Путь к знаниям для слепых — закрывается?

Речь идет о Специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате №1 для слепых и слабовидящих детей. Это уникальная школа: в прошлом году ей исполнилось 130 лет. Она пережила революцию, гражданскую  войну, царя, Великую отечественную, весь советский период и вот дошла до 21 века. Сейчас мы сталкиваемся с ситуацией, когда ее хотят переделать из школы в нечто типа реабилитационного центра. Видимо, для этого ее перевели из департамента образования в департамент соцзащиты. Школа по своей сути может принадлежать только одному ведомству — департаменту образования. Если она переводится в другой департамент, то ее основная функция (образовательная) либо исчезает, либо как минимум размывается. И именно желание сохранить образовательную функцию как главную в школе подтолкнуло родителей и педагогический состав школы к столь решительным действиям.

Понятно, что все коррекционные школы рассчитаны на людей с инвалидностью. Но дети, которые учатся в нашей школе, — это дети с сохранным интеллектом, которые по своему потенциалу ничем не отличаются от детей,  у которых нет проблем со здоровьем. Выпускники школы выступают в лучшие столичные вузы — МГУ им. М. В. Ломоносова, МПГУ, РГГУ, Гнесинское музыкальное училище, музыкальный колледж при Московской Консерватории и другие. Кроме проблем со зрением ничто не мешает им получать то же образование и в том же объеме, что и обычным детям. Почему мы должны пожертвовать образовательной функцией? Я, как мама слепого ребенка, не считаю, что нашим детям нужна какая-то усиленная реабилитация, такая же, как, скажем детям с ДЦП или чем-то подобным.

Озабочены не только родители, но и профессионалы, которые работают в этой области много лет.

Что нас «напрягло»? Прежде всего то, что решение было принято за нашей спиной. 27 сентября на общешкольном родительском собрании вдруг объявили, что 10 дней назад принято решение и подписан приказ о переводе школы в непрофильный (на взгляд большинства родителей и педагогов) департамент, и директор с этим согласился. Это было сделано в обход управляющего совета школы! Именно «секретность» принятия решения наталкивается на мысль, что тот расклад,с которым мы будем иметь дело теперь — не самый хороший. А учитывая, какая плачевная ситуация в образовании вообще вообще, полагаю, что и наша школа подпадает под ту же реорганизацию, связанную с экономией средств. Безусловно, труд наших специалистов стоит дорого — это коррекционные педагоги с большим опытом. Видимо, есть желание их сократить. Если школу переведут в департамент соцзащиты, может быть, эти педагоги и правда окажутся не нужны.

Все это весьма печально, потому что нет гарантий, что дети смогут получить образование, что они будут, как сейчас, участвовать в городских олимпиадах, будут сдавать ГИА и ЕГЭ в том же объеме, что и учащиеся обычных школ, что смогут поступить в вузы.

Я хочу подчеркнуть еще такой момент: в Москве несколько школ для слабовидящих детей, но наша — единственная, где могут учиться дети с полной слепотой. Сейчас в работе со слабовидящими сложилась тенденция, что если человек хоть что-то видит, он не изучает сложнейший шрифт Брайля, а занимается по другим методикам. Но для полностью слепого ребенка приобщение к культуре возможно только через шрифт Брайля, а этим занимаются только в нашей школе. Так что у меня, как у мамы ребенка, который ничего не видит, выбора нет.

Пока вопросов в теме образования людей с ограниченными возможностями, на которые нет ответов, очень много. Основные можно сформулировать примерно так:

1. Почему коррекционные ШКОЛЫ, которые призваны обучать, то есть, находиться в ведомстве министерства образования, оказались в ведомстве социальной защиты, у которого образовательных функций просто нет и быть не может? Это нарушение права на образование всех инвалидов, которые ранее получали образование в этих школах.

2. Почему образовательную деятельность вправе осуществлять непрофильное ведомство? Кто будет проверять качество образования инвалидов? Как будет гарантирована сдача ЕГЭ и ГИА в непрофильном ведомстве?

3. Все школы города (страны) входят в единый государственный реестр, они проходят лицензирование и на основании этого выдают учащимся дипломы, что будет со «школами», принадлежащими социальному ведомству? На основании каких документов выпускник школы департамента соц.защиты будет поступать в вуз?

4. Почему в новом законе об образовании нет термина «коррекционное» образование (соответственно и школ таких теперь нет) и всего, связанного со словом «коррекционное»: программ, стандартов и проч.?

5. Есть ли здесь конституционное нарушение права любого ребенка, в том числе, ребенка с особенностями здоровья, на образование? Не является ли данный перевод школ в непрофильное ведомство антиконституционным?

Все эти вопросы пока остаются открытыми.

Источник фото — официальный сайт школы: http://schisv1.mskobr.ru/



There are 2 comments

Add yours
  1. мать просто мать

    Для слепых в стране делается и так крайне мало: для ВУЗов, например, нет никаких учебных пособий, в ИПРах не предусмотрено никаких брайлевских технических средств — учись как хочешь… поэтому закрытие спецшколы ПРОСТО ВОЗМУТИТЕЛЬНО и даже НЕВЕРОЯТНО!!!!!!!!! Что Вы делаете, люди, чиновники?! Вы же тоже родители!!!!!!!!! Одумайтесь, включите в работу свои головы, а лучше вспомните о том, что у Вас должно быть сердце ……… как у любого человека — просто сердце!

  2. Наталия

    Взывать к сердцу чиновников давно уже бесполезно: у каждого в отдельности оно есть, но вместе они действуют как бездушный механизм. Нужно привлекать к этой проблеме внимание общественности и отстаивать права детей. Каково мнение юристов по этому вопросу? Есть ли основания для коллективного обращения в суд? Что думают по этому вопросу общественные деятели? Можно ли подключать к обсуждению депутатов или на данном этапе уже поздно? От кого зависит в конечном счете судьба школы? Или все уже окончательно решено?


Post a new comment

*