Татьяна Калиновская: «Иголка и нитка всегда рядом!»

Татьяна Калиновская: «Иголка и нитка всегда рядом!»Один, второй крестик – вырисовывается глаз, ещё три, четыре — и появится улыбка. В переплете цветных строчек угадываются очертания мальчика, который кормит из-под стола собаку, глядя на маму. Картина «Балованное дитя» Жана-Батиста Грёза оживает буквально на глазах! Это Татьяна Калиновская трудится над очередной вышивкой.

На городском фестивале творчества людей с ограниченными возможностями, состоявшемся в Минске в рамках Дня города в прошлые выходные, Татьяна Калиновская, член Октябрьской районной организации ОО «БелОИ» Минска, получила диплом 1-й степени за вышитые картины «Натюрморт в голландском стиле», «Восточный натюрморт» и «Изумрудный дворик».

Талант с детства

— До седьмого класса я училась в общеобразовательной школе № 97 г. Минска. После, в связи с тем, что обострилась болезнь (ревматоидный полиартрит), пришлось перейти на надомное обучение, — рассказывает Татьяна. – Когда окончила школу, пыталась поступить в художественное училище. Но в те времена сделать это было довольно-таки трудно. Окружающие относились ко мне без особого тепла и заботы. Поэтому, когда мои рисунки отнесли в приемную комиссию, которая подтвердила, что они неплохие, поступить туда так и не удалось. Ездить в училище по состоянию здоровья не могла, а посещать меня на дому у преподавателей желания не было. Но рисование не забросила и параллельно увлеклась психологией. Меня приняли на заочный факультет в то время Московского государственного института народного творчества и психологии. Проучилась там я всего год, и наступило время «путча». Так и осталось моё высшее образование неоконченным.

В 1991 году появилась радиопередача «Человек среди людей», которая транслировалась по воскресеньям. Психолог собрал коллектив из 11 человек, в состав которого входила и я. Мы готовили в эфир 10-15 минутные социальные репортажи. А самое интересное – оказывали психологическую помощь по телефону. Людей обращалось очень много. В то перестроечное время у всех были разные проблемы: деньги, квартира, разбитое сердце. А кто-то звонил просто из любопытства. Могли и ночью позвонить. Бывало, что буквально «из петли вытаскивали», проводили беседу с человеком, решившим покончить жизнь самоубийством. Однако, наша деятельность продлилась недолго. Руководитель уехал за границу, передал нас своему помощнику, в итоге все это потихонечку утихло.

И опять меня заполонили книги: весь Дейл Карнеги, модный ныне трансерфинг Вадима Зеланда. Увлеклась и художественной литературой. В свое время, настольной была книга Александра Дюма «Граф Монте-Кристо». Там есть все: боль, борьба, любовь, тяга к жизни, красота. Ещё в школе учитель русского языка и литературы приносила мне все новинки, которые только попадались в библиотеке. Хочется и сейчас много читать. Только где бы найти время между вышивкой, от которой не оторваться? В этом плане спасают выходные дни или те праздники, в которые нельзя рукодельничать.

Интерес

Творчество я никогда не оставляла и не оставлю. В школьные годы выписывала журнал «Юный художник», смотрела картины великих художников. И все в них трогало. И в литературе можно найти вдохновение, например, там, где умело описан пейзаж. Все домашние разойдутся по своим делам, а я беру карандаш в руки и рисую.

Потом мама начала вязать крючком и спицами. Но мне это не подошло, слишком быстро уставали руки. Постепенно втянулись в вышивку. Мама рукодельничала, а я, чтобы коротать время, читала книги вслух. Потом и сама взялась. Не бывает такой минуты, чтобы мы не были заняты. Хочешь – не хочешь, но ты в себе не заглушишь то, что сидит внутри и должно раскрыться.

Постепенно мы нашли себе с мамой сообщников. Оказалось, что их очень много среди людей пенсионного возраста и молодежи. Объединились и начали друг другу передавать схемы, делать ксерокопии, подбирать нитки.

Моей первой вышивкой стал подарок другу на день рождения – ландыши. Потом были пионы, и постепенно перешла на портреты.

Бесценное

Основательно занимаюсь вышивкой более 4 лет. Маленькие картинки, конечно, вышиваются быстрее, а на крупные может уйти и полгода. Ведь размеры внушительные: 40х50, а то и 53х50. В моей коллекции 20 произведений. У мамы их уже более 60-ти. Некоторые разошлись на подарки или лежат в шкафу. Не хватает стен в квартире (улыбается. – авт.). Знакомые шутят: «Вы экспозицию поменяли?», а мы отвечаем: «Да, галерея переехала».

Работа очень кропотливая. Много кому нравится. Знакомые предлагают выполнить вышивку на заказ. Но оценить это в какую-то конкретную сумму тяжело. Нарисованная красками картина пишется намного быстрее, а то, что сделано иголкой, нитками – неоценимо. Картину ещё нужно преподнести и подать, чтобы она заиграла всеми красками. Для этого её нужно оформить: сделать хорошую раму, вытянуть рисунок. Оформление бывает дороже стоимости комплекта в пять раз. Вот и остаются некоторые вышитые, но не оформленные наборы, потому что творчество творчеством, но это требует большого капитала.

Человек на своем месте

Большая помощь в преобразовании вышивки требуется и от дизайнера в багетной мастерской. Потому что любую картину можно сделать так прекрасно или так загубить, как никто другой. Был у меня такой случай. Урезали с каждого края вышивку, на которую я потратила время, на 10 см. В другой ситуации произведение спасли. Когда мама оформляла заказ, дизайнер настояла, чтобы мы заказали другое паспарту. И тут я представила, что это будет как у Астрид Лингрен в книге «Три повести о Малыше и Карлсоне». Тот момент, когда Малыш пришел к Карлсону в гости на крышу и увидел его картину «Одинокий петух», где на большом листе бумаги была поставлена маленькая точечка. Так и с картиной моей получалось: маленькие цветочки на большом белом фоне просто терялись бы. Сам дизайнер проявил свою выдумку не в лучшую сторону. Но удалось все вовремя исправить.

Оформляешь одну и ту же картину по-разному, и звучание, как в музыке, получается непохожее. Где-то приложишь грубее раму – все, теряется. Выберешь солиднее, красивее – она играет таким звоном, что удивляешься. И каждый придет, пощупает, аж щечку приложит к картине, как маленький ребенок – вот это мне нравится, приятно.

 

Картина с характером

Выделить какую-то одну любимую из всех своих картин я не могу. Они все хорошие. Как только появляется очередной каталог с разработками дизайнеров, обязательно находишь в нём звездочку, которую нужно вышить. Уже на год вперед работа у нас есть, наборы закуплены. Мамина любимая тематика: дети и цветы, а у меня: пейзажи, портреты и цветы. Но не все. Я ищу картины художников, которые трогают своей реалистичностью.

Татьяна Калиновская: «Иголка и нитка всегда рядом!»Больше всего мне нравится вышивать какие-то исторические портреты Серебряного века. В свое время очень хотелось вышить «Портрет Нарышкиной» Владимира Боровиковского. Бывает, знакомые могут случайно увидеть неоконченную картину, и работа дальше не пойдет. Придется отложить вышивку, она будоражит, потом пройдет время, успокоишься. Так было и с Нарышкиной, но все получилось.

Девушку с картины «Счастливые мечты» Оливера я называю Глашей. Вышивала её в две нитки вслед за картиной «Итальянский полдень» Брюллова, которая была в одну, работа не шла. Картина Брюллова получилась как переводная. Вышиваешь, а у тебя из-под иголочки начинает вырисовываться и проявляться натуральное, реалистичное изображение. И глаз там видит и тени и полутени, игра света. Она тебя завораживает, и ты тонешь в ней. В этой картине больше 60 цветов, которые между собой перекликаются. А тут появляется эта другая картина Оливера, вроде издали она смотрится красиво, но для меня после настоящих художественных картин это уже не то. Уже и имя этой девушке дали Глаша, чтобы как-то приветить. Но она меня тревожила. Платье в две ниточки пышное, но лицо грубовато, как будто рисовали гуашью. А мне нужно, чтобы светилась, как акварель.

Штучная работа

Две картины сразу вышивать возможно, потому что один и тот же рисунок может надоесть. Но обычно так втягиваешься и хочешь довести работу до конца. Вышивать одно и то же, или тиражировать, как умеет мама, я не могу. У меня не хватает терпения. Ведь в каждую картину вкладываешь душу. А когда работаешь повторно, это уже не тот драйв, не то желание. Потому что именно в тот, первый период, я чувствовала, слышала эту картину.

Чем мельче канва, тем более живой и интересный рисунок получается. Если крупнее, то будет смотреться как пазлы. Я ищу для себя середину. Сейчас многие оценивают качество крестика, технологическое исполнение, а не качество духа.

Определенной мастерской для работы у меня нет. Мастерская у нас – кухня. Наши творения – и в кастрюлях, и на столе среди ниток. Иногда домашние ворчат на нас, потому что невозможно отвлечь. Звуки сериала или ток-шоу по телевизору — и вышиваем. Рядом есть церковь, и под колокольный звон мы обязательно открываем окна, чтобы он зашел в квартиру.

11-летний племянник для того, чтобы общаться со мной, придумал ход конем. Загружает специально в ноутбук и показывает игры, которые могут меня заинтересовать. В этом году он поступил в художественную школу – так что вся семья творческая.

Некоторые думают, что, не выходя из дома, невозможно найти хороших друзей, знакомых. Это не так. У меня есть друзья, проверенные годами, которые и в горе, и в радость, по первому звонку придут и помогут.
Главное, что бы все были здоровы и счастливы. Пусть будет больше понимания и единомышленников, которые умеют видеть и ценить красоту.

Изнутри

Если это влечет тебя, тянет, то, несмотря ни на какое заболевание, ты будешь это делать. Я думаю, что кто-то или что-то сверху руководит и говорит, что это должен сделать именно ты. Кроме тебя, никто этого не сделает. И на это тебе даются и силы и возможности. И находится та картина, которую ты будешь и ногами, и руками, и зубами писать, вышивать.

Вероника СОЛОВЕЙ
Фото автора

 http://www.wmeste.by/?p=5435



There are no comments

Add yours

*