Прирученная техника: автомобиль для слепого

Colorado Center for the Blind

Испытание незрячего водителя

«Будущее полно возможностей» — такой слоган избрали для себя основатели  Университета им. Джернига для слабовидящих, созданного по инициативе Национальной Федерации Слабовидящих города  Балтимор, США.  Пока это единственный в США университет, основанный слабовидящими для людей, имеющих ограничения по зрению.

Уникальность университета не только в доступности учебных программ и создании подходящих условий обучения, но и в активной позиции администрации учебного заведения, во главе которого стоят незрячие либо слабовидящие люди, которые не понаслышке знакомы с бытовыми и социальными трудностями учеников. Университет ведет и образовательную и научно-исследовательскую программу. В 2004 году Национальная Федерация Слабовидящих  на базе университета  выступила с провокационной инициативой «Испытание для незрячего водителя». Суть данной инициативы сводится к призыву к действию инженеров и других светлых умов работать над инновационными  технологиями для слабовидящих. Кроме того, задачей проекта является знакомство разработчиков технологии с  тем, какие  нововведения необходимы для успешной социализации слабовидящих, и каким образом они намерены участвовать в жизни общества.

 

«Основная трагедия слепоты заключается не в потере зрения, а в непонимании общества, и отсутствия информации о существующих возможностях. Если у незрячего есть соответствующий навык, то слепота становится обычной физической особенностью», — считают  специалисты университета.

 

Автомобиль для слепого водителя

 

Первоначально специалисты занялись вопросами автоматизации технологий для слабовидящих, в частности созданием автоматических визуальных систем, управляемых голосом. В 2008-2009 году к созданию таких визуальных систем подключился Политехнический университет штата Вирджиния. Там разработали первый автомобиль, пригодный для управления незрячим водителем.

Тестирование автомобиля марки Ford Escape, оборудованого инновационной системой визуальных интерфейсов, проводил 29 января 2011 года главный директор университета им. Джернига Марк Риккобоно.

 

Марк Риккобоно

Марк Риккобоно


Справка: В 5 лет Марку диагностировали прогрессирующую глаукому, однако, несмотря на это он успешно закончил общеобразовательную школу, поступил в университет Висконсин, штата  Мэдисон, получил там степень магистра Делового администрирования в 1999. Во время учебы основал «Ассоциацию незрячих Студентов Висконсина», которая позже стала частью Национальной Федерации Слабовидящих  США. В возрасте 22 лет становится президентом Национальной Федерации Слабовидящих  в Висконсине, переизбирается на этот пост два раза подряд. В 2003 году оставляет свой пост ради места председателя в Национальной Федерации Слабовидящих  США. В настоящее время — главный директор Университета им. Джернига для слабовидящих. Женат. Отец троих дочерей: Остин, Арианы и Элизабет.

 

Перед началом испытаний Марк Риккобоно надевает светонепроницаемую маску со встроенными датчиками, а также микрофон, который позволяет общаться со зрителями. Кроме того, специальные перчатки с вибрацией дают понять Марку, когда и в какую сторону нужно поворачивать. Встроенные возле номерного знака лазерные дальномеры при помощи синтезаторов речи передают ему данные о препятствиях на дороге. Передачи  водитель переключает на ощупь, а скорость ему подсказывает бортовой компьютер.

 

«Я, конечно, не вижу препятствий, компьютер сообщает мне, где они находятся. Так что я вроде как чувствую их»,- делится Риккобоно тонкостями процесса.

 

Автомобиль движется по трассе со скоростью 24-25 миль/ч. (около 50 км/ч). При этом, Марку удается объезжать препятствия в виде коробок или мусорных баков, которые выкидывает идущий впереди грузовик.

Подъезжая к участку трассы, где за ограждением собрались члены Национальной Федерации Слабовидящих, водитель слышит их восторженные крики и в ответ приветствует своих коллег:

«Я всегда сравниваю наш проект с высадкой на Луне. Тогда тоже никто не верил, что это возможно. Сейчас никто не верит, что слепой может водить машину. Но мы доказали, что это реально. Так что границ не существует», — говорит Марк Риккабоно журналистам.

 

Гугломобиль: что за «зверь»?

 

Однако  проект Национальной ассоциации Слабовидящих – не единственный в мире, позволяющий незрячим сесть за руль.  По сообщениям  портала CNews, собственный автомобиль — iCar — планировала разработать компания Apple, еще до того, как выпустила iPhone в 2007 г.

 

"Гугломобиль"

«Гугломобиль»

По всей видимости, этот проект для Apple пока так и остался мечтой. А вот инженеры и программисты Google ухватились за эту идею, и в 2010 году основатели компании Google Ларри Пейдж и Сергей Брин объявили о создании системы автономного управления транспортным средством. Первоначально планировалось оборудовать обычный автомобиль видеокамерами, радарами и лазерными дальномерами и оснастить его специализированным программным обеспечением. Что и было сделано, однако, вопреки прогнозам, проект не был коммерчески успешен, поэтому решено было создать беспилотник с ноля.

Речь идет об уникальном парке автомашин Toyota Prius, роботизированных компанией Google и способных ездить без участия человека. В настоящий момент проект реализует лаборатория Google X, возглавляет проект инженер Себастьян Тран, директор лаборатории искусственного интеллекта Стэнфордского университета.

Эти автомобили используют для анализа окружающей среды огромное количество сенсоров, включая лазеры, радары и т.д. Система использует информацию, собранную сервисом Google Street View, видеокамеры, датчик LIDAR, установленный на крыше, радары в передней части авто и датчик, подключенный к одному из задних колёс, который помогает определить позицию автомобиля на карте.  Эти данные обрабатываются системой и сравниваются с данными Google Maps – карт Google.  Разрешающая детализация карт Google, доступная системе автомобиля достигает 50 сантиметров. Кроме этого, в переднем и заднем бамперах установлены четыре радиолокационные станции. Это позволяет автопилоту «видеть» дорогу очень далеко. Такая способность – непременное условие для движения на скоростной автомагистрали.  Также автомобиль оборудован фронтальной камерой, которая, в том числе, отвечает за обнаружение светофоров.

 

Система GPS, инерционное измерительное устройство и колесный энкодер помогают с высокой точностью определить местоположение автомобиля и следить за его перемещениями. Отдельно стоит отметить, что автомобиль собирает около  полутора гигабайтов данных в секунду о ситуации на дороге, велосипедистах, пешеходах, анализируя эту информацию достаточно быстро. При появлении препятствия автомобиль реагирует практически моментально, сбрасывая скорость до максимально безопасной. Единственное, с чем пока не справляется бортовой компьютер – это разметка и  динамические снеговые условия.

 

В марте 2012 года специалисты  Google наконец-то доверили долгожданный  беспилотник человеку. Точнее,  наоборот, человека доверили Гугломобилю, поскольку водитель такому транспорту не нужен.

 

Стив Мэхэн – счастливчик, он первым смог протестировать автомобиль. «Потеряв почти 95% зрения на оба глаза, нечего было надеяться снова сесть за руль. До последнего момента я скептически относился к этой идее: слепые за рулем? О чем вы? Невозможно! Но Google превращает мечты в реальность. Я уверен, что спустя  50 лет, нам покажется странной машина, за рулем которой сидит человек», — отмечает Стив.

 

В промо-ролике, выпущенном производителями, показано, как автомобиль самостоятельно колесит по городу,  доставляя хозяина вначале к ресторану быстрого питания, где можно взять еду на вынос, затем в химчистку.

«Так или иначе, слепота ограничивает вашу свободу, потому что на многие вещи нужно больше времени, и  иногда нельзя попасть в нужное место.  С этим автомобилем я могу делать все, что захочу – в этом его прелесть», — добавляет Мэхэн.

 

Беспилотные автомобили законодательно разрешены уже в Неваде и Калифорнии, решения ожидают такие штаты, как Гавайи, Оклахома, Флорида и Аризона.

 

Источники:

https://nfb.org/jernigan-institute) – сайт Университета им. Джернига

http://www.blinddriverchallenge.org/about-the-blind-driver-challenge — сайт инициативы «Испытание для незрячего водителя»

https://nfb.org/images/nfb/publications/bm/bm09/bm0911/bm091103.htm — статья Марка Риккобоно о создании автомобиля

http://www.ntv.ru/novosti/238181/- Репортаж ТК НТВ о тестировании первого автомобиля

http://www.youtube.com/watch?v=cTHa_5Y5IA4

– ролик на Youtube с аудиодорожкой о первом выезде Марка Риккобоно на спидвэе в Дэйтоне

http://www.cnews.ru/top/2013/08/27/google_sozdaet_sobstvennyy_avtomobil_540644 — статья портала CNews о проекте Googleмобиль

http://habrahabr.ru/post/178613/  — статья «Как роботы-автомобили Google «видят» мир»?

http://en.wikipedia.org/wiki/Google_driverless_car- Сайт в Википедии о беспилотных автомобилях

http://searchenginewatch.com/article/2165894/Google-Driverless-Car-Chauffeurs-Blind-Man- статья и ролик о Стиве Мэхэне, первом владельце Гугломобиля.

http://www.bloomberg.com/news/2012-03-01/google-s-driverless-cars-get-boost-as-california-mimics-nevada.html- Статья в Bloomberg о лоббировании законопроекта  в США и внесении изменений в ПДД.

 

 

 



There are no comments

Add yours

*