– Вот вы спускаетесь в метро – какие у вас ориентиры? Рекламный щит, указатель, турникет. А у меня смена фактуры пола, уклон вверх или вниз. Это не визуальные ориентиры, которые сложно объяснить видящим.
У 19-летнего Кирилла Белоусова слепота от рождения. Большую часть информации он воспринимает на слух, а для передвижения по улице обычно пользуется тростью. Мы встречаемся с ним в шумном торговом центре и, чтобы выбрать удобное место для разговора, ищем лифт, спускаемся вниз по эскалаторам. Все это время я держу его за руку, а Кирилл просит предупреждать о ступенях. Пока он рассказывает о себе, я стараюсь не забывать говорить ему о дороге – он совсем не производит впечатление человека, которому нужна такая помощь: высокий, спортивный шатен, идет уверенно.
Кирилл и сам считает слово «слепой» по отношению к себе неправильным: он может видеть свет и очертания некоторых предметов. В 13 лет он увлекся программированием и с тех пор продолжает развиваться в этом направлении. Сейчас он учится в петербургской школе-интернате и профессионально занимается плаванием, входя в состав паралимпийской сборной России.
Если для видящего человека в компьютере важны системный блок и монитор, то для слепого, в первую очередь, – звуковая карта, наушники или колонки. Программы чтения с экрана – как, например, экранные дикторы в Windows – преобразовывают текст в речь и называют тип элемента, на котором находится курсор.
В 2018 году Кирилл вместе с одноклассником Артемом Плаксиным создали проект «Доступная жизнь» для того, чтобы адаптировать для незрячих людей сайты, компьютерные программы и мобильные приложения. Сфера Accessibility, к которой относится эта работа, направлена на доступность технологий для людей с ограниченными возможностями. В основе ее концепции возможность человека пользоваться продуктами и услугами без посторонней помощи.
Сам Кирилл столкнулся с этой проблемой, когда завел аккаунт в Инстаграме. При загрузке фотографий соцсеть автоматически обрезает изображение. И если обычный пользователь может изменить его размер, у слабовидящего человека самостоятельно не получается это исправить. Кирилл и его друзья обратились с этим вопросом в техподдержку Instagram, но так и не получили ответ.
«Сначала был запрос от меня, потом был запрос со второго моего аккаунта, потом было четыре запроса с аккаунта моих зрячих и незрячих друзей, потом еще пять-десять запросов от уже посторонних ребят — мы просто решили уже атаковать. Ничего не произошло. По сути, это игнорирование», — говорит Кирилл.
В других случаях ребята часто получают в ответ стандартные письма с благодарностью за обращение и обещание прислушаться. «Но на этом — «мы получили, мы передали, мы будем что-то делать» — обычно все и заканчивается», — говорит Кирилл.
«Обидно, что удлиняется процесс, больше ресурсов тратится, но обиды, расстройства и отчаяния нет. Если сталкиваюсь с игнорированием, это значит, что нужно просто придумать другие меры», — делится переживаниями Кирилл.
Тогда они решили создать группу во «ВКонтакте», которая со временем стала сообществом для обсуждения проблем использования технологий незрячими.
Сейчас в сообществе более 450 человек. Кирилл вместе с другим участником проекта – 18-летним Артемом Плаксиным – публикуют обзоры технологий и приложений для незрячих, общаются с подписчиками и рассказывают, как хотели бы развивать «Доступную жизнь». Вместе с участниками группы они решают, какие сервисы нужно адаптировать, и стараются это сделать. В одном из постов Кирилл признается: развивать проект вдвоем не так просто – на все, что хотелось бы сделать, не хватает времени. «Удачи вам, парни! Молодцы, что стараетесь ценить свое время и расставлять приоритеты», – пишут им в комментариях.
Попытки адаптации
Один из главных проектов «Доступной жизни» – описание метрополитена Санкт-Петербурга и Москвы. «Незрячему человеку важно понять тип станции – открытая или нет. Я уткнусь в стену или без проблем смогу выйти из вагона? Мы описываем все объекты на станциях, вплоть до колонн. Знание обстановки позволяет понять, правильно ли ты идешь», – говорит Кирилл.
КИРИЛЛ И САМ СЧИТАЕТ СЛОВО «СЛЕПОЙ» ПО ОТНОШЕНИЮ К СЕБЕ НЕПРАВИЛЬНЫМ: ОН МОЖЕТ ВИДЕТЬ СВЕТ И ОЧЕРТАНИЯ НЕКОТОРЫХ ПРЕДМЕТОВ. ИЛЛЮСТРАЦИЯ: НАТАША ЯМЩИКОВА
Для него самого Петербург – это, прежде всего, особый запах. «Он немного более влажный, чем в других городах. В нем есть что-то родное, что-то привычное, чисто питерское. Вот сразу при выходе из аэропорта чувствуешь, что прилетел домой, даже если не видишь, что вокруг тебя», – говорит он.
Кирилл отмечает: в Питере удобная планировка улиц для незрячего человека. «Здесь почти везде прямые линии тротуаров, прямые углы на перекрестках, мало непонятных развилок, на которых сложно ориентироваться. Очень удобно ходить самому, с навигатором и тростью, почти нет мест, где можно запутаться в направлениях и уйти не туда», – говорит он.
В работе над описанием метро «Доступной жизни» помогают волонтеры. Социолог-аналитик Дарья Шмидт из Москвы рассказывает, что решила помочь, увидев пост во «ВКонтакте» с просьбой описать станции. «Я работаю с текстом и понимаю, как правильно писать, чтобы не возникало двусмысленности и недопонимания. Сначала думала, что это просто, но это оказывается просто, когда ты видишь. Объяснить незрячему человеку многочисленные входы и выходы из метро, чтобы он не запутался, довольно сложно», – говорит она.
В первом тексте Дарья не только подробно рассказала о количестве ступеней, эскалаторов и скамеек на станции «Свиблово», но и описала зал: «Станция отделана мрамором, белым с серыми прожилками, и украшена мозаичными гербами русских городов: Ковров, Ярославль, Углич, Владимир, Мытищи и другие (всего 48 изображений). Колонны также облицованы светлым мрамором и украшены золотистыми вертикальными вставками». Кирилл назвал описание очень информативным и даже безумно красивым, но признал: текст придется отредактировать до «сухой выжимки». Готовую маршрутную схему ребята хотели бы внедрить в приложение «Яндекс.Метро». По словам Кирилла, команда сервиса предварительно согласилась это сделать, пообещав вернуться к этому вопросу примерно через год, осенью 2019 года.
Школьники хотят добиться доступности для незрячих любых сервисов, в первую очередь – социальных сетей. Иллюстрация: Наташа Ямщикова
ШКОЛЬНИКИ ХОТЯТ ДОБИТЬСЯ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ НЕЗРЯЧИХ ЛЮБЫХ СЕРВИСОВ, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ – СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ. ИЛЛЮСТРАЦИЯ: НАТАША ЯМЩИКОВА
Среди других результатов «Доступной жизни» – будущая адаптация приложения для ведения бюджета CoinKeeper. Как и в случае с Instagram, Кирилл сначала обратился в техподдержку сервиса. Не дождавшись ответа, он создал петицию на Change.org с просьбой учесть нужды незрячих пользователей. В обращении, адресованном компании, он попросил добавить альтернативный способ ведения расходов и доходов, который позволял бы незрячим комфортно вести бюджет. Петицию подписали более 57 тысяч пользователей, после чего руководство CoinKeeper пообещало решить проблему.
Главная задача проекта – добиться доступности для незрячих любых сервисов, в первую очередь – социальных сетей. По словам Кирилла, для развития «Доступной жизни» не хватает финансирования и людей. «Хотелось бы собрать команду, а не просто инициативную группу, внутри которой можно было бы выстроить иерархию – с полноценными отделами разработки, внедрения и другими, – говорит Кирилл. – Сделать компанию по созданию продукта».
Доступные устройства
Российский рынок устройств для незрячих людей развивается достаточно консервативно, считает директор по науке и инновациям центра развития социальных инноваций «Технологии возможностей» Денис Кулешов. «Нельзя сказать, что в этой сфере сейчас существуют какие-то прорывные технологии. Если с точки зрения медицины есть интересные разработки, с точки зрения бытовых гаджетов индустрия выглядит спокойно», – говорит он.
Еще по теме: «Игра с шедеврами»: как сделать выставку доступной для всех
Одним из наиболее востребованных направлений Кулешов считает навигацию для незрячих. «Анализ „Технологии возможностей“ показывает: все, что касается передвижения на улице, – серьезное испытание. Мы видим множество запросов на тему облегчения передвижения по городу. Иногда даже зайти в автобус или перейти дорогу – сложная задача», – говорит он. С этой точки зрения Кулешов оценивает «Доступную жизнь» как потенциально перспективный проект, находящийся на начальной стадии. «Любая помощь незрячим в передвижении будет востребована. Однако создателям любого проекта в этой сфере нужно понимать – приложения должны работать так, чтобы незрячие люди могли полностью на них положиться», – говорит он.
Основная проблема касается стоимости, отмечает Кулешов. «Качественных бесплатных приложений очень мало, а цена тех, которые устраивают незрячих, достаточно существенна – годовая подписка может превышать 10 тысяч рублей», – говорит он. Среди самых востребованных типов устройств для незрячих – различные виды белых тростей, видеоувеличители и программы длячтения текста и просмотра изображений, Брайлевский дисплей, а также встроенные программы чтения экрана VoiceOver для iOS и TalkBack для Android.
Стереотипы вслепую
«У людей есть множество расхожих стереотипов о незрячих, которые меня удивляют. XXI век – многие знают о шрифте Брайля, на телеканалах и радио используют синтез речи, в телефонах есть приложения для озвучивания интерфейса. Но иногда попросишь помочь объяснить, что находится на картинке, написать это текстом, и в ответ слышишь: „Если ты слепой, как же ты тогда компьютером пользуешься?“. Мне кажется, люди не просто не знают, как устроена наша жизнь, но и просто не хотят узнавать», – говорит 18-летний Артем Плаксин. В 2013 году он нашел учебник языка HTML и начал самостоятельно заниматься. Сейчас он вместе с Кириллом Белоусовым работает над развитием «Доступной жизни», занимаясь технической стороной проекта как web-мастер. Артем понимает, с какими проблемами сталкивается слабовидящий пользователь сайта, и знает, как их решить.
Кроме работы над «Доступной жизнью», у Артема есть собственный проект Tiflo Host («тифло» – слепой). В нем он обучает слабовидящих самостоятельно создавать собственные сайты. Как пользователю и специалисту Артему хорошо знакомы проблемы, с которыми незрячие люди сталкиваются в сети, – усложненная навигация, отсутствие адаптированных заголовков, некорректное использование специальных элементов для распознавания объектов. Но гораздо сложнее оказывается решить проблемы, связанные с адаптацией внешней среды и общественными стереотипами.
«Мой знакомый незрячий из Орска Оренбургской области подошел к светофору, который не озвучивался, – рассказывает Артем. – Рядом с ним стоял мужчина. Друг попросил помочь ему и сказать, когда зажжется зеленый свет. Этот человек отшатнулся от него – вдруг это заразно. Это гротескный пример, но мы действительно зачастую встречаемся с таким брезгливым отношением к себе». Изменить ситуацию, считает он, может постепенная смена представления о слепых людях, их образе жизни и потребностях.
Источник: Теплица социальных технологий
Похожие статьи