Планета Земля — взгляд из инвалидной коляски

Планета Земля — взгляд из инвалидной коляски

ТО, ЧТО ЕЖЕДНЕВНО ДЕЛАЕТ НИКОЛАЙ ПОДРЕЗАН — ПОДВИГ НА ФОНЕ РАСПРОСТРАНЕННОЙ В ОБЩЕСТВЕ АПАТИИ. ИМЕННО ТАКИЕ НЕУТОМИМЫЕ АКТИВИСТЫ СВОИМИ ИДЕЯМИ И ПОСТУПКАМИ МЕНЯЮТ МИР К ЛУЧШЕМУ. НА ФОТО: НИКОЛАЙ ПОДРЕЗАН — ОДИН ИЗ 120 УКРАИНЦЕВ, КОТОРЫЕ НЕСЛИ ФАКЕЛ КИЕВСКОГО ЭТАПА ЭСТАФЕТЫ ОЛИМПИЙСКОГО ОГНЯ ОЛИМПИАДЫ В АФИНАХ В 2004 ГОДУ / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО НИКОЛАЕМ ПОДРЕЗАНОМ

«Моя травма — ровесница украинской независимости, я разбился в октябре 1991 года», — рассказывает Николай Подрезан, путешественник, общественный деятель, основатель и руководитель благотворительного фонда инвалидов «ІП-фонд», человек на коляске. До аварии и травмы Николай Подрезан был известным диск-жокеем, одним из первых начал организовывать дискотеки для молодежи, гастролировал почти по всему Советскому Союзу. После аварии, пережив операции и период реабилитации, Николай Подрезан, будучи в коляске, возвращается к активному образу жизни — становится общественным деятелем, социальным работником, организует с женой реабилитационный центр для людей с такими же проблемами, как у него. А еще — много путешествует (будучи в коляске посетил уже 28 стран, вообще — побывал в 38).

Однако путешествия для пана Николая — это больше, чем просто увлечение. Сегодня Николай Подрезан претворяет в жизнь масштабный проект — двигаясь на инвалидной коляске по дорогам 27 стран шести континентов, пытается сделать свою Родину комфортной и безбарьерной для людей с особыми потребностями. Маршрут активиста дублирует маршрут всемирной эстафеты Олимпийского огня в 2004 году. Кстати, автор проекта был одним из двух людей на колясках в составе 120 украинцев, которые несли факел киевского этапа эстафеты Олимпийского огня Олимпиады в Афинах в 2004 году.

Николай ПОДРЕЗАН: «Я не смог подъехать на коляске к кассе реконструированного за 600 миллионов долларов стадиона «Олимпийский». Успеет ли Украина сделать Евро-2012 безбарьерным?

Можно ли в Украине людям в колясках жить активной ежедневной, общественной, политической, культурной жизнью — рассказывает Николай Подрезан

«Этот проект интересен сам по себе, но имеет и прагматическую составляющую: на этом маршруте я собираю архив фотографий, видео, чертежи, впечатления, заметки, советы, каким образом на сегодняшний день в мире памятники истории, культуры и архитектуры адаптированы для людей в инвалидной коляске», — объясняет Николай Подрезан. «Страна не может быть без патриотизма. Для того, чтобы подпитывать патриотизм, нужны какие-то движения. Мне кажется, что памятные, исторические, духовные места в Шри-Ланке, в Англии, в Украине имеют огромное значение для воспитания патриотизма. Подавляющее большинство культурных жемчужин в Украине сегодня, к сожалению, недоступны для инвалидов. То есть, миллионы граждан искусственно отчуждены от достопримечательностей культуры и истории, которые являются важной составляющей формирования патриотизма. Значит государству не нужны патриоты?», — удивляется путешественник.

Также пан Николай активно путешествует и вне маршрута своего проекта. Рассказывает, что зимой был с женой в Шри-Ланке. В других странах он тоже собирает необходимые сведения об оборудовании архитектурных памятников. Рассказывает, как когда-то с женой посетил кинотеатр в Кардиффе, находящемся в Великобритании: «При входе в кинотеатр — лестница, но с другой стороны есть съезд для колясок, а еще есть лифт. Нас спросили, где мы хотим сидеть — в первом или в последнем ряду. Я сказал, что в последнем. Там около прохода нет одного кресла — это место для коляски, чтобы я не стоял в проходе».

Ежедневная активность: «Инвалидом меня делае т общество, государство и власть»

Николай Подрезан — это пример человека, который, находясь в инвалидной коляске, живет активной жизнью. Другой вопрос в том, что в Украине это не так просто сделать, ведь чаще всего без посторонней помощи почти невозможно воспользоваться общественным транспортом, заехать в магазин или посетить культурные заведения — музеи, театры и тому подобное. Даже выехать в коляске на собственный балкон невозможно, потому что балконный дверной проем слишком узкий для коляски…

«У нас в Киеве недавно открыли скоростной трамвай — я не могу туда попасть. Предлагаю сразу там при входе написать «Инвалидам вход запрещен» и повесить знак с перечеркнутой инвалидной коляской. Тогда это будет честно. Я что, не гражданин этого государства? Кто имеет право ограничивать меня домашним арестом?», — делится свежим опытом Николай. По его словам, новые автобусы и троллейбусы с мобильным пандусом также являются неэффективными. Не в последнюю очередь потому, что водители отказываются раскладывать пандус, а самостоятельно человеку в коляске сделать это крайне сложно — он достаточно большой и тяжелый. Кроме того, иногда водители останавливаются на таком расстоянии от тротуара, что человек в коляске не может съехать ни на тротуар, ни на проезжую часть. «Инвалидом меня делает общество, государство и власть», — говорит Николай и говорит, что, например, в США он не ощущает дискомфорта, может самостоятельно посещать музеи, ездить в автобусах и не чувствовать себя ущемленным. В Украине ситуация до сих пор остается крайне сложной. «Когда я из путешествий возвращаюсь на Родину, то понимаю, что там я — здоровый человек, а здесь — нет. В США, например, было впечатление, что каждый инвалид, в том числе и я, более важная фигура, чем президент Барак Обама. Там общество знает, что нужно поддержать, знает, каким образом помочь человеку в инвалидной коляске», — подытоживает путешественник.

Борьба за право работать

Человеку, который передвигается с помощью инвалидной коляски и является инвалидом I группы, обязательно дают справку о неработоспособности. Соответственно, даже если есть желание и возможность, устроиться на работу крайне сложно. «Я разбился в 38 лет, у меня на тот момент было два высших образования — строитель и режиссер массовых зрелищ. Ни для одной из моих профессий коляска не является препятствием в работе», — рассказывает Николай Подрезан. Он знает немало примеров, когда молодые люди в инвалидных колясках находили работу, но при первой проверке налоговой службы работодатели были вынуждены их уволить. «Со справкой о неработоспособности работать нельзя. Если хотите — меняйте группу инвалидности, — советуют колясочники. Но как это?», — удивляется Николай Подрезан.

«Да, я почти постоянно нуждаюсь в помощи, потому что государство не позаботилось о том, что бы я мог самостоятельно заехать в туалет, сесть в транспорт, пойти в театр или в магазин», — добавляет пан Николай. По его мнению, невзирая на все бытовые сложности, человек в инвалидной коляске может и должен быть активным членом общества и ценным работником, в частности, работая в сфере помощи людям с особенными потребностями. Этому есть множество примеров.

Общественная активность и желание изменить мир

Когда-то Николай Подрезан вместе с женой Натальей, врачем-реабилитологом, организовали при санатории «Жовтень» Центр реабилитации для людей с травмой позвоночника и нарушениями функции опорно-двигательного аппарата. За время существования центра многие люди в колясках снова поверили в свои силы, в возможность жить активной жизнью, путешествовать, иметь работу и семью. Основным правилом в центре реабилитации была самостоятельность людей в инвалидных колясках — ни родители, ни мужья и жены, никто не мог находиться рядом. Это важно, объясняет Николай Подрезан, таким образом человек понимает, на что он способен, а главное — видит, что может жить самостоятельно и активно даже в инвалидной коляске. Фонд, созданный Николаем, не раз организовывал конкурсы для девушек и парней — «Рыцарь в инвалидной коляске» и «Мисс в инвалидной коляске».

Николай Подрезан рассказывает историю своей ученицы, девушки, которая в 2000 году победила в конкурсе «Мисс Украины в инвалидной коляске» — Натальи Осауленко из города Ромны Сумской области. Наталья получила травму в университете, бросила учебу, несколько лет не выходила из дома. Но познакомившись с Николаем Подрезаном, решила изменить свою жизнь. В настоящий момент она возглавляет Ромнинское отделение ранней реабилитации детей-инвалидов, вышла замуж, родила двоих детей, много путешествует. Кстати, Наталья Осауленко провела колоссальную работу в Ромнах, делая город комфортным для людей в инвалидных колясках. Именно благодаря ее целеустремленности и поддержке ее работы руководством города тех времен, в 2002 году Ромны были признаны самым «безбарьерным» городом Украины.

«Или моя ученица Рая Панасюк из Винницы. Она закончила Национальный университет им. Т.Г Шевченко, получила профессию журналиста. Как-то мы взяли ее в тур по Украине, и когда она вернулась, то сказала: «Спасибо, жизнь прекрасна, и я буду бороться». На сегодня она имеет за плечами стажировку в Америке, организовала свою общественную организацию, была признана лучшим общественным деятелем Винницкого региона…», — рассказывает Николай и улыбается. Николай Подрезан уверен в том, что люди в инвалидных колясках должны собственным примером вдохновлять тех, кто по причине болезни или травмы отчаялся, показывать, что все возможно. «У меня есть личный опыт: как тот факт, что я взял с собой в путешествие по Украине некоторых инвалидов, изменил их жизнь. Если инвалид не успешен, то стоит задать вопрос: а почему он такой? Пытался ли он стать успешным или нет?», — поясняет Подрезан. Затем он добавляет: «Лично для меня путешествия — это самое интересное, что только может быть».

Политическая активность: «Власти не нужен активный инвалид»

«Представьте себе, если бы к горсовету приехали протестовать десять человек в инвалидных колясках с плакатами «Дайте нам возможность жить!». Что власть может сделать в таком случае? На нас же ОМОН или «Беркут» не направишь. Мы — очень большая сила», — говорит пан Николай. Но, несмотря на такую силу, добавляет он, сегодня люди в инвалидных колясках почти не борются за свои права.

«В первую очередь нужно менять мировоззрение. Многие приспособились, работают в крупных инвалидных организациях, финансирующихся государством. Как в таком случае критиковать власть?» — объясняет пан Николай. Он возлагает надежды на молодое поколение, имеющее потенциал, которое сможет отстоять свои права, оказать сопротивление. Но им пока не хватает молодого сильного лидера, который мог бы сплотить людей вокруг себя.

«Власти не нужен активный инвалид, так как она не знает, как с ним бороться», — говорит Николай. Именно поэтому, объясняет он, у власти есть множество рычагов влияния на этих людей. «Инвалидов нельзя осуждать. Моя жизнь, и жизнь других — проходит на постоянном искусственном дефиците и экстриме. Если нет путевки — я не буду здоровым, если мне не дадут машину с ручным управлением — я буду сидеть дома, если у меня не будет лекарств — я скоро умру. Поэтому у государства есть огромное количество ниточек, за которые можно держать человека», — объясняет Подрезан.

Станет ли Евро-2012 в Украине безбарьерным?

В рамках Евро-2012 Украина готовится принять огромное количество болельщиков и туристов. Среди них обязательно будут и люди с особыми потребностями. По словам Николая Подрезана, эти люди в Украине окажутся в некомфортной ситуации. «Я поехал на реконструированный за 600 миллионов долларов стадион «Олимпийский», но не смог подъехать к кассе. Также на стадионе действительно сделали много мест для инвалидов, но при проверке оказалось, что на каждом месте для инвалида балка верхнего этажа частично закрывает поле, и ни с одного из этих мест не видно ни левое, ни правое табло. То есть люди в инвалидных колясках не видят счет, состав команды, время и повторы», — рассказывает Николай Подрезан. К этому стоит добавить транспорт, туалеты, заведения общественного питания и культурные памятники — все это остается в Украине фактически недоступным для людей в инвалидных колясках.

Что еще можно успеть исправить, оборудовать, усовершенствовать?

Что интересно, государству это обойдется в минимальные средства, зато репутацию значительно улучшит. Николай Подрезан объясняет, что и как можно улучшить во всемирно известных исторических и архитектурных памятниках Киева.

1. Национальный заповедник «София Киевская». Как строитель я понимаю, что там трудно сделать постоянные пандусы, потому нужно купить мобильный пандус. Его цена — около 600 евро. Это две раскладные рампы весом в десять килограммов каждая. Мобильный пандус должен находиться около дежурного, который в случае необходимости разложит его. Также должны быть качественные альбомы с фотографиями тех мест, куда человек на инвалидной коляске не может попасть: виды с колокольни и ее внутреннее убранство, интерьеры и так далее.

2. Киево-Печерская лавра. В этом случае тоже можно частично решить проблему мобильными рампами.

3. Владимирский собор. Имеет около десяти ступенек. Тоже нужно купить мобильный пандус.

4. Андреевская церковь. Недавно ремонтировали. Но лифт, который можно было сделать по другую сторону от главного входа, в ней так и не сделали. Учитывая лестницу, ведущую к церкви, пандусом здесь ситуацию не исправишь. Нужен боковой подъемник или лифт. Это важно не только для людей с особыми потребностями, но и для людей преклонных лет.

5. Тротуары, дороги в историческом центре города. Тротуарные заезды можно сделать за полдня, а их пользу — трудно переоценить. И главное — это совсем недорого.

КСТАТИ

Планета Земля — взгляд из инвалидной коляски

ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА / «День»

Недавно в Киеве представили специальный электромобиль для людей с особыми потребностями, который, по словам производителя — Национальной компании «ЮК АЛЬЯНС», — должен решить проблему самостоятельного передвижения людей на колясках по городу.

Ввиду неприспособленности общественного транспорта к потребностям таких людей, специальные ресурсосберегающие электромобили SIG действительно могут позволить вести активный образ жизни людям с особыми потребностями.

Главное удобство новинки — салон рассчитан на размещение водителя в собственной коляске.

Для того, чтобы человек попал в электромобиль без проблем, есть специальная моторизованная рампа — пандус для доступа в салон с уровня земли.

Рампа автоматически складывается, а двери закрываются после того как водитель вставил ключ в замок зажигания.

Автомобиль является абсолютно безопасным: он не поедет, пока коляска не займет правильного положения в салоне и задние двери автоматически не закроются.

Ограничение скорости — 40 км/час.

Кроме того, важный момент — полная экологичность автомобиля: он не требует бензина, моторных масел, антифриза и не производит выхлопных газов и шума.

Без подзарядки может проехать 60 км, а в случае необходимости подзарядить его можно от обычной бытовой розетки.

Мария Семенченко

Источник: ukrrudprom.ua



There are no comments

Add yours

*