Интервью с Александром Софинским, энтузиастом распространения тактильных икон, доступных для восприятия людей с проблемами зрения.
— В последнее время все активнее растет интерес к тактильным иконам. Известно ли, кто и когда их придумал первым?
— Я слышал легенду, что первая «тактильная» икона вышла из-под руки Святого Апостола Луки.
Это была икона Богородицы – «Одигитрия», что в переводе означает «Путеводительница». Предание гласит, что слепые, которым Богоматерь указала путь к источнику, захотели увидеть ее Образ и Святой Лука выполнил их просьбу, сделав икону рельефной при помощи смол.
Сразу замечу, это не совсем правильно называть резные или рельефные иконы «тактильными». Да, они действительно доступны для тактильного восприятия, но они также доступны и для зрительного восприятия. Поэтому, это скорее иконы, которые доступны всем, в том числе и незрячим людям. И для них эти иконы, действительно, являются тактильными.
Александр Софинский— Были ли резные или тактильные иконы распространены на Руси?
— У наших древних предков, в том, числе и в дохристианскую эру, было особое почитание слепых людей, вероятно, поэтому многие вещи делались доступными и для их восприятия. И это не только иконы… Вспомните, например, про резные ворота, которые были распространены у многих народов. А вообще, резные образы в традициях многих балканских народов.
В России, развитие эта деятельность получила при Святом Преподобном Сергии Радонежском в Сергиевом Посаде. Сам Преподобный был искусным резчиком и даже основал школу резчиков. С тех времени и пошла традиция изготавливать резные паломнические иконы небольшого размера (высотой около 11 см). Большой популярностью они пользовались не только в России, но и по всей Европе. После революции 1917 года этот промысел, к сожалению, пришел в упадок. Только в конце ХХ века утраченные знания и умения начали возрождаться, в том числе, благодаря тому, что Московская Патриархия большое внимание уделяет воцерковлению слепых людей, особенно детей.
— Основанная Вами студия «Наследие» ведет интересную и важную работу не только в Санкт-Петербурге, но и в масштабах всей России, а также ближнего и дальнего зарубежья. Как и когда Ваша студия была основана?
— Фактически студия «Наследие» была организована в 1989 году.Вот как решили задачу нанесения рельефа на дерево, так и студия образовалась.
Сегодня в нашей технике работаем только мы. Но, в целом, в России мастерских, изготовляющих тактильные, рельефные иконы, много и изготавливают из самых разных материалов – от гипса до металла. На сегодняшний день мы занимаемся не только изготовлением икон, но и теоретическими и практическими вопросами из области биофизики, биотехнологии, альтернативной энергетикой. Мы зарабатываем на внедрении научных разработок. Производство резных икон не является нашим бизнесом. Мы на этом не зарабатываем и пока даже об этом и не думаем.
— Расскажите подробней о технике изготовления резных икон. В чем уникальность Вашего метода?
— Это наш маленький секрет. Могу лишь сказать, что это сродни гравюре — мы оставляем «след» на деревянной пластине. Мы гордимся тем, что открылитехнику Вавилонской резьбы. Ее в чем-то можно сравнить с кропотливой работой средневековых мастеров по созданию гравюр. Созданное художником рельефное изображение, благодаря Вавилонской резьбе, может воплотиться в 100 — 200 уникальных репликах ручной работы. И каждая из реплик, с момента появления, становится раритетным произведением искусства.
— Как Вы сделали это открытие?
— Во сне. Ради интереса, решали задачу отпечатка на дереве и долго не получалось получить качественный устойчивый оттиск. А потом весь процесс просто мне приснился… Серьезно…
Затем мы узнали, что по такому же методу осуществлялась и Вавилонская резьба. Мы провели в связи с этим настоящее историческое исследование. По некоторым фактам выдвинули свои гипотезы, которые, как нам кажется подтверждают очень древнее происхождение воссозданной нами технологии.
— А сложен ли процесс изготовления резной иконы по Вашей методике? Сколько времени Вы делаете одну икону?
— Технически он несложен, сам процесс занимает несколько минут, но на его подготовку уходит несколько недель. Интересно, что все пропитки мы составляем сами из того, что продается в обычных магазинах.
Вы знаете, в изготовлении тактильной иконы важна хорошая, качественная пропитка дерева.. Мы позиционируем наши иконы не только как тактильные, но более – как паломнические. Была такая традиция на Руси: брать в поход по Святым местам икону, чаще всего размером в ладонь. Чаще это были резные иконы. И нам кажется, что это связано с тем, что такая икона позволяет «на о щуп» правильно разместить икону в темноте, например. Поэтому такая икона должна иметь устойчивое покрытие, защищать от дорожных трудностей и быть приятной «на о щуп». Для этого мы специальным образом пропитываем дерево до и после изготовления.
А сами иконы мы делаем из африканской пальмы, которая лучше всего подходит по своей структуре и антибактериальным свойствам. Для большего удобства иконы изготовляются размером девять на двенадцать сантиметров.
— Какие сюжеты Вы преимущественно изображаете на иконах?
— Те, которые нравятся или которые желает наш заказчик. В основном, это иконы Тихвинской, Казанской, Коневской Божией Матери, архангела Михаила, Арсения Коневского Чудотворца, Господа Вседержителя, Святой Троицы, святого Николая Чудотворца, Спаса Нерукотворного, святого Александра Невского, святого Владимира, святого целителя Пантелеимона, святого Иоанна Кронштадтского и святого Сергия Радонежского.
— Велик ли спрос на тактильные иконы? Кто их преимущественно приобретает: храмы, общественные организации или частные лица?
— Поскольку, для нас это не совсем бизнес, то вопрос спроса мы пока всерьез не изучали. Мы делаем ровно столько, чтобы поддерживать эту тему «на плаву».
Сегодня заказывают иконы и храмы, и частные лица. У нас очень много заказов из-за границы, практически отовсюду, но больше всего из стран Западной Европы и США.
Наши резные иконы и миниатюры хранятся во многих православных храмах и монастырях, а также в музеях не только в России — в Греции на Святой горе Афон (в Русском Свято-Пантелеймоновом монастыре), на Святой Земле в Иерусалиме, в Финляндии, Норвегии, Германии, США, Франции, Великобритании (в т.ч. в Королевской Коллекции Букингемского Дворца).
— Какова средняя стоимость одной иконы? Могут ли себе позволить приобретение тактильных икон малоимущие люди или небогатые храмы в российской глубинке?
— У нас много покупают именно из российской глубинки. Средняя стоимость – 10-12 евро за икону размером 95 х 105 мм.
— А сколько стоила самая дорогая проданная Вами икона?
— Самая большая цена была после выставки во Франции в 2006 году – около 100 евро.
— Как Вы рассказываете о себе и о своей деятельности? Известны ли Вы в России или за рубежом?
— Мы не особо любим публичности, к ней не стремимся, хотя публичную деятельность и ведем. Мы часто участвовали в выставках, в основном зарубежных, нас знают во многих странах. Сами мы участвовали в выставках во Франции, Болгарии и Германии. Но наши поклонники делали выставки с участием наших работ в США, Польше, Англии, Израиле. И, конечно, много выставок состоялось в России.
— Можно ли назвать Вас энтузиастом развития тактильного искусства для людей с проблемами зрения?
— В какой-то степени, да, мы популяризируем подобный вид искусства. Мы считаем, что Россия может гордиться тем, что еще со времен Сергия Радонежского и его стараниями здесь окормляли слепых и старались сделать для них среду доступной.
— Много ли в российских храмах тактильных икон?
— На этот вопрос мне трудно ответить. Мы выполняли заказы для храмов и православных общин из разных мест России, но сказать, что это было очень много заказов, я не могу.
— Как Вы видите программу внедрения тактильных икон в храмы в масштабах России? Чья инициатива здесь важнее?
— Здесь важно желание Церкви и только Церкви.Также важны действия отдельных священнослужителей. В свое время нам очень помогал бывший Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, настоятель Храма Воскресения Христова в Санкт-Петербурге у Варшавского вокзала. Хочу еще раз сказать ему спасибо в этом интервью. В этом храме вы можете увидеть и осязать точные тактильные реплики икон, освященных на главе Св. Великомученика Целителя Пантелеимона и хранящихся в Русском Монастыре его имени на Святой Горе Афон.
— Как Вы думаете, когда наступит то время, когда в каждом храме в России будут тактильные иконы?
— Такое распространение и забота о слепых вполне возможны, но не думаю, что это будет очень скоро.
— Вы известны своей благотворительной деятельностью. Кому Вы помогаете, и кто помогает Вам?
— Сейчас нам никто не помогает, иногда у каких-либо проектов появляются спонсоры и мы выполняем их заказы. Сегодня у нас много единомышленников, с которыми мы общаемся, но это скорее общение, чем сотрудничество.
Конечно, мы стараемся помогать по мере своих возможностей. Часть своих икон мы безвозмездно передаем в заведения для незрячих. Кроме православных икон мы создаем рельефные изображения известных исторических персонажей и копии мировых шедевров изобразительного искусства. Этим мы помогаем людям с проблемами зрения расширить границы своего восприятия мира.
— Расскажите подробней о Вашей благотворительной помощи слепым детям.
Наша программа называется «Иконы для слепых детей». Мы посчитали своей миссией обратить внимание на эту проблему.
В одном из писем нам написали: «слепым детям не хватает веры в то, что Бог их оберегает также как и всех нас». В восприятии маленького ребенка, чтобы спрятаться, ему достаточно закрыть глаза. Если он не видит, значит не видят и его! А раз не видят, то не могут помочь, он совершенно один и совершенно одинок.
У нас, как я считаю это получилось – многие люди последовали нашему примеру. Мы помогаем Центру для слепых и слабовидящих детей в Петербурге, а также детским учреждениям в Саратове и Сергиевом Посаде.
Но наша мечта, чтобы у каждого православного слепого ребенка была бы хоть одна икона, доступная ему в восприятии. Самим решить эту задачу нам пока не под силу. Но мы надеемся, что в будущем эта мечта сбудется.
— Каковы отзывы слепых людей о ваших работах?
Нам часто присылают отзывы наши заказчики и они пишут, что слепым людям нравится держать в руках наши иконы…и не только слепым. Как мы сами наблюдали, незрячие дети, с удовольствием «рассматривают» икону, разговаривают с ней и видимо это, таки, дает им надежду и уверенность, что Бог с ними. Мне нравится повторять, что слепота перед иконой отступает.
Фото с сайта www.heritage.sleeplion.org.
Похожие статьи