Татьяна Ктитарева: Столкновение с прекрасным

В замечательном фильме «Приходите завтра» есть два фрагмента, который условно можно назвать «столкновением с прекрасным».

Первый, когда Фрося Бурлакова, проходя мимо ряда работ скульптора в мастерской, вдруг замирает перед одной работой. Эту скульптуру в фильме так и не показали, но по выражению лица Фроси – такому мечтательному и просветленному – можно понять, что она увидела чудо. Да и сам скульптор в припадке ярости и безысходности разрушает все свои работы, и рука у него не поднимается только на одну – ту, что «сделана на третьем курсе, действительно, для людей».

Второй момент – первое прослушивание Фроси. Какое-то неуловимо зачарованное выражение лица пожилого профессора говорило о том, что он услышал нечто прекрасное и неповторимое, исходящие из самой глубины души.

Вот такие же ассоциации возникают после того, как увидишь работы луганской художницы Татьяны Ктитаревой.

Татьяна Ивановна – единственная художница Донбасса, профессионально владеющая мастерством мстеры — лаковой миниатюрной живописи по дереву. Образование она получила в знаменитой школе художеств в одной из трех российских деревень — Палех, Мстера и Холуй, — где десятки лет готовили мастеров миниатюрного искусства. Но по окончании обучения Татьяна не осталась работать в Мстере, как это делали практически все ученики школы. Судьба забросила ее в Луганск.

Татьяна Ктитарева – инвалид первой группы. Ее болезнь – наследственная, от нее уже умер один из ее братьев. Многие годы Татьяна Ивановна может передвигаться только на инвалидной коляске, и здоровье ее ухудшается: вот уже появился в истории болезни рядом с диагнозом «миопатия мышц» еще один – «ревматоидный артрит». Она живет на окраине города, в квартире на втором этаже, не приспособленной для нормального существования инвалида-колясочника. Лифт в подъезде не работает, а пандус, специально построенный для нее, кто-то из соображений личного удобства убрал.

К кому только не обращалась Татьяна Ивановна с просьбой помочь в размене квартиры. Ведь район, в котором она живет, хорош для человека, который ходит на своих ногах – и остановка близко, и транспорта много, и добраться в центр города, где расположена мастерская Ктитаревой, можно без проблем, но только если человек здоров. Для Татьяна Ивановны же это – неразрешимая проблема, хотя бы потому, что в Луганске нет ни одного автобуса, приспособленного для перевозки пассажиров на инвалидной коляске.

— Что мы теперь должны всех инвалидов в центр переселять? — услышала я мнение одного из городских чиновников, который даже не представляет особой уникальной ценности этой художницы не только для Луганщины, но и для всей Украины.

Еще восемь лет назад Татьяна Ктитарева задумала грандиозный проект: создать свою частную школу, в которой можно будет учить одаренных людей мастерству мстеры. Более того, Татьяна Ивановна в своих мечтах пошла дальше: создать школу украинского художественного промысла. Идея уникальная, хотя бы потому, что традиционная украинская лаковая миниатюра как таковая в мировом искусстве пока не зарегистрирована. Следовательно, Татьяне предстояло создать нечто новое, которое по праву может занять свое достойное место в национальном искусстве. За основу она решила взять школу Мстеры, несколько изменив ее технологию, и создать луганскую лаковую миниатюру. Мстера традиционно пишется с помощью пигмента под названием темпера. При изготовлении своих миниатюр Татьяна стала использовать простые масляные краски, привнесла свои цвета и сюжеты, отображающие украинский и местный, донбасский, колорит – колорит Слобожанщины.

— Мы насчитали девять отличий, — рассказывает Татьяна Ивановна, — большинство из них, конечно же, может заметить только специалист – традиции, техника, материалы. А вот одно из основных – это персонажи, колорит, наш, украинский, слобожанский, в отличие от персонажей и колорита русской культуры, присущей Мстере, Палеху.

Рабочее название проекта Татьяны Ктитаревой «Город мастеров», в систему которого должны входить школа миниатюрной живописи, творческие и промышленные мастерские. Кроме того, в «Городе мастеров» должны быть выставочный зал и магазин-салон. Проект требовал солидных вложений, но он того стоил, если на чашу весов поставить развитие национальной культуры, создание профессиональной школы художников и промысла. Речь в первую очередь шла о сохранении ручного творческого труда, который передает тепло человеческих рук, развивает народные традиции в современных условиях высоких технологий и всеобщей компьютеризации.

Поход по чиновничьим кабинетам ничего не дал, кроме приветливых улыбок и показного понимания. Друзья посоветовали Татьяне попытаться выиграть грант в объявленном Канадским посольством в Украине конкурсе. В 2002 году Татьяна Ктитарева написала проект «Школа мастеров миниатюрной живописи» и выиграла этот грант. Первый набор в школу составил 12 человек.

— Но выпустила я только шесть учеников, — рассказывает Татьяна Ивановна. – Ведь современные художники предпочитают размашисто водить кистью по холсту, а тех, кто действительно любит скрупулезный, ювелирный труд миниатюрщика, — единицы.

О своих учениках Татьяна Ктитарева говорит с большим уважением.

— Очень интересна работа «Примари шахтаря». Мотив здесь такой: где-то в тумане горняк видит красивую девушку и, чувствуется, что готов идти за ней на край света. Красивая шкатулка, расписанная по мотивам песни «Ой, летіли дикі гуси». Сюжет из жизни народного героя Олексы Довбуша можно прочитать в работе Саши Грошенко: он тяготеет к исторической теме. А Инна Процишина предпочитает лирические сюжеты или тему народных украинских песен — мне нравится ее работа по мотивам песни «Розпрягайте, хлопці, коней». Есть у нее сюжеты по произведениям украинских классиков, Коцюбинского, Шевченко, например…

В 2005-м к большой радости Ктитаревой и ее учеников появились деньги у Луганского областного совета, и школа луганской миниатюры продолжила свое существование. К сожалению, и этот проект завершился…

И вот более полугода мастерская Татьяны Ктитаревой пустует.

— Я не понимаю, почему другое государство – Канада – дало деньги на обустройство мастерской, закупку материалов, учебных пособий, — удивляется Татьяна Ивановна, — а наше, родное, так равнодушно? Я была на приеме у нардепа от Луганщины А.С. Ефремова (бывшего губернатора области), у городского головы Луганска С.И. Кравченко, секретаря Луганского горсовета Н.В. Черновой, писала, объясняла, а в ответ мне рисуют какие-то отписки о материальных сложностях. Самое большое, на что они были способны – это прислать ко мне представителей из управления по вопросам культуры. Приходили ко мне эти чиновники и рассказывали, что мне нужно делать. Да не нуждаюсь я в их руководстве и указаниях что делать и как! Я сама знаю, что нужно делать! Человек нужен, который будет это делать, сама-то я не в состоянии.

Обращалась Татьяна Ивановна и к ректорам двух Луганских институтов культуры с предложением открыть новую специальность: — Ведь традиционные специальности – график, живописец – есть во всех украинских институтах культуры, а вот лаковой миниатюры нет нигде, — возмущается Татьяна Ктитарева. – Так, создайте свое, новое, неповторимое… Но все сидят на своих местах и не желают с них сдвинуться.

Мужество, упорство и терпение этой женщины достойны самого высокого уважения. Ее инвалидская пенсия чуть больше 400 гривен. Не получает она поддержки и от Союза художников Украины, членом которого является. Здоровье ухудшается с каждым годом. Годы летят. И может случиться, что Украина потеряет редкую возможность прославиться на всю планету, вписать и свою страницу в историю мировой культуры.

Такое явление как столкновение с прекрасным на Луганщине имеет два варианта: первый – знакомство с работами Татьяны Ктитаревой, второй – чиновничье равнодушие.



There is 1 comment

Add yours
  1. Григорий Самолов

    Уважаемая Татьяна Ивановна.Я видел Ваши работы в Московской украинской библиотеке,прекрасные работы и прекрасная книга(я дружу с В.Крикуненко),осмелился попросить у вас совета :американское издательство "Дорранс Паблишинг" в Питтсбурге предлагает мне издать мою "Детскую волшебную зарядку" (250 авторских упражнений выполняемых в постели,предназначенных для детей,стариков,спортсменов),но я не умею подписывать договор….у меня нет своего юриста,счёта (а позволят ли мне выбрать своего художника и где его взять)!?…и ещё десятки вопросов…а менеджеры(Александр и Вероника каждый день мне пишут давайте заключать договор!…у нас реклама во всех странах мира,у нас книги издаются во всех странах мира…Скажите мне кто может соблюсти мои интересы…есть ли такие организации в Украине Москве?(Я родом из Новой Каховки ,а письмо пишет мой внук ,который живёт в Стаханове,у меня уже болят глаза…на монитор временно не смотрю) С уважением к в вашему сообществу Григорий Самолов,композитор,учитель,физик,автор Всероссийской(Всеукраинской)социальной акции"Равный шанс" и т.д.


Post a new comment

*