Павел Королев: Дети с синдромом Дауна становятся чемпионами по гимнастике

Интервью с тренером сборной России, который готовит к соревнованиям по гимнастике детей с синдромом Дауна.

Легко воспитывать здоровых людей и здоровых детей, но как быть, если твои подопечные — «солнечные дети», страдающие синдромом Дауна, а местные и федеральные власти  равнодушны к проблемам этих людей?Как это часто бывает, все держится на инициативе отдельных людей: в частности, на инициативе тренера сборной России по программе Специальной Олимпиады (гимнастика), доцента кафедры гимнастики Воронежского института физкультуры, в  прошлом тренера по тхеквон-до Павла Королева.

Ему пришлось пройти через многие трудности: отстаивать помещение для тренировок, самостоятельно искать средства финансирования, обходить всевозможные административные препятствия – и все это под громкие лозунги властей о развитии спорта, об оздоровлении нации и о провозглашении Воронежа  культурной столицей СНГ, в которой, тем не менее, не могут позаботиться о тех людях, которые добывают спортивную  славу как для города, так и для страны.

При этом наших спортсменов неоднократно приглашали за границу (где подобные вещи активно финансируются государством) для участия в соревнованиях, но ни на федеральные, ни на местные власти это не повлияло никак.

— С чего началось твое увлечение спортом и боевыми искусствами? Почему при выборе единоборств ты остановился на тхеквон-до?

— Как и все, в детстве я грезил боевыми искусствами, спортом, но начинал я со спортивной гимнастики. Потом уже была секция тхеквон-до, куда отвел меня мой брат.

— Я помню, твои воспитанники выступали по правилам кикбоксинга и вполне успешно.

— Совершенно верно, у меня были ученики, которые выступали и по правилам тхеквон-до, и по правилам кикбоксинга, муай тай и даже бокса.

— Раз уж мы говорим о восточных единоборствах, увлекаешься ли ты восточной философией, восточной культурой?

— Довольно поверхностно. В частности, касался энергетических аспектов. А так, опирался всегда на простую советскую методику подготовки.

— По менталитету каким человеком ты себя ощущаешь, западным или восточным?

— Я ощущаю себя русским человеком. Брать лучшее нужно отовсюду. Нельзя утверждать, что только западное лучше, или только восточное. На вооружение можно было бы взять тот же подход корейцев к занятиям таэквон-до, которое для них не просто вид спорта, а целый аспект жизни, средство не только физического развития, но и духовного.

— Сейчас ты занимаешься детьми-инвалидами. Как ты их тренируешь, и с чего все началось?

— Началось все в 2000 году, с появлением адаптивной спортивной школы для детей-инвалидов. Мне предложили совместить мою основную педагогическую деятельность в Воронежском институте физкультуры с тренерской работой в этой школе. Попробовал – получилось. Ну и сейчас продолжаю в том же духе.

— Каких именно инвалидов ты тренируешь и по какому виду спорта: таэквон-до или гимнастика?

— Тренирую я спортсменов с синдромом Дауна. Тренирую я их по гимнастике.

—  Насколько тяжело заниматься с детьми-инвалидами, страдающими таким серьезным заболеванием?

— Конечно же, тяжело, приходится выполнять одни и те же упражнения по нескольку раз, много раз показывать и объяснять. В этом, наверное, одно из основных отличий. Но от этих детей я чувствую самую большую благодарность, которую не всегда получишь от других воспитанников. Эти дети по-настоящему умеют ценить доброе и честное отношение к ним.

— Почему именно гимнастика, а не тхэквон-до, которое ты в прошлом, преподавал?

— Спорт делает моих воспитанников не только крепкими физически — то есть улучшает координацию и укрепляет тело, — но расширяет их эмоциональную сферу, повышает уровень социализации,  придает уверенности в себе. Спорт помогает им лучше ориентироваться в мире, лучше находить общий язык с другими людьми, контактировать с ними.

Что касается тхеквон-до, то обучать моих воспитанников боевым искусствам я считаю по меньшей мере не целесообразным, в силу разных причин. А вот гимнастика дает всестороннее развитие, в гимнастике есть все, что им необходимо.

— Почему ты согласился на такую нелегкую, далеко не выгодную работу? Что дает тебе твоя тренерская деятельность?

— Согласился потому, что этим должен кто-то заниматься. К тому же я хотел попробовать свои силы в новой специфической деятельности.

Вместе с моими воспитанниками развиваюсь и я сам: преподавание детям-инвалидам очень многое поменяло в моей жизни, поменяло само отношение к жизни. Трудно об этом сказать в двух словах.

— Есть ли некое основное правило в процессе твоих тенировок особенных детей?

— Самое главное правило простое: нужно относится к ним так же, как к своим детям. Обращаться с ними так, как ты бы обращался со своим ребенком.

— С какими проблемами ты столкнулся в своей тренерской деятельности? Я слышал было достаточно много разногласий по поводу помещения для тренировок.

— Было и есть очень много проблем, и не только с помещением.

В первую очередь, это отсутствие финансирования так называемых не календарных соревнований. Календарных соревнований очень мало (3-4 в год), а не календарные не финансируются. То есть, вызов присылается какой-либо страной, но отправить на соревнования спортсменов мы не можем, приходится искать спонсоров…

Сейчас вот новая трудность возникла, которая ставит под срыв нашу поездку на Всемирные игры специальной олимпиады в Лос – Анжелесе.

Буквально недавно узнал, что посольство отказало нам в ускорении процесса выдачи виз. Наших воронежских спортсменов пригласили в Лос-Анжелес, но для получения виз нам необходимо пройти дактилоскопию. Вначале в посольстве пообещали, что все сделают, поэтому и в план расходов затраты на поездку внесены не были, а потом нам было отказано. Соответственно, придется теперь искать денег на поездку. Мы должны были ехать 15 июля.

К тому же мой ученик Андрей получил травму спины и попал в больницу. Надеемся, что все будет хорошо, врачи вроде бы обнадежили.

— Все упирается в банальную проблему денег? То есть ни федеральным, ни местным властям все это ненужно?

— Да. Если это календарные соревнования, здесь вопросов нет, деньги выделят, но, как я уже говорил, их очень мало, а если нет денег, нет соревнований, следовательно и нет развития.

— Я вижу, что вся программа по подготовке детей-инвалидов в твоем направлении держится только на личной инициативе? То есть, если ты не будешь этим заниматься, то это никому больше нужно не будет?

— Личная инициатива, инициатива родителей, лиц заинтересованных в этом. А больше помощи ждать неоткуда.

— Что бы ты посоветовал тем и тем, кто занимается спортом и тем, кто от спорта далек?

— Тем, кто занимается, я бы посоветовал не бросать свое увлечение, заниматься этим регулярно и развиваться не только физически, но и духовно. Понятно, что в здоровом теле – здоровый дух, но нужно стараться не впадать в крайности, не поддаваться слабостям. А тем, кто не занимается, я бы посоветовал, начать заниматься простой физической культурой. Спорт – это основа всех основ, достаточно банальной зарядки.  Даже у входа на первый античный стадион в Афинах древними было начертано: «Хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть молодым – бегай».

Николай Сокиркин

Источник: Воронежский городской портал



There are no comments

Add yours

*