Теория всего: чего ждать от нового фильма про Хокинга

4775

История о Хокинге предстанет перед нами в новом свете: до выхода биографического фильма с Эдди Редмэйном в роли физика и Фелисити Джонс в роли его первой жены осталось совсем недолго. Стоит ли тратить на него свое время, вы сможете узнать прямо сейчас.

Этой осенью нас ожидает вторжение британских ученых. В частности, получивших образование в Оксфорде и Кембридже ученых середины прошлого века, которые сделали монументальные открытия, несмотря на огромные личные препятствия.

Обаятельно-застенчивый Эдди Редмэйн принял на себя образ знаменитого космолога во «Вселенной Стивена Хокинга» — фильме, снятом на основе мемуаров, написанных первой женой физика, Джейн. Другим мужчиной с изборожденным морщинами лбом и убийственными скулами был Алан Тьюринг, которого сыграл Бенедикт Камбербэтч — кстати, единственный актер, который изображал Хокинга до этого (BBC).

Первый биографический фильм про Хокинга поставил высокую планку. «Вселенная Стивена Хокинга» сделана со стилем, но без излишней претенциозности — как-никак, режиссер Джеймс Марш вышел из суровой документалистики. По-видимо, он посчитал, что располагает достаточным количеством материала, чтобы сделать картину без «дыма и зеркал», полагаясь на правдивость истории.

0_271

Даже научные откровения в фильме усваиваются относительно легко, совсем как в популярных книжках, которые Хокинг написал для широкой публики (вроде «Краткой истории времени», а не «Мира в ореховой скорлупке»). Приготовьтесь к тому, что не менее трех раз в фильме вам будут объяснять теории Хокинга, используя в качестве аргументации картошечку на вилке, водоворот сливок в кофе или пиво, разлитое на столе в пабе.

Мы впервые видим ухмыляющегося аспиранта Хокинга в начале 1960-х годов в Кембридже, когда он собирается с приятелем на вечеринку. Тощий, помятый молодой человек, который глядит на мир через толстые, вечно грязные очки. Но уже тогда Хокинг был глубоко очарован временем, происхождением Вселенной и другими теоретическими концепциями, которые позже лягут в основу его исследовательских трудов.

На вечеринке он встречает Джейн (Фелисити Джонс), старшекурсницу, изучающую иностранные языки. Гуманитария, если уж говорить начистоту. Она разделяет любознательность Хокинга, чем очаровывает его. Вскоре она уже проводит выходные с родителями Стивена, и пара обсуждает астрофизику под звездами на майском балу.

Но, в возрасте 21 года, Хокингу ставят страшный диагноз: боковой амиотрофический склероз, который будет приводить его мышцы в негодность и обернется параличом. На получасовой отметке голова актера с омерзительным звуком ударяется о тротуар — символическая точка, отмеряющая «начало конца». Интеллектуальная доблесть ученого не знает границ, но физическая сила будет покидать его с каждым днем.

Врачи были уверены, что ему осталось всего два года, а потом он умрет. Хокинг спросил, будет ли его мозг все еще действовать — во время болезни. «Ах, да», — отвечает врач, — «Но только никто не будет знать, о чем вы думаете».

newhokingfilm_02

Постоянное ухудшение физического состояния происходит параллельно с личными и профессиональными успехами Хокинга. Бестселлеры, академическое признание, вот это все. Не говоря уже о том, что ученый подобрался так близко к пониманию жизни, материи, времени и смысла, как только возможно. Трое детей и долгие годы счастья с преданной, сильной Джейн Уайлд.

Тяжело сказать, являлась ли женитьба правильным выбором в таком тяжелом положении. Не было ли это попыткой убежать от судьбы, от мрачного диагноза? Джейн, кроме языков, изучала еще и поэзию, а кроме того, признавала авторитет Церкви Англии и была весьма набожна. С объективной точки зрения, она была интеллектуальной и философской противоположностью Хокинга.

Когда они спорили о существовании бога, Стивен отметил, что у него есть небольшая проблема с пространственным размещением этого небесного диктатора в космосе. Но их различные системы верований, вернее, наличие веры и отсутствие таковой, странным образом оказались объединящим фактором, а не наоборот.

newhokingfilm_03

По всей видимости, это было следствием характера Хокинга: он никогда не стремился к тому, чтобы законсервироваться в своих выводах, определиться со своим отношением ко всему на свете раз и навсегда. Напротив, как настоящий ученый, он был открыт к новой информации и был готов снова и снова опровергать себя в самых базовых представлениях. Это бесконечная погоня за самыми глубокими формами знания.

Выбор исходного материала, мемуаров, заставил многих гадать: обернется ли дело в пользу Джейн, когда речь зайдет о расставании? Но этот фильм отличает скрупулезная этика и пресное, промытое сострадание. Нечто скользкое, конечно, мелькнуло между Хокингом и его медсестрой (Максин Пик), но по большому счету фильм держит под контролем эмоциональную составляющую так же, как и научную.

Мнения о том, насколько эта линия повлияла на общий характер фильма, расходятся. Но в другом аспекте Редмэйну нет равных: угасание организма поставлено как впечатляющий висцеральный спектакль, который выдерживает сравнение с Дэниел Дэй-Льюис в My Left Foot. Если в начале фильма Хокинг слегка косоват и нелеп, то в течение двух часов он превращается в знакомый нам всем по фотографиям образ ученого. Наблюдать за тем, как паралич захватывает все новые и новые территории не только грустно, но и вполне себе тошнотворно.

newhokingfilm_04

Конечно, Джейн полна решимости помогать своему мужу бороться с его изнурительной болезнью. Но сначала он впадает в зависимость от костылей, потом — от инвалидной коляски. Его речь становится все более и более непонятной, и в конечном счете Хокинг вынужден использовать синтезатор речи. Редмэйн полностью передает разочарование и унижение мужчины на каждом этапе лишения привычных возможностей: от неспособности поднести еду с тарелки ко рту к невозможности держать своих детей и играть с ними.

Забота об этой семье, разумеется, отнимает у Джейн гораздо больше сил, чем полный рабочий день для какого-нибудь офисного работника. Но она сохранет душевное тепло и решимость. Ее вдохновляет не только религиозная вера, но и глубокая любовь к Стивену. Одна из особенностей фильма заключается в том, что там по-настоящему показано, каково это — быть многострадальной женой великого человека. В большинстве голливудских фильмов подобная линия — не более, чем форшлаг для сюжета.

В случае Джейн, это, помимо прочего, означает презрение к неприятным слухам и преодоление собственных соблазнов — когда хормейстер из ее церкви, красивый и чувственный вдовец Джонатан Хеллайер Джонс (Чарли Кокс) становится близким другом семьи, неофициальной нянькой Стивена и лучшим другом для детей.

newhokingfilm_05

Конечно, все становится еще печальнее, когда болезнь Хокинга усугубляется моральной травмой, полученной от расставания. Редкий фильм может передать подобное состояние без слащавой сентиментальности и соплей, но здесь мы видим реалистичный конец отношений, которые строились на взаимном уважении и любви. Джонс проявила себя с лучшей стороны — она последовательная, блестящая актриса, которую, мы уверены, ожидают новые кинематографические победы. Мы уверены, что Редмэйн получит полную авоську различных наград, но и Джонс не должна уйти домой с пустыми руками.

Вообще довольно поразительно, как редкие, уникальные и сложные личности органично смотрятся в простых и доступных условиях «Вселенной Стивена Хокинга». Борьба разума над несовершенным телом — это настоящий вызов понятию времени, сколь бы научным оно ни было, как и 25-летний брак с инвалидом, который закончился для Джейн только в 1995 году. Эта интимная, горькая история романтической связи передана с хорошим чувством юмора, что заставляет вспомнить о таких шедеврах, как «Скафандр и бабочка».

newhokingfilm_06

Этот фильм, который заставит вас грустить, но и вдохновит одновременно. Он не только про болезнь, но и про необыкновенную любовь. Универсальная история, которую вывели из истории частной.

Источник: http://modny.spb.ru



There are no comments

Add yours

*