь в «Параллелях»?

– Почти с самого их появления. Я раньше танцевала в ансамбле «Талисман», который находится в этом же Доме творчества. Но в «Параллелях» бывала не раз, и когда от них ушла девочка, мне предложили попробовать занять ее место в паре с колясочником.

– Почему согласилась?

– Я уже давно чувствовала, что повторять старые танцы мне уже не интересно. Хотелось чего-то нового. А здесь мы за год ставим около десяти новых номеров. Для любого танцора это гораздо увлекательнее, чем перетанцовывать старое.

– Не тяжело понимать, что твой партнер отличается от тебя?

– А он ничем и не отличается. Я еще до «Параллелей» была знакома с некоторыми воспитанниками ансамбля, в том числе и с Сашей Башлыковым, который сейчас является моим партнером. Поэтому не почувствовала никакой разницы. Пришлось лишь научиться помогать партнеру вести коляску.

Конечно, как и в жизни любого коллектива, бывают в ансамбле и конфликты. Разрешить один из них Елена Лемак однажды пригласила своего знакомого психолога Игоря Никандрова. Он пришел пару раз на занятия, поговорил с людьми. А потом получилось так, что партнер одной девушки, колясочник, переехал в Москву. Елена предложила Игорю попробовать встать на его место. Поначалу парень сомневался, так как танцами занимался только в детстве, но, попробовав, остался в коллективе.

– Сейчас Игорь в ансамбле уже два года, — улыбается Елена. — Говорит, что его задача — быть полезным.

С прошлого года в «Параллелях» стали заниматься еще и слабослышащие. Их обучают по специальной программе «Слушай прикосновением рук», которая основана на современной хореографии с приемами контактной и бесконтактной импровизации.

– Есть у нас одно правило, — признается напоследок Елена, — мы никого не жалеем. Возможно, в этом и кроется наш секрет.

Источник http://rusplt.ru/



There are no comments

Add yours

*