Минск на ощупь: как незрячим людям попасть в нужную точку города

nezriachij 1

Легко ли самостоятельно заварить чай и можно ли не потеряться на площади Независимости, если ты абсолютно ничего не видишь?

– Это католический костел? – скорее спрашиваю, чем отвечаю на просьбу экскурсовода эксподизайнера Артема Рощупкина узнать здание, ощупав его макет.

И только со второй попытки догадываюсь: это концертный зал на площади Свободы. Чтобы тактильно узнать архитектуру исторической части Минска в уменьшенном виде, приходится потренироваться, несколько раз ощупать стены и крышу зданий. Увидеть их не позволяют условия эксперимента.

Благотворительное католическое общество Каритас, Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам (БелАПДИиМИ), программа «Мивия» организовали для журналистов экскурсию в мир незрячих людей «Мир в прикосновении». Задача посетителей казалась очень простой – сориентироваться на кухне, попробовать заварить чай, после этого «погулять» по городу, то есть изучить макеты архитектуры Минска с помощью пальцев.

Площадь Свободы с Ратушей и концертным залом «Верхний город», а также площадь Независимости. Пока только эти места столицы незрячие люди могут изучить на месте с помощью специализированных макетов.

Расстояние от выхода из метро до фонтана на тактильной карте площади Независимости чуть меньше ладони. И не совсем понятно, как этот макет поможет незрячим людям понять настоящий масштаб площади. Но тактильная карта помогает им ориентироваться в пространстве, объясняет архитектор, волонтер программы «Мивия» Ольга Шамшура. Настоящую площадь участники экскурсий познают на месте с помощью экскурсоводов, которые нашли такой оригинальный способ знакомить незрячих людей с городской архитектурой.

Не споткнуться о бордюр

Лишившись всего на десять минут одного из важнейших органов чувств, сталкиваешься с немалым количеством препятствий. Оказывается, узнать на ощупь в импровизированной кухне нужную крупу или унюхать в одной из множества баночек чай не так-то легко. Полная темнота дезориентирует. И стоя с завязанными глазами в «Темной комнате», чувствуешь себя не просто неуверенно, становится страшно от невозможности рассмотреть привычные вещи: кувшин с водой, чашку, чай и приправы.

Еще неуютней себя чувствуешь, когда приходится передвигаться в незнакомой, пусть и небольшой комнате. Экскурсоводы стараются максимально облегчить задачу познания мира незрячих людей. Но это не спасает от неловких ударов о стол, спотыкания о бордюр. И не раз сами волонтеры оказываются под ударом: гости, которых они сопровождают, регулярно наступают им на ноги.

Но на улице нет волонтеров, ведущих под руку незрячих. И люди с ослабленным зрением вынуждены справляться с преградами самостоятельно.

Белорусские города неприветливы к незрячим людям

Только в Минске проживает не меньше 6 тысяч незрячих и людей с ослабленным зрением. Всего в стране инвалидов по зрению не меньше 18 тысяч.

Несмотря на заявления профильных ведомств о достижениях в развитии безбарьерной среды, ни один белорусский город пока нельзя назвать дружественным к людям с инвалидностью.

Безбарьерная среда в Минске, как и в других городах, в большинстве своем ограничивается созданием доступности для людей в инвалидных колясках. Шрифт Брайля в лифтах, желтые круги на дверях зданий, тактильные полосы, извещающие о преградах, и звуковые светофоры в городе хоть и встречаются, но пока не составляют единой цепочки, облегчающей передвижение людей с ослабленным зрением.

Заместитель министра труда и социальной защиты Александр Румак сообщал об опережении планов внедрения безбарьерной среды: за последние семь лет доступностью обеспечены 18,5 тысяч объектов при плане на 2007-2015 годы в 10 тысяч.

Но достижения локальны и не позволяют незрячим выйти из и беспрепятственно попасть в нужную точку города, считает Ольга Шамшура. Люди с особенностями по зрению практически не могут перейти дорогу: даже на переходах со специальными светофорами тротуар и дорога не разделены специальной рельефной полосой. Попасть в общественный транспорт незрячему человеку вообще невозможно, если на остановке нет пассажиров, у которых можно узнать номер подъехавшего автобуса.

По мнению архитектора, работы в приближении городской инфраструктуры к варианту, которым могут пользоваться люди с особенностями по зрению, предстоит немало. Это внедрение тактильных полос, предупреждающих человека, что он переступает с бордюра на проезжую часть, установка ограничительных столбиков и специальных обозначений перед преградами, ликвидация бордюров на переходах. В идеале же можно сделать доступным общественный транспорт, оснастив остановки звуковыми информаторами, разделения тротуаров на зоны, позволяющие определить близость зданий или дороги.

Белорусская толерантность не распространяется на людей с инвалидностью?

Оказывается, проблема полноценного существования людей с инвалидностью не только в недоступной инфраструктуре. Белорусы еще только начинают путь от привычных традиций изоляции людей с инвалидностью в пользу инклюзии. Много лет людей с инвалидностью у нас исключали из общества. Создавали условия для их жизни в специализированных заведениях.

– Сейчас на этапе включения в общество люди с инвалидностью сталкиваются не только с барьерами инфраструктуры, но также в восприятии их людьми, – объясняет координатор проекта «Искусство за инклюзию людей с инвалидностью» общественного объединения БелАПДИиМИ Ирина Логвин.

До сих пор детям с инвалидностью и молодым инвалидам, чьи родители решают учить их в инклюзивных классах, посещать с ними общественные места, приходится преодолевать волну недовольства и доказывать обществу, что «особые» дети имеют равные права на досуг и обучение в обычной школе.

Проведенное БелАПДИиМИ исследование показало, что уровень толерантности белорусской молодежи к людям с инвалидностью достаточно высок, но большинство опрошенных оказались не готовыми напрямую взаимодействовать с «особыми» сверстниками.

– Молодые люди убеждены, что помогать социализироваться людям с инвалидностью должны их родители и педагоги. Сами они не готовы уделять внимание сверстникам с инвалидностью, – говорит Ирина Логвин.

Отсутствие взаимодействия общества с людьми, имеющими особые нужды, отражается и в том, что многие представители частного бизнеса не знают, а порой и отказываются делать свою инфраструктуру доступной. Точно так же оказываются не адаптированными для людей с инвалидностью и некоторые новые здания городов.

Кстати, в Беларуси действует примерно 250 технических нормативных правовых актов с нормами по созданию безбарьерной среды при строительстве, реконструкции и введении в эксплуатацию зданий и инфраструктуры. Например, по закону все недавно построенные здания должны быть доступными для людей с инвалидностью. Но, по словам экспертов, в законе есть лазейки, позволяющие обойти нормы доступности, чем многие застройщики пользуются для удешевления проектов.

– Такие случаи были бы более редкими, если бы строительные объекты не могли сдаваться в пользование без заключения представителей заинтересованных общественных организаций, – считает эксперт.

Источник http://www.zautra.by/index.php



There are no comments

Add yours


*