Жители нашей страны все реже обращаются в поликлинику и все чаще предпочитают лечиться самостоятельно
Всероссийский центр изучения общественного мнения провел ежегодный всероссийский опрос о том, как люди оценивают состояние своего здоровья и самочувствие своих родных. 11–12 апреля 2015 года ВЦИОМ опросил 1600 человек в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Полученные результаты опубликованы на сайте Министерства здравоохранения РФ.
На вопрос «Что вы обычно делаете, когда заболеваете?» 46% опрошенных ответили, что обращаются в государственную бесплатную поликлинику или больницу. По данным опроса, проведенного ровно год назад, так поступали 55% респондентов. При этом за год возросла доля тех, кто предпочитает самолечение — с 32% в 2014 году до 38% в 2015-м.
Недавно Счетная палата подвела предварительные итоги оптимизации здравоохранения, культуры, образования и социального обслуживания в России. Выводы оказались неутешительными: медицинские услуги не стали эффективнее или доступнее, а вот объем платных услуг вырос почти на 25%.
Реформа «добила» здравоохранение
«Чтобы записаться на плановый прием, люди неделями ждут очереди. Часами ожидают экстренной помощи уже непосредственно в поликлиниках. Для работающего человека это часто невозможно. Не случайно зафиксирован взрывной рост объема платных услуг в медицинской сфере. Это говорит о том, что качественная бесплатная помощь, которая гарантируется 41 статьей Конституции РФ, стала менее доступной. Отсюда и рост практики самолечения», – комментирует ситуацию в отечественном здравоохранении глава Межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие» Андрей Коновал.
В условиях дефицита кадров и огромных нагрузок на медработника специалисты в амбулаторном звене вынуждены сокращать время приема на одного пациента. «Ведь и без того они работают на несколько часов больше, чем предусмотрено их трудовым договором», – продолжает Андрей Коновал. По его словам, врачи тратят много времени на заполнение документации, значительная часть которой связана с отчетностью перед страховыми компаниями: неправильно заполненная форма может повлечь наложение штрафа и на врача, и на лечебное учреждение. Для пациента поход к врачу нередко оборачивается чистой формальностью.
Платная медпомощь вытесняет бесплатную
Согласно тому же опросу ВЦИОМа, в апреле 2015 года люди, которые почувствовали недомогание, стали чаще обращаться в платные поликлиники и больницы — 8% опрошенных против 6% в апреле 2014 года.
«Действительно государственная бесплатная помощь, гарантируемая Конституцией, стала менее доступна. А что тут сделаешь, если внесены изменения в законодательство об охране здоровья граждан, которые практически легализуют процесс сборов с пациентов денег при обращении в государственные и муниципальные лечебные учреждения», — говорит кандидат медицинских наук, магистр общего здоровья Алексей Шабашов.
Очередь на прием к терапевту в одной из поликлиник города Иваново. Фото: Владимир Смирнов / ТАСС«Кроме того, мы видим, как через СМИ вбрасывается информация о возможности введения в здравоохранение института концессии, продвигаемого в рамках частно-государственного партнерства. То есть будет заключаться концессионное соглашение, и государство как концессионер будет передавать государственные лечебные учреждения в частное управление. Бизнес на их базе сможет оказывать медицинские услуги, в том числе и бесплатные», — предостерегает Шабашов.
Ничего, кроме опасений, эти процессы не вызывают. «У бизнеса есть одна задача, в какую бы сферу он ни приходил, — это получение прибыли. Что бы предприниматели ни говорили — это всего лишь продвижение их собственных бизнес-интересов. И никакое здоровье населения представителей медицинского бизнеса не интересует», — говорит Алексей Шабашов.
Интересы бизнеса или интересы государства
Глава профсоюза «Действие» считает, что страховая система подрывает общественный сектор здравоохранения, поскольку не может быть равной конкуренции государственной и частной медицины.
«Муниципальные лечебные учреждения прежде всего должны выполнять общественные функции, а не зарабатывать. Так, терапевт кроме того, что принимает пациента, обязан заниматься и профилактической работой на участке, и оформлением инвалидности, и ведением паспорта участка и т.д. Цель поликлиники в том, чтобы люди болели меньше и реже обращались за помощью. Отсюда и одна из функций — профилактика болезней и пропаганда здорового образа жизни, — говорит Андрей Коновал. — Если же следовать тому, что сейчас нам предлагает законодательство в медицинской сфере, то получится, что больной получит услугу, которую оплатит и он, и ОМС. В выигрыше останется только частная клиника. При этом вся «черная» убыточная работа по, скажем, той же профилактике и вакцинации останется государственным заведениям. Нужно отказываться от существующей страховой модели, ввести прямое бюджетное финансирование. Ведь страховые компании по сути лишь «паразиты», они потребляют средства и рисков никаких не несут».
По мнению Коновала, необходимо отказаться от идеи, что коммерческая медицина может составить одну из основ российского здравоохранения. Потому что нельзя давать преимущество коммерческой медицине за счет государственного общественного здравоохранения. «Результат оказался ожидаемым — медицина становится все более недоступной», — констатирует Коновал.
Кандидат медицинских наук Алексей Шабашов разделяет мнение коллег. «Прибыль, поставленная во главу угла, — подчеркивает он, — становится препятствием для получения бесплатной медицинской помощи населением. Итог мы и видим в этих цифрах. Надо привести законодательство об охране здоровья граждан в соответствие с Конституцией, которая гарантирует бесплатную медицинскую помощь гражданам».
Несмотря на то что Минздрав РФ опубликовал на своем сайте данные ВЦИОМа, которые показывают, что реформа здравоохранения провалилась, а доступность бесплатной государственной медицинской помощи снизилась, какими-либо комментариями эти факты не сопровождаются. Официальный запрос «Русской планеты» в ведомство на момент сдачи материала остался без ответа.
Источник http://rusplt.ru/
Похожие статьи