Воспитание чувств

Воспитание чувств

Почему тетя на коляске? Почему дядя стучит палочкой перед собой? Почему этот дядя так странно ходит? Вопросы, которые задают дети, видя на улицах инвалидов, не по-детски серьезны. От ответа мамы или папы напрямую зависит, будет ли этот человек через 20 лет называть человека с инвалидностью «калекой» и голосовать против установки пандуса в подъезде.

Исследование, проведенное в учебных заведениях Петрозаводска, выявило, что каждый третий школьник не хочет учиться с инвалидами в одном классе. Ученики переживают, что детям-инвалидам будут ставить завышенные оценки, что учителя будут делать таким детям необоснованные поблажки. А около 3% испытывают к инвалидам личную неприязнь. В Москве также признают, что столичные школьники не готовы учиться вместе с детьми-инвалидами. Во Всероссийском фонде образования полагают, что данные по Петрозаводску даже ниже, чем по России в целом. С детьми-инвалидами не хотят учиться более половины детей, и чем крупнее город, тем нетерпимее ребята. Для обучения ребенка с инвалидностью в обычном классе требуется большая подготовительная работа со школьниками, родителями и педагогами.

Отсутствие воспитания ответственности,  доброты и терпимости к недостаткам других все чаще приводит к трагедиям, сопровождающимся недетской жестокостью. В Калининградской области в 2012 году возбуждено уголовное дело по факту избиения девочки-инвалида ее сверстниками. И, к сожалению, это не единственный пример чудовищного отношения к инвалидам.

Практика показывает, что родители, отвечая на детские вопросы, совершают примерно одни и те же ошибки. Более того, есть несколько стандартных неправильных ответов.

Неправильный ответ

Мама резко одергивает ребенка: «Не смотри на него!». В этом случае ребенок, скорее всего, испугается маминой реакции и сделает для себя вывод, что инвалиды – это те, кого следует избегать, чье общество является нежелательным и даже неприличным (ведь родители запрещают детям смотреть только на что-то плохое или стыдное).

Мама отвечает: «Он больной, таких людей трогать не надо». Очевидно, что мамой в этот момент движут благие намерения. Желание, чтобы ребенок ненароком не задел чувств человека с инвалидностью, не ранил его неосторожным словом. Но в перспективе такой ответ ни к чему хорошему не приведет. У ребенка может сформироваться мотив избегания инвалидов, нежелание общаться и взаимодействовать с ними, в том числе в тех ситуациях, когда инвалиду потребуется посильная помощь в общественном месте.

Мама говорит: «Пойдем скорее, тебе не стоит видеть это». Ребенок усвоит, что от инвалидов следует держаться подальше и испытывать к ним жалость, смешанную с отвращением, а это не соответствует ни культурному, ни гуманному отношению к людям с инвалидностью.

Мама говорит: «Его надо пожалеть, у него постоянно все болит». Подобный ответ на детский вопрос также абсолютно неконструктивен: он призывает к жалости, но не к уважению. Совершенно нежелательно, чтобы ребенок рос с представлениями об инвалидности как о чем-то ущербном и достойном жалости.

Работа над ошибками

Лучший ответ для ребенка – рассказать, что именно произошло с человеком с инвалидностью и почему он так двигается или так выглядит. И самим предлагать помощь слабому – в присутствии ребенка.

«Такое иногда случается, если попадаешь в аварию». Чтобы этот ответ не вызвал у ребенка нездорового страха перед транспортом, нужно рассказать ему, или в очередной раз напомнить, о правилах безопасности.

«Некоторые люди рождаются не такими как все, чтобы остальные учились доброте, терпимости, великодушию». Можно объяснить ребенку, что великодушие – это защита слабых, помощь нуждающимся, что именно так во все времена поступали настоящие герои. Прекрасно, если вы вместе с ребенком вспомните персонажей любимых мультфильмов и сказок, которые действовали именно так.

«Инвалиды – это люди, ограниченные в каких-то определенных возможностях, многие из них болеют, некоторые странно выглядят, но во всем остальном они такие же, как мы с тобой. Эти люди могут быть  лишены возможности слышать или видеть, но они все понимают, думают, чувствуют, умеют дружить и любить». Лучше не говорить ребенку про инвалида, что он – «больной». Правильнее будет сказать, что этот человек не слышит, или не видит, или не может передвигаться без коляски. Если у человека трясется голова или странная походка, нужно объяснить, что это такая болезнь, и что во всем остальном это обычный человек, поэтому его не нужно бояться.

Сын или дочь, прежде всего, учатся на личном примере родителей. Поэтому если вы боитесь и избегаете инвалидов, едва ли стоит ждать от ребенка другого отношения.

Правила вежливого обращения с инвалидами

Нельзя разглядывать людей с физическими недостатками, даже если кажется, что им это незаметно. Не нужно проявлять преувеличенного сочувствия. Инвалидам не следует задавать вопросов личного свойства. Если человек захочет рассказать о своем здоровье, он заговорит об этом первым.

При общении с человеком с инвалидностью ориентируйтесь на его поведение. Если хотите помочь, сначала спросите, требуется ли ваша помощь.

Сопровождая слепого, сообщайте ему о любых препятствиях на его пути, а также о том, что нужно быть осторожным (чтоб не споткнуться о край тротуара например). Внутри помещений говорите слепому о любых препятствиях, находящихся на высоте его роста, чтобы он не ударился головой или не получил иную травму. Выходя из комнаты, обязательно скажите или попрощайтесь, чтобы человек понял, что вы уходите.

Во время разговора обращайтесь к собеседнику, а не к компаньону или иному

сопровождающему лицу. Чтобы привлечь к себе внимание глухого или слабослышащего человека, который не сидит к вам лицом, не кричите, а слегка прикоснитесь к его руке или плечу. Говорите медленно и членораздельно. Будьте готовы повторить сказанное в более простой форме, чтобы было легче прочитать по губам. Не следует преувеличенно артикулировать и усиливать мимику. Если глухой собеседник плохо вас понял, уместно написать записку.

Чуткость по отношению к людям с инвалидностью начинается с речи. При упоминании о человеке в первую очередь обращайте внимание на его личность, а уже потом на физический или иной недостаток. Лучше вместо «инвалид» или «калека» говорить «человек с физическим недостатком», а вместо «паралитик» или «эпилептик» — «человек с эпилепсией». Можно характеризовать человека как «слепого» или «глухого», но не следу­ет называть «увечным» или «дефективным».

Автор: Анна Боровикова, психолог



There are 5 comments

Add yours
  1. Мария

    Не совсем понятно — нельзя говорить ребенку "не смотри на него" и в то же время нельзя разглядывать. я не имею в виду, что нужно пялиться во все глаза на кого бы то ни было, но с другой стороны эти 2 правила находятся в противоречии. я думаю, родители именно поэтому озвучивают детям правило "не смотри!" что это не приятно будет самому человеку с физическим недостатком (считаю, что это слово как раз определяет инвалида как дефективного, то есть имеющего дефект. недостаток; а вот слово инвалид как раз нейтральное, по моему мнению). Так вот мне кажется, что это ответственность родителя прийдя домой побеседовать с ребенком и объяснить ему то, что он видел. У нас есть много друзей, которые не слышат и дочка прекрасно понимает, что им надо помочь тебя понять, потому что они НЕ МОГУТ СЛЫШАТЬ (так я объяснила ей когда-то) и это объяснение помогает формировать правильное отношение — ты изначально настроен на то, что человек не может только конкретно этого или того — не может ходить, видеть, плавать, ездить на велосипеде — никто ведь не зовет инвалидом или человеком с недостатком того, кто не умеет плавать! а плавание — такой же способ передвижения, как и ходьба, по сути.

    • Мария

      пыталась объяснять это и некоторым знакомым взрослым — в результате у многих моих друзей без трудностей в физическом плане появились друзья-инвалиды, с которыми они вместе проводят время и очень рады этому. тут вопрос — как все это представляется, не делают ли родители шумихи или замалчивания из таких ОСОБЫХ ВСТРЕЧ.
      Кстати, среди моих друзей есть например девушка, которая не слыша изучает иностранные языки, и не только жестовые, но и письменные, и даже японский — а это и не всем говорящим под силу (кстати много лет дружа с глухими и слабослышащими людьми разных возрастов, заметила, что они сами после имени пытаются узнать — ты говорящий или слабослышащий или глухой, так им проще идентифицировать тебя и подстроиться под твой "диалект", ведь мышление отличается на разном уровне восприятия. не способность мыслить, а образ мышления.) Снова отвлеклась, на эту тему можно много говорить, но главное — как мы строим отношение к миру — просто тот, кто рядом иногда нуждается в нашей помощи и надо это замечать и поощрять к этому детей ,а не прятать от них действительность, в этом статья права!

  2. Deaf

    Наконец-то приятно читать в первый раз (!) статью на русском, где учат назвать людей с ограниченными возможностями более приличными словами и уважать их, а не жалеть или унижать. А то всю жизнь слышу, как русские так любят звать глухих "инвалидами слуха" или "глухоНЕМЫМИ" и сравнивать их со "здоровыми" слышащими людьми (будто слыщащие никогда не болеют??). На глухих, кто пользуются жестовым языком, в России глазят с разинутыми ртами, как будто они с другой планеты. На Западе уже давно уважают людей с ограниченными возможностями и пользуются социальной моделью, а не медицинской — т.е. вместо того, чтобы заставить "инвалидов" подстраиваться под "нормальных" людей, им надо наоборот создавать условия, чтобы им было легче жить в обществе (пандусы для колясочников, титры для глухих, голосовая поводка для слепых, т.д.).


Добавить комментарий для Deaf Отменить ответ

*