Что происходит с человеком, когда он осознает, что ему не даны крылья? Такой уж он инвалид от рождения. При том, что все вокруг летают, не видя в этом ничего особенного. Надо ли ему учиться махать руками с такой быстротой, что он сможет оторваться от земли, или лучше все-таки ходить пешком и учиться дружелюбно приветствовать чужие взлеты?
В этом году впервые в олимпийский забег допущен безногий южноафриканский атлет Оскар Писториус. У него от рождения нет берцовых костей, и ходит он на протезах. Оскар – многократный участник Паралимпийских игр, но для него было жизненно важно добиться забега именно с «нормальными» атлетами. С теми, у кого преимущество перед ним просто несопоставимо. И он добился этого. Это первый случай в истории, но ведь есть и другие. Глухой Бетховен писал музыку, звучавшую у него в голове. Алексей Мересьев летал, несмотря на обе ампутированных ноги. Художница Лидия Тихолаз, у которой с рождения не работают руки, нарисовала более шестисот картин левой ногой..
Что толкает этих людей совершать невозможное? И так ли это необходимо? Бывает так, что человек не может не рисовать. Картины теснятся в голове, и кажется, если не выплеснешь их на холст или на бумагу, голова взорвется. Тут уже все равно, чем держать кисть – рукой, ногой или зубами. Или ты не можешь не бегать. Тебе хочется бежать быстрее ветра – и тебе наплевать на протезы.
Нужно ли стремиться, стараться, тащить себя зубами за волосы? Почему без ног надо непременно бегать, а не заниматься, например, программированием? Для тех, кто четко понимает, чего хочет, вопрос «зачем?» не стоит. Но иногда дело не в таланте, а в самом принципе: в том, что ты хочешь «доказать им всем». Это тоже твое желание, ради которого ты готов ползти миллиметр за миллиметром, сжимая зубы или ослепительно улыбаясь… Но полезно разобраться, откуда оно исходит. Часто человек с инвалидностью ощущает себя выброшенным из компании «нормальных» людей. Поэтому ему во что бы то ни стало надо доказать, что он такой же, как все. И даже лучше. Своими сверхусилиями он как бы покупает себе входной билет. На этом пути есть шанс надорваться и разочароваться, но в то же время это упорство позволяет многого добиться и сделать свою жизнь наполненной и осмысленной.
Попробуй провести ревизию своих ресурсов – физических, эмоциональных, интеллектуальных, финансовых, социальных. При любом движении к успеху всегда будут провалы, и нужно трезво оценивать свои возможности на входе. Хватит ли у тебя мужества пережить эти провалы, потому что в твоей ситуации всякие «я так и знал, что» «мне же говорили, что» и «нечего было» лезут отовсюду? Есть ли у тебя ресурс на несколько попыток? Кто будет тебя поддерживать и говорить «Давай! Ты можешь!», когда у тебя силы уже заканчиваются?
Представь себе, что будет, когда ты добьешься желаемого – поставишь рекорд, станешь известным незрячим художником, родишь ребенка. И представь, какой будет твоя жизнь, если ты этого все-таки не добьешься. Так тоже бывает. Очень важно понимать, какое место в твоей жизни занимает эта цель, и позаботиться о том, чтобы наполнить свое пространство и другими ценностями – друзьями, близкими, увлечениями. Чем полнее жизнь, тем меньше опасность поставить все на одно поле и проиграть, прийти к опасному выводу: «Я ничтожество. Я ничего не могу». Ты – это не способность летать, или петь, или держать скальпель. В тебе гораздо больше «Я», чем ты думаешь, только позволь им подать голос. И если ты строишь жизнь, прислушиваясь к своим желаниям – рисовать, бегать, просто наполнять каждый день маленькими радостями, то есть шанс, что эта жизнь будет счастливой, хотя и непростой.
Текст: Анна Зарембо
Похожие статьи