Подвиг Маресьева повторили десятки советских пилотов
В числе героев Великой Отечественной войны имя Алексея Маресьева обычно называют одним из первых. Лётчик, потерявший ноги и вопреки судьбе вернувшийся в строй, вызывал восхищение не у одного поколения. Однако не многие знают, что помимо Маресьева в Красной армии было немало и других безногих, безруких и даже полуслепых пилотов. Более того, «Повесть о настоящем человеке» вполне могла быть написана на 30 лет раньше.
Не создай Борис Полевой свою легендарную повесть, на офицера с протезами вместо ног, возможно, никогда не обратили бы такого внимания. Вплоть до начала Второй мировой инвалидность у военнослужащих не считалась чем-то настолько из ряда вон выходящим, чтоб это стоило возводить на пьедестал. Покуда в войсках ещё имелась кавалерия и был велик риск получить сабельную рану, очень многие солдаты и офицеры теряли руки и ноги, при этом продолжая служить. Так, к примеру, без кисти левой руки командовал ротой георгиевский кавалер и военный историк Константин Попов. Техническое перевооружение, появление танков и самолётов повысило требования к физическому состоянию военнослужащих, однако же и после этого в русской армии продолжали нести службу «лица с ограниченными возможностями». Причём даже в той же авиации. Выпускник престижного Морского кадетского корпуса Александр Прокофьев-Северский был потомственным военным. В 1914 году при военно-морском флоте начали создавать авиационные группы, предназначенные для морской разведки, – молодой офицер записался в авиаторы одним из первых. Летом 1915 года в его аэроплане сдетонировала бомба – самолёт разрушился, а сам лётчик получил тяжёлые травмы и потерял правую ногу.
Учась ходить на протезе, Прокофьев-Северский занялся конструированием и разработал систему лыж для гидросамолётов, что позволило русской авиации действовать зимой. Добившись именного повеления Николая II, он смог вернуться в строй и воевал до середины 1917 года, приняв участие в 57 воздушных боях. После революции безногий пилот эмигрировал в США, где основал своё авиаконструкторское бюро, а также консультировал американские ВВС по вопросам применения боевой авиации.
Пару Прокофьеву-Северскому составляет корнет Юрий Гильшер, получивший в 1916 году травму в результате падения самолёта. Из-за угрозы гангрены Гильшеру ампутировали левую ногу, но он нашёл в себе силы вернуться в отряд истребителей, вскоре возглавив его. Погиб лётчик в воздушном бою в июле 1917 года. Увы, но своего Бориса Полевого, чтобы прославить отважных летунов, среди многочисленных русских писателей тогда не нашлось.
Шесть суток ползком по тундре
Доподлинно неизвестно, знал ли Борис Полевой о том, что Алексей Маресьев на самом деле был лишь одним из многих советских пилотов, кому тяжёлое ранение не оборвало дорогу в небо. Возможно, что и знал: будучи военкором главной газеты страны, он имел доступ даже к секретной информации. Тем более что пилоты, подобные его герою, имелись почти на каждом фронте.
Примерно за полгода до Алексея Маресьева в госпитале Северного флота хирурги тщетно пытались спасти ноги лётчику 2-го гвардейского истребительного авиаполка Захару Сорокину. 25 октября 1941 года Сорокин совершил воздушный таран, при этом его собственный самолёт потерял управление и упал в тундре. За шесть суток пилот прополз по снегу 70 километров, отморозив в результате ноги. Лишившись обеих ступней, он сумел освоить протезы, вернулся в свой полк и продолжил сбивать немецкие самолёты. Отмечая заслуги Сорокина в охране морских караванов, в 1943 году военный атташе вручил ему орден Британской империи.
На Южном фронте воевал майор Григорий Кузьмин. В конце 1941 года, патрулируя небо в районе Брянска, он обнаружил девять немецких бомбардировщиков. В ходе завязавшегося боя Кузьмин сбил два вражеских самолёта, после чего пошёл на вынужденную посадку. Раненного в ноги лётчика подобрали и выходили крестьяне, однако затем о нём прознали немцы. Попав в плен, Кузьмин бежал из лагеря, месяц воевал в партизанском отряде, пока его не переправили через линию фронта. Уже в госпитале выяснилось, что всё это время пилот ходил на обмороженных ногах. Кузьмину ампутировали ступню на левой ноге и треть ступни на правой. После усиленных тренировок он всё же научился ходить на протезах, добился разрешения вернуться в строй и освоил новую модель самолёта. В апреле 1943 года, за четыре месяца до Маресьева, Кузьмину была вручена Золотая Звезда. Но Героем Советского Союза он успел пробыть недолго – в августе лётчик погиб в бою.
Безрукий пилот попал в Книгу рекордов Гиннесса
Всего без одной или без обеих ног в Красной армии воевали более десятка пилотов – Александр Грисенко, Иван Любимов, Илья Маликов, Леонид Белоусов и другие. А вот безруких пилотов во время Второй мировой оказалось всего лишь двое – немецкий ас Виктор Петерманн и советский – Иван Леонов.
В 1943 году во время выполнения аэрофотосъёмки позиций противника под Орлом самолёт лейтенанта Леонова был сбит. Сам пилот получил тяжелейшее ранение – снаряд раздробил ему плечевой сустав. В то время Леонову было всего 20 лет. Врачи спасли ему жизнь, но руку, плечевой сустав и лопатку им пришлось ампутировать. Оправившись от ран, Леонов сперва добился у командующего 1-й воздушной армией Михаила Громова разрешения остаться в войсках. Занимаясь штабной работой, он смастерил из лёгкого дюралюминия специальный протез, позволяющий ему управлять самолётом. Поначалу безрукому пилоту доверили перевозить почту на По-2, затем подключили к выполнению боевых задач. Иван Леонов провоевал до конца войны. В 1995 году Указом Бориса Ельцина ему было присвоено звание Героя России. Однако вскоре неожиданно выяснилось, что уже полвека, как Леонов является Героем Советского Союза – к Золотой Звезде его представили ещё в годы войны, но из-за ошибки госпитальных служащих лётчик был указан в документах как умерший от ран, и награда ушла в архив. Также за уникальную стойкость и непоколебимость имя Леонова занесено в Книгу рекордов Гиннесса.
Фашисты вырвали лётчику глаз
То, что безруких пилотов история знает не в пример меньше, чем лётчиков без ног, вполне понятно – управлять самолётом без руки значительно сложнее. Однако представить, чтобы за штурвалом истребителя сидел почти слепой человек, и вовсе невозможно. Тем не менее бывало и такое.
Кадровый офицер Евгений Азаров воевал в авиации с первого дня войны. В 1943 году после тяжёлого ранения у него резко упало зрение, в результате медики решили отправить его в тыл. Обманув врачей, Азаров смог получить заключение о своей годности к службе. Но одно дело – бумага, а другое – настоящий бой. Глазами Азарова, ставшего к тому времени командиром эскадрильи, стал его ведомый. Заметив самолёт противника, он наводил на него истребитель Азарова, затем оттягивался назад и прикрывал командиру хвост. Таким образом до конца войны Азаров сбил 15 немецких самолётов, заслужив звание Героя Советского Союза.
А вот младшему лейтенанту Ивану Драченко отсутствие глаза компенсировали злость и желание отомстить врагу. Летом 1943-го его Ил-2 был сбит, потерявший сознание лётчик попал в плен. В ходе пыток садисты из фельджандармерии вырвали Драченко глаз, после чего отправили в лагерь. По пути пилот смог сбежать, добрался до своих и после лечения снова сел за штурвал штурмовика. Совершив 150 боевых вылетов, Иван Драченко отомстил фашистам с лихвой.
Справка
Справедливости ради надо отметить, что лётчики-инвалиды воевали не только в Красной армии. Легендой Британских ВВС является полковник Дуглас Роберт Стюарт Бадер, ещё в 30-е годы потерявший в авиакатастрофе обе ноги. На боевом счету Бадера числятся 26 уничтоженных немецких самолётов. В августе 1941 года истребитель Бадера был сбит, а сам он попал в плен, где и пробыл до конца войны. Ходит легенда, что, когда у пребывавшего в лагере для военнопленных пилота сломались протезы, немцы из уважения к нему отправили в Англию радиограмму с предложением объявить временное прекращение огня, чтобы самолёт мог доставить асу новые протезы.
Национальным героем Японии считается младший лейтенант Сабуро Сакаи, сбивший 64 американских самолёта. Во время одного из боёв пуля выбила ему правый глаз, задев мозг, а осколки повредили левый глаз. Пролетев свыше тысячи километров, Сакаи смог вернуться на аэродром и после пятимесячного лечения вернулся в строй, провоевав до конца войны. После капитуляции Японии Сакаи обратился к буддизму и поклялся не отнимать жизнь ни у одного живого существа.
В свою очередь, неонацисты Германии боготворят Ганса-Ульриха Руделя, пилотировавшего пикирующий бомбардировщик Ю-87. В боях над Одером попаданием зенитного снаряда Руделю оторвало ногу, однако после ампутации он продолжил летать.
Кирилл Ашотов
Источник http://versia.ru
Похожие статьи