«Пересел из коляски в машину – и ты уже водитель». Как инвалиды сдают на права. Репортаж из ГАИ

Узнать учебную машину, на которой принимают экзамен у людей с ограниченными физическими возможностями, несложно: на Toyota Yaris нанесены опознавательные знаки «Инвалид». Подсчетов, сколько водительских удостоверений выдали людям с ограниченной мобильностью, в Госавтоинспекции не ведут. Говорят, что на дороге все водители равны. Как сдают практический экзамен в ГАИ люди с ограниченными возможностями – в репортаже AUTO.TUT.BY.

«Есть только знак «Инвалид», а в приеме экзамена отличий нет»

Учебный автомобиль минской автошколы «Спецавтомастер» оборудован так называемым ручным управлением. Если человек не может с помощью ног нажимать на тормоз и газ – управление этими педалями осуществляется с помощью рычага, который выведен под правую или левую руку водителя. Если левой рукой не получается переключить сигнал поворота, можно вывести его под правую руку. Все рычаги съемные.

Люди с ограниченной мобильностью учатся в автошколе и сдают экзамен в ГАИ на машине с коробкой-автомат. Ведущий инженер-инспектор МЭО ГАИ Минска Вячеслав Савеня отмечает, что отличий в приеме экзамена нет.

– Есть только знак «Инвалид», а правила приема одинаковы. Если человеку сложно сесть в машину, нет никакой проблемы, чтобы подождать, пока он это сделает, хотя время на подготовку есть абсолютно у каждого.

Площадка. «Делайте как обычно, не волнуйтесь: когда волнуешься, оно плохо получается»

В программе экзамена два элемента. В ГАИ мы были в два разных дня, в первый раз выпускники автошкол сдавали эстакаду и «диагоналку», во время нашего второго визита – эстакаду и «гараж».

Практический экзамен в первый день мы будем сдавать с девушкой-колясочницей Александрой Городниковой, во второй – с парнем с ДЦП Александром Горским. Ребята уже успешно сдали теоретический экзамен. Рассказывают, что было несложно, особенно когда готовишься. Александр сдал теорию с первого раза, Александра – со второго: в первый раз допустила «очень глупые ошибки».

Практический экзамен начинается с площадки. За рулем автомобиля Александра Городникова. Инструктор заранее крепит слева от руля рычаг: нажмешь вверх – затормозишь, потянешь вниз – будешь «газовать».

– Когда будете готовы, скажете, – инспектор крепит свой видеорегистратор и заполняет документы.

Александра регулирует положение водительского сиденья и заявляет, что к экзамену готова.

Давайте заедем на ближайшую эстакаду.

Заезжаем не спеша, когда четыре колеса машины находятся на подъеме, чтобы остановить автомобиль, Александра затягивает стояночный тормоз. Видимо, девушка прикладывает недостаточно усилий – автомобиль чуть заметно начинает откатываться. Александра резко нажимает на тормоз и что есть силы затягивает ручник.

– Наверное, вы утром мало покушали, – шутит инспектор Вячеслав Анатольевич.

После того как положение автомобиля на подъеме мы зафиксировали, трогаемся. На этот раз не откатываемся, и, согласно предупреждению инспектора, съезжаем с эстакады медленно и аккуратно. Теперь наша задача – заехать на диагональную парковку.

– Так… в какую сторону крутить руль? Кажется, вправо, – Александра вслух вспоминает порядок действий.

Волнение, видимо, сыграло свою роль: девушка «слишком поздно начала крутить руль», поэтому автомобиль «не поместился» на парковку.

– Что такое? – интересуется Вячеслав Анатольевич.

– Не знаю… – растеряно отвечает Александра.

– Вот и я не знаю. Вторая попытка, поехали, – говорит Вячеслав Анатольевич и добавляет: – Делайте как обычно, не волнуйтесь. Потому что когда волнуешься, оно получается плохо.

Александра без проблем заезжает на парковку со второго раза.

– Ну вот, почему сразу так не заехать? – улыбаясь, интересуется инспектор. – Площадку вы сдали.

«У человека ограниченные физические возможности, а он берет и сдает с первой попытки»

У Александра Горского ДЦП. На педаль газа и тормоза он нажимает без проблем – дополнительных рычагов для управления автомобилем ему не требуется. Молодой человек занимает водительское сиденье.

– Готовьтесь, когда будете готовы, скажете, – говорит перед началом экзамена инспектор. – Уже готовы? Тогда начинаем движение. Первым элементом будет эстакада.

Александр уверенно заезжает на эстакаду, автомобиль не откатывается. Чтобы остановить машину на подъеме, он также использует ручник.

– Теперь тихонько съезжаем с эстакады и едем направо. Задача ясна? – спрашивает принимающий.

На что вчерашний курсант автошколы уверенно отвечает: «Да!». С эстакады съехали плавно. Со вторым элементом на площадке Саша тоже справляется легко – задним ходом в гараж заезжает «слева».

Вячеслав Анатольевич ставит пометку «сдан». Сотрудник ГАИ рассказывает, что всегда приводит инвалидов в пример здоровым людям.

– Парень — молодец, сдал спокойно, справились мы очень быстро. Таких людей я привожу в пример здоровым, говорю: у человека ограниченные физические возможности, а он берет и сдает с первой попытки, никаких вопросов к нему не возникает. А вы всегда сетуете на что-то: то машина плохая, то принимающий.

Город. «Разворачиваться в обратном направлении …это как?»

На вторую часть практического экзамена, город, инспектор и девушка-колясочница отправляются вдвоем: инвалидное кресло остается ждать у здания ГАИ.

На обозначенном перекрестке после выезда из ГАИ мы поворачиваем направо.

– Дальше едем прямо, если нужно будет выполнить команду, я заранее буду вас об этом предупреждать.

Мы движемся по улице Семашко. Впереди в нашей полосе стоит учебная машина с включенным левым сигналом поворота. Кажется, курсант планирует развернуться. Встречных машин, которые бы помешали ему это сделать, нет, но автомобиль стоит на перекрестке и не предпринимает никаких действий. Оценив дорожную ситуацию, Александра решает опередить авто по соседней полосе.

Мы подъезжаем к пересечению улицы Семашко с переулком Софьи Ковалевской.

– В ближайшем разрешенном месте будем поворачивать направо.

Подъезжая к перекрестку, снижаем скорость. Александра, кажется, уже готова крутить руль вправо, но про сигнал поворота девушка забывает. Об этом ей напоминает принимающий – девушка быстро исправляется.

– На обозначенном перекрестке будем разворачиваться в обратном направлении. Задача ясна?

– В обратном направлении..? Ну, разворачиваться, это понятно, а вот в обратном направлении …это как?

– Тогда просто развернемся, – шутит принимающий.

Мы движемся по переулку Софьи Ковалевской, ищем обозначенный перекресток. Здесь ошибиться сложно: вот он, знак приоритета «главная дорога». Разворот разрешен из крайней левой полосы, перекресток нерегулируемый, со встречного направления машин нет, разворачиваемся мы без проблем.

– На регулируемом перекрестке повернем направо. Задача ясна? В ней нет ничего странного, все понятно? – с улыбкой интересуется сотрудник ГАИ.

Для поворота направо ожидаем включения зеленого сигнала светофора. Только справляемся с задачей, как звучит следующая.

– В ближайшем разрешенном месте будем… совершать маневр «разворот».

На регулируемом перекрестке горит красный сигнал светофора, мы останавливаемся у стоп-линии. Когда сигнал сменяется на зеленый, выезжаем на перекресток, пропускаем автомобили, которые движутся с других направлений, и завершаем маневр.

Оставшийся путь по улице Семашко мы едем прямо – вплоть до перекрестка, на котором нужно повернуть налево, чтобы попасть в ГАИ.

– Я сдала или нет?

– Сейчас все скажем, – инспектор делает пометки в документах. – Спокойно сидите, чего вы волнуетесь? Придется еще раз прийти к нам: за получением водительского удостоверения.

В конце экзамена озвучиваются ошибки. В инструкции, говорит Вячеслав Савеня, не прописано, когда о них говорить: во время экзамена или после него. Но, как правило, «во время экзамена люди волнуются, а когда ты говоришь, что ошибка, начинаются трястись еще больше».

– При повороте направо не показали соответствующий сигнал – первая ошибка, вторая — вводили в заблуждение других участников дорожного движения: сначала включили «поворот», потом выключили… нельзя баловаться таким.

Приходить второй раз за водительским удостоверением, правда, не пришлось – его выдали меньше чем через полчаса после сдачи экзамена.

– Обычно выдачу водительского удостоверения и талона мы назначаем на следующий день после сдачи экзамена, но таким ребятам в порядке исключения мы выдаем как можно быстрее, девушке ведь проблематично добраться к нам.

«По документам обучение вождению не отличается, но на практике с инвалидами работать легче»

Александра успешно преодолела все испытания на пути к получению водительского удостоверения. Что говорить – радости девушки не было предела. Она сразу же обмолвилась, что собирается оборудовать личный автомобиль ручным управлением. За девушку радуется и ее инструктор.

– Первый выезд в город у нас был забавный, – вместе смеются инструктор и бывшая курсантка, – в центр города, в час пик, с двумя перекрестками с круговым движением. В общем, боевое крещение было что надо.

Интересуемся, как девушка решилась получить права.

– Хочется работу нормальную найти, а для этого нужно как-то передвигаться. Машина нужна: на общественном транспорте далеко не уедешь. Работу по специальности в своем районе найти сложно, а без машины постоянно ездить в другой я бы не смогла. На дому я уже поработала – спасибо, больше не надо: все-таки активные продажи – не мое. В машину с коляски пересесть несложно: перекинул ножку, потом все остальное – и ты уже водитель. Сейчас же я не привязана к дому, могу работать хоть за МКАД, и, надеюсь, буду работать по диплому – юристом.

Когда Александра впервые задумалась о получении водительского удостоверения, подходящей автошколы в столице не было.

– Раньше государство инвалидам выдавало машины, с 2007 года эту «льготу» убрали и посчитали, что единственной специализированной автошколы для инвалидов в Вилейке будет достаточно. Добираться туда мне было неудобно, поэтому эту идею пришлось оставить.

Хорошим примером и дополнительным мотивирующим моментом в получении водительского удостоверения стала руководитель школы танцев на коляске, где занимается Александра.

– Она всегда подвозила меня домой на машине, хотя она тоже на коляске. Мне как-то совестно стало, я подумала, что нужно самой отучиться и получить права.

Инструктор Сергей Арбузов говорит, что по документам обучение вождению здоровых ребят и людей с ограниченными возможностями ничем не отличается.

Но на практике работать с такими людьми легче. Судите сами: человек приехал учиться, берет для этого отпуск, или помимо работы в будние дни каждые выходные приезжают к нам из другого города на учебу. А все для чего? Чтобы получить водительское удостоверение и ездить. У таких людей есть цель – и они успешно ее достигают!

«Чтобы откатать вождение, брал отпуск за свой счет, снимал в Минске квартиру»

Пока ждем второй части практического экзамена, Александр рассказывает, что обучался он раздельно: в автошколе родной Речицы он изучал ПДД, а в столице учился вождению.

– Одно дело – родной город, когда знаешь местность, другое дело – столица, движение в которой намного интенсивнее. Но, кажется, я не волнуюсь.

В Минске Александр три недели снимал квартиру: чтобы «откатать» все часы, каждый день ходил на занятия по вождению.

– А что было делать? На работе отпуск за свой счет брал на это время.

Тем временем в учебную машину подсаживается инспектор ГАИ. Мы отправляемся сдавать самую сложную, по мнению выпускников автошкол, часть экзамена – «город». Принимающий дает экзаменуемому время на подготовку, но тот «рвется в бой». Инспектор отмечает время начала экзамена.

– Если я буду давать команду, а вам будет непонятно, переспрашивайте, хорошо? Начинаем движение.

Установки дополнительных рычагов для управления автомобилем Александру не требуется: несмотря на диагноз – ДЦП – с педалями газа и тормоза парень справляется без проблем.

– На ближайшем обозначенном перекрестке поедем направо. Задача ясна?

Курсант уверенно отвечает: «Да!» При подъезде к обозначенному перекрестку Александр включает правый указатель поворота, пропускает автомобили, движущиеся с других направлений, при повороте попадает в первый, как и положено, ряд.

В целом маршрут Александра и Александры совпадают полностью – за исключением того, что девушка вернулась обратно к ГАИ, а Александр уступил место следующему экзаменуемому.

Несколько перекрестков по улице Семашко мы проезжаем прямо, по ходу движения опережаем троллейбус, поворачиваем направо в «ближайшем разрешенном месте». При подъезде к нерегулируемому пешеходному переходу внимательно осматриваемся по сторонам.

– На ближайшем обозначенном перекрестке будем разворачиваться в обратном направлении.

Сашу, в отличие от предыдущего будущего водителя, такая формулировка не смущает, – по крайней мере, виду он не подает. Перед разворотом мы пропускаем автомобиль, который движется во встречном направлении, правда, допускаем ошибку: забываем включить сигнал левого поворота.

– Разворот относится к маневру, а каждый маневр обозначается сигналом поворота, – напоминает инспектор.

Саша соглашается и признает ошибку.

Дальше мы не забываем про сигналы поворота, поворачиваем направо на регулируемом перекрестке, разворачиваемся на регулируемом перекрестке и слышим заветные слова: «Остановитесь в ближайшем разрешенном месте».

– В 12.30 за получением водительского удостоверения на второй этаж к информационному окошку. Подниматься же вам удобно?

Инспектор объясняет ошибки: не включил поворот при развороте на обозначенном перекрестке и при команде «поедем направо» сначала включил левый сигнал поворота, потом исправился на «правый» – вводил тем самым в заблуждение других участников дорожного движение.

Александр тоже не скрывает радости, а в ближайших планах у него – покупка машины, все-таки «отучился, чтобы ездить!»

«Подать апелляцию можно, но такого, чтобы я оказался не прав, еще не было»

– Во время экзамена нужно проехать регулируемый, нерегулируемый пешеходный переход и перекресток, повернуть налево, должны быть развороты, желательно несколько. Неплохо бы перестраиваться из полосы в полосу – в Минске для этого дорог достаточно, – говорит о тонкостях приема экзамена Вячеслав Савеня.

У инспектора интересуемся, часто ли оспаривают его решения.

– Оспаривать их бесполезно. Видеорегистратор все записывает, чтобы были доказательства, если человек подаст апелляцию. Если окажется, что я прав, то человеку, естественно, откажут. А если не прав… но такого еще не было.

В среднем, говорит сотрудник ГАИ, в Минске в месяц принимают экзамен у трех инвалидов.

– Посчитайте, даже если в год 40 инвалидов получат водительское удостоверение, – это очень мало!

Кристина Горбач, AUTO.TUT.BY / Фото: Александр Васюкович



There are no comments

Add yours

*