В Белорусском обществе инвалидов выставочно-фестивальный сезон открыт! Но какой-то ноты не хватает… Чувствуете? Не могу не ощутить, как готовится какой-то творческий сюрприз! И связан он со школой танцев на инвалидных колясках «Дар» под руководством Анны Горчаковой. Корреспондент газеты «Вместе!» напросился в самое откровенное для танцоров место – на репетицию.
Захожу в спортзал социального учреждения «Инвацентр» в разгар второго тренировочного дня, скажем, двухдневных сборов. Устраиваются такие, к слову, раз в месяц, но об этом чуть позже. Захожу в перерыв между «подходами»: над застеленным в зале ковром поднимается тепло от только что успокоившихся колес, блестят плечи танцоров. Начинаю машинально дышать в унисон – глубоко и медленно, как выдыхают напряжение.
Пока танцевальный коллектив отдыхает, руководитель школы Анна Горчакова, по совместительству председатель Минской областной организации Белорусского общества инвалидов, ставит танец Свете и Стасу. Света была волонтером в лагере активной реабилитации для колясочников, Стас – инструктором-стажером. Они говорят, что идея танцевать вместе возникла спонтанно. И сегодня из Витебска и из Могилева дороги их приводят в этот зал. Да, 300 и 200 км, чтобы репетировать под руководством многократного чемпиона мира и Европы. Это будет красивая современная лирическая история любви, предательства и самоотречения, которая непременно понравится на танцевальном фестивале. Еще раз восхищаюсь, какое замечательное средство общения – танец.
«Основной состав» начинает отрабатывать отдельные элементы танца. Сегодня под руководством одного из учеников. Ребята достигли той стадии, когда, в случае командировки любимого руководителя, могут пользительно репетировать сами. Отношения сложились такие, что каждый для другого товарищ, соученик и учитель. Анна Горчакова ненавязчиво приучает к преподаванию: ищет себе смену, а танцевальному движению размах. Рубленые движения, энергичные и дерзкие. Все вместе сложится в хип-хоп. Если кто-то сомневается в разнообразии движений, доступных человеку в инвалидной коляске, не сомневайтесь – палитра.
– Молодец, чисто технически у тебя очень хорошо получается, чистенько ты делаешь повороты, но ты уже полетела за скоростью, упускаешь, что должна быть спина прямая, – подобные комментарии наставника слышны регулярно.
У Ани самый маленький танцевальный стаж – с января. Впрочем, время летит быстро, уже изучается третий танец, было первое серьезное выступление.
– У меня на самом деле была мечта о танцах давно, но я была уверена, что люди, имеющие проблемы с опорно-двигательным аппаратом, но не сидящие в инвалидной коляске, в принципе не танцуют.
На самом деле человек с нарушениями опорно-двигательного аппарата для танца садится в коляску – это общемировая практика. И единственная возможность для человека полноценно танцевать.
– Меня подкупило еще то, что это будет хорошая нагрузка на мышцы. Как потом оказалось, не только мышечная, но и умственная. У ребят с ДЦП, как у меня, у Юли, у Леши, нарушена центральная нервная система. И резкая смена действий, координация – это проблема при таком заболевании. В танце «Мир без любви» одно движение мы отрабатывали занятия четыре, потому что, оказывается, руки синхронно не опускаются, хотя, казалось бы, ноги только плохо ходят. Теперь опускаются! Занимаюсь с мануальным терапевтом по поводу позвоночника, месяца через полтора танцев меня врач стал спрашивать, откуда у тебя такие мышцы появились. Так что не только я пользу отмечаю.
Я знаю, что свой коллектив Анна Горчакова, как по крупицам, собирала сама: выспрашивала, обзванивала, приглашала. Мне казалось, что на такое предложение люди с инвалидностью, активностями не разбалованные, должны лететь сами.
– А кто еще? Сами не бегут. Мы во время прошлого, совместного с американским посольством, проекта и объявления давали, и по телевидению, и по радио, и афиши расклеивали. А пришли те в основном, кого я сама знала и вспоминала: а, вот три года назад он хотел бы попробовать.
Сегодня в Инвацентре собрались не только ученики из Минска, но из Борисова, Ганцевичей. Ежемесячно тренер Анна Горчакова посвящает выходные нестоличным танцорам. А в Ивенецком доме-интернате тренируются к ее приезду Вадим и Катя. На последнем фестивале творчества инвалидов в Витебске они заслужили специальный диплом. Но им только по 14. Отдельная группа в школе «Дар» – ребята с психофизическими особенностями.
– Хотя я это не подчеркиваю, – отзывается Анна Горчакова на мои настойчивые расспросы. Но соглашается: – Да, многие вещи им нужно объяснять медленнее, дольше отрабатывать, меньше требовать.
Итого 19 поклонников танца – такая вот «сборная» школы «Дар». Постойте, 20 танцоров! Из Колядичей приехала новенькая – Таня. Анна Викторовна взглядом и движением передает уверенность и умиротворение. Но внутри, я знаю, маленькое ликование, хотя работу придется начинать с нуля. Сегодня один из более опытных учеников помогает ей отрабатывать с Таней основные движения. Анна Викторовна подготавливает: и мозоли будут от коляски, и спина будет болеть. Зато какое вдохновение перед глазами.
Отрабатываем волну. Казалось бы, все просто. Ну, синхронность отрепетировать. Но как сделать этот элемент красиво и красноречиво для зрителя, если ниже плеч не слушается тело? Анна Горчакова подходит к каждому, выслушивает ощущения человека и подсказывает предметно, на каком этапе что-то идет не так. Элемент упорно повторяется у зеркала еще-еще-еще. До автоматизма. Вряд ли кто-то смотрит на себя так… бескомпромиссно. И на коллег поглядывают, и просят показать, когда у кого-то лучше получается.
Я пользуюсь своим особым положением и отвлекаю танцоров. Саша занимается полтора года. Та стадия, когда движения не требуют такой преданной концентрации, и танцор успевает не только ловить, но и выражать свое наслаждение. За это время в коллективе были поставлены танцы в стиле диско, фокстрот, вальс, рок-н-ролл. Почти каждого танцора я непременно спрашиваю, как танцы меняют его жизнь.
– Много новых интересных людей узнала, узнала сцену. Например, некоторые вещи чисто бытовые сложновато было выполнять, а сейчас над разворотами, парковкой я не задумываюсь, могу с коляской вписаться в самые узкие места. На дискотеке, кстати, можешь привлечь внимание!
Анна Викторовна придумывает ученикам новое задание:
– Какое самое сложное движение на коляске? Конечно, резкая смена направлений. Станем в шеренгу. Сейчас вы будете двигаться вперед и возвращаться назад, в ту же точку. Нужно уйти на максимальное расстояние. Нет, смотреть назад не надо. Кстати, в каждом танце будет цениться, если вы на два-три счета сумеете покрыть большое расстояние.
Ох, скажу вам, задача нелегкая. Чтобы синхронно и красиво сделать этот элемент, нужно чувствовать коляску и тренироваться не один год. А ведь подобные элементы будут в разучиваемом хип-хопе. Задание превращается в минисоревнование – и все сложности смягчает смех. На занятиях много смеются. Смех делает любое неподдающееся движение более легким. Между прочим, ни разу пока не слышала, чтобы Анна Викторовна кого-то ругала за ошибки.
– Чем самым страшным я вас ругала? Признавайтесь! – в ответ смеются. И заявляют, что не было такого. – Просто я выставляю это в таком свете, чтобы они сами над ошибками посмеялись. Ну а когда у меня детская группа занималась, было, помню, говорила на них «тормозятушки вы мои». Ну и их я ругаю в этом же стиле. В прошлый раз на работе так замучилась, что чувствую, если сейчас приду и мои будут плохо танцевать, в первый раз из-за своего настроения я сорвусь на ребят. Я им красивое очень занятие сделала: наказала танец придумывать – и ушла. И они полтора часа сами работали, творили.
По два занятия в неделю с двумя группами. А стоило бы чаще – читаю во взгляде Анны Викторовны. Правда, для нее физически это практически невозможно. Я не знаю, как она успевает…
– Ведь кроме того, что вы видите – кроме наших репетиций – к занятиям готовишься методически. Я могу делать танец и неделю, и две у себя в голове и перед своим зеркалом. Три-четыре дня для того, чтобы найти музыку – чтобы она и ритмически, и по скорости, и по сложности соответствовала тому, что на данном этапе мои танцоры могут выразить эмоционально. Дорабатывается образ: про что этот танец. После этого все наполняется конкретными танцевальными движениями. Мне нужно рассчитать даже, какая у нашей Юли скорость передвижения по прямой, соответственно, куда в коллективе мне ее поставить, дабы ее путь следования был наименьшим, а повороты комфортными. Потому что Юля танцует только одной рукой и повороты только в одну сторону делает (у Юли ДЦП, – прим. авт.).
У Юли самая богатая танцевальная биография – она в танце уже четвертый год. Всех выступлений пересчитать пальцев не хватит. Не только в школе «Дар», но и в паре с партнером на ногах. Думаю, партнерство свидетельствует о высоком уровне. О меняющих жизнь танцах Юля рассказывает:
– Какой-то статус даже в обществе придают. Раньше в разговоре среди сверстников: «Ты чем занимаешься?» – «Ничем, дома сижу». А сейчас: «Я танцую!» Интерес сразу к тебе. Да, и показать просят.
Под музыку соединяют отрепетированные элементы куплета. И раз, и два, и три, и четыре… Пока считает Анна Викторовна. Полуоборот на коляске, диагональ, рука крылом влево, проезд, волна… Смотрю и думаю: какие же они красивые. Легкие. Целеустремленные. Да, конечно, ребята такие сами по себе, но в танце все это усиливается. Появляется загадочность взглядов, самозабвенность лиц. По-моему, они достойны не только танцевать, но и репетировать на настоящем танцевальном паркете.
– Стук колясок у меня будет только приветствоваться. На маленьком расстоянии в коллективе танцевать – огромное уважение. Но чтобы достичь этого, надо поударяться не один раз, – умеет поднять азарт Анна Горчакова.
– Каждый мой ученик ярко себя проявил, и каждый в чем-то своем. Поэтому собрать в один коллектив их непросто. Вот Юля танцует одной рукой. Пашу после пары поворотов на месте мутило. После нескольких тренировок я думала, может, и не сложится продолжать. Но он упорно приходил и постепенно, аккуратно увеличивая количество нагрузки, он абсолютно преодолел эту физиологическую реакцию. И теперь мало того что он делает повороты, он делает их быстрее всех. Оля Никитина всего года полтора занимается, а пластику ловит с лету, и очень красиво у нее это получается. И так про каждого, – и хотя взгляд Анны Горчаковой как тренера критичен, я вижу: для нее огромное удовольствие – наблюдать за своими ребятами.
Фрагмент решили снять на мобильный телефон. Ребята окружают наставника – на видео заметно, кто на каком элементе отстал, кто с каким движением не попадает в ритм.
– Они у меня все будут участвовать в фестивалях! – подмигивает мне Анна Викторовна. – Пока у меня есть единицы, которых на очень серьезные соревнования можно заявлять. Но по большому счету весь коллектив слаженный, и все одновременно придут к тому уровню, когда можно выступать как минимум на фестивалях.
Анна Горчакова снова демонстрирует своим ученикам движения, на которых споткнулись. Мгновение – но посыл энергии исходит из каждого напряженного мускула. Это отдача чемпиона и просто человека танца. Танец должен «разбудить» зрителя, взбудоражить. Этот пример будит желание соответствовать.
– После православного бала мы притормозила специально наши активные выступления, для того чтобы немного поднять уровень. Люди хотят увидеть уровень. Я, бывает, замечаю, как они смотрят и думают: а что тут такого! С другой стороны, я понимаю, что это и комплимент. Раз танец визуально кажется легким, непринужденным. Исходя из того, как я с ними работала, и сколько времени прошло, они должны сейчас сделать хороший рывок и перейти на новый качественный уровень. Эти два дня усиленных тренировок должны повысить и уверенность в себе, и качество исполнения, и мне позволят более высокие требования выставлять, – объясняет Анна Викторовна, пока ребята в очередной раз повторяют «партию».
Ну, молодцы, все заслужили кофе! Но танец не уходит из беседы, словно муза. Воспоминания, планы, мечты… А мне не терпится услышать подробности будущего выступления – ну конечно неспроста здесь оттачивают до градуса каждый поворот коляски и синхронизируют каждый наклон головы! Я получаю наполненную удовольствием улыбку. Но выступление – пока секрет. О котором наши читатели непременно узнают вовремя.
Я оставляю танцоров на еще одну репетицию этого ударного воскресенья. На прощанье Анна Горчакова риторически спрашивает меня:
– Вот теперь вы понимаете, почему я прихожу сюда?
Сама я ухожу с мыслью, какие же они увлеченные красивые…
Юлия ЛАВРЕНКОВА
Фото автора
Источник Вместе
Похожие статьи