Обучать — играя

Обучать — играя

Сегодня мы поговорим о том, как организовать обучение вашего малыша. Что мы подразумеваем под словом «обучение»? Каждый человек только часть знаний получает в процессе специальных занятий. Все, что происходит вокруг, становится источником информации, обобщается и используется им. Ребенок, конечно, не является исключением, для него основные формы получения знаний — это игра, вовлеченность в бытовые ситуации, наблюдение за происходящим, и только потом — специально организованные занятия, которые также должны проходить в игровой форме.

К сожалению, и педагоги, и родители часто обращаются к структурированным формам. И если у педагога, ограниченного узкими временными рамками, часто не остается другого выхода, как проводить обучение в форме занятий, то у родителей есть замечательная возможность использовать другие подходы.

Как мы понимаем термин «раннее обучение»? Прежде всего, такое обучение предполагает, что занятия организуются буквально с рождения ребенка. При этом мы учитываем закономерности развития, присущие данному возрасту, а также индивидуальные особенности каждого малыша. Определяется зона ближайшего развития, которая фактически является расстоянием между тем, что ребенок умеет делать сам (уровень актуального развития), и тем, что он может сделать с помощью взрослого (уровень потенциального развития). Работая в зоне ближайшего развития, мы проводим обучение, которое соответствует потребностям и возможностям ребенка на данном возрастном этапе.

Существует и другой вид раннего обучения, который базируется на теории опережающего развития. Его идея заключается в том, что раннее изучение школьных предметов ускоряет развитие мозга. Многим, по-видимому, известны методики Глена Домана и его последовательницы Сесилии Лупан, книжка которой вызвала большой интерес у многих родителей. Программы, составленные на основании этой теории, предполагают обучение годовалого малыша чтению и счету, а с полутора-двух лет — знакомство с современным искусством, обучение второму языку. Используется система карточек-кадров, которые в быстром темпе предъявляются малышу. Результаты этой программы сначала казались просто поразительными, например, дети в три года читали как школьники вторых-третьих классов. Однако затем были проведены исследования отдаленных результатов подобного обучения. Оказалось, что применение ранней стимуляции такого рода таит в себе ряд опасностей. Если задача, предлагаемая ребенку, намного опережает его возможности, это входит в противоречие с нормальным ходом развития малыша. Такая опережающая нагрузка негативно влияет на процессы, которые должны активно развиваться в данном возрасте. Например, при раннем обучении цифрам и буквам невостребованными оказываются актуальные потребности ребенка в игровой и исследовательской деятельности.

Все это приводит к тому, что зоны мозга, которые отвечают за эти виды деятельности, не получают нужной информации, испытывают сенсорный голод и их развитие тормозится. Чрезмерная нагрузка на лобные доли, которые ответственны за логические операции, чтение и т. д. приводит к их истощению. Такое отрицательное воздействие сказывается не сразу. Однако дети, обучавшиеся по этой методике и демонстрировавшие блестящие результаты в раннем возрасте, в средней школе не отличаются от своих сверстников или даже отстают от них. Уже более тридцати лет, как за рубежом пришли к мнению, что, став взрослыми, такие «парниковые дети», отличаются отсутствием простейших бытовых навыков и крайней неприспособленностью к жизни. Ведущие специалисты по раннему развитию считают, что, следуя методике опережающего обучения и получая временные достижения, мы подрубаем корни дальнейшего социально-эмоционального и интеллектуального развития ребенка.

Как правильно организовать обучение малыша? Приведем несколько советов, которые пригодятся вам в процессе занятий с ребенком.
· В основе обучения ребенка дошкольного возраста лежит предметная деятельность, так как мышление ребенка в этом возрасте носит предметно-практический характер. Ребенок должен иметь возможность рассмотреть и потрогать, а иногда и погрызть тот материал, с которым он «работает», для того чтобы ему было легче соотнести его со словесной инструкцией и создать более полный и точный образ. Использование картинок возможно, когда ребенок уже знаком с теми предметами, которые на них изображены. Жесты помогают ребенку точнее понять слова, которые он слышит, и создать их «телесный образ».

· Необходимо помнить, что навыки, которым педагог или вы сами обучаете ребенка, должны использоваться им в бытовой деятельности и в игре. Вы не должны повторять занятие, которое проводит с вашим ребенком специалист. Выделите основную цель занятия и попытайтесь решить ее в игре или в быту. Например, сортировкой можно заняться, разбирая коробку со швейными принадлежностями, а обучением счету — накрывая на стол и отсчитывая необходимое количество ложек и вилок. Можно считать, что навык полностью сформировался тогда, когда ребенок начинает самостоятельно использовать его.

· Малышу важно уметь заниматься за столом. Выберите ту деятельность, которая кажется привлекательной вашему ребенку и действительно требует сидения за столом. Вы можете всей семьей играть в лото, рисовать или лепить, а вот строить дом из кубиков лучше на полу.

· Необходимо использовать собственную мотивацию ребенка. Хорошо, когда ему нравятся предложенные игрушки. Не всегда удается сделать задание интересным для ребенка (особенно на первых этапах), тогда он выполняет его ради похвалы взрослого. Хвалите ребенка за хорошо выполненное задание. Если у ребенка что-то не получается, можно похвалить его за попытку выполнить задание и помочь ему довести его до конца. Необходимо избегать негативной оценки действий ребенка и появления у него ощущения своего поражения.

· Если ребенок отказывается от занятий, бросает картинки или игрушки, отворачивается, это сигнал, что задания или форма, в которых они предлагаются, не соответствуют уровню развития ребенка. При этом у малыша быстро возникает отвращение ко всему, что напоминает ему ситуацию обучения (сидение за столом, предъявление пособий, особая менторская интонация и т. д.). В таком случае нужно попытаться понять, что именно вызывает у ребенка трудности, и предложить ему другие задания для отработки «слабого звена», а также постараться изменить саму форму занятий.

· Самой главной деятельностью маленького ребенка является игра, и этому его тоже нужно научить. Часто ребенок правильно использует игрушку, например, если это машинка, то катает, а если кубики, то строит башню, но в его игре отсутствует сюжет. Начинать обучение ребенка игре нужно с коротких, понятных сюжетов. Ребенок поел — поиграли в кормление куклы, ложиться спать — уложили и куклу тоже. Затем сюжет можно постепенно удлинять и детализировать — сварили кашу, кукла помыла руки, поела, убрала посуду, почистила зубы, легла в кроватку, послушала книжку и заснула. Сюжетная игра позволяет также понять цель и план тех действий, с которыми ребенок встречается в реальной жизни, поскольку игра позволяет многократно повторять их с комментариями и в нужном для ребенка темпе. Например, игра в поликлинику, во время которой вы проигрываете все то, что происходило (или должно произойти) с ребенком во время посещения врача.

· В игре взрослому лучше всего принять роль «продвинутого ребенка». Вы садитесь в поле зрения малыша и начинаете играть. Когда малыш приблизится к вам, не пытайтесь активно вовлечь его в игру. Лучше положить рядом с собой игрушку, которая заинтересовала ребенка. Когда он возьмет ее, дайте ему насладиться игрой. Вы можете параллельно производить нужные действия, это позволит малышу подражать вам.

· Комментируйте свои действия и действия малыша. Ваши высказывания должны быть простыми и понятными, а также поддерживающими по эмоциональной окраске. Например: «Какой высокий дом у тебя получился, а теперь он сломался, зайка плачет, что же делать?», а не «Вот какой дом ты построил, только не ломай его! Ну вот, я так и знала, что ты его сломаешь! Строй опять!». Если первое выражение позитивно описывало действия малыша и ставило перед ним задачу, то второе уже содержало в себе напоминание о том, чего делать нельзя, и своей декларативной формой перевело игру в скучное обучение. Если нужно несколько повторений, подумайте, как естественнее «выстроить мизансцену». Например, вы учите малыша сажать куклу в машину, чтобы покатать ее. Если во время вашего показа кукла упала с машины, снова усадите ее.

· После занятия-презентации, когда вы продемонстрировали малышу модель поведения, оставьте игрушки в поле досягаемости и дайте ему возможность самому попробовать поиграть ими. Будьте терпеливы, не прерывайте игру, если нужно, потом повторите ее снова.

· Для развития представлений ребенка об окружающем мире и расширения его сенсорного опыта необходимо его включение в различные виды деятельности, которыми занимаются члены семьи. Ребенок может подражать вам, выполняя те же действия, что и взрослый, или помогать, выполняя по вашей просьбе отдельные действия. Например, когда вы готовите суп, можно попросить ребенка достать кастрюлю и поставить ее на стол, а затем дать ему пластмассовый ножик (одноразовый) и предложить резать овощи вместе с вами. Очень хорошо также предлагать ребенку «помогать» вам лепить из теста, мыть посуду, стирать белье или работать в огороде.

· Полезно играть с ребенком в «грязные» игры, используя различные материалы, например, песок и воду или муку и воду, тесто, пластилин, глину, пальчиковые краски, пену для бритья. Хорошо, если ребенок получает такие ощущения не только кистями рук, но и всем телом. Можно раскрашивать его пальчиковыми красками перед купанием или, раздев, заворачивать его в грубую махровую простыню или шерстяное одеяло. Летом при хорошей погоде старайтесь, чтобы малыш мог полежать на песочке и на траве, и сравнить ощущения.

· Манипуляции с мелкими предметами, развитие тонкой моторики оказывает положительное влияние на развитие тех зон мозга, которые отвечают за речь. Если ребенок маленький, то хорошо, если мелкие предметы будут съедобными, тогда не надо бояться того, что ребенок проглотит их (можно брать пальчиками изюм или хлебные крошки).

· Предлагайте ребенку задания, в которых должны быть использованы обе руки. Например, одной рукой кидать фасоль в горлышко бутылки, а другой держать бутылку, чтобы она не упала, или одной рукой рисовать, а другой придерживать лист бумаги.

· Хорошим упражнением является ползание (даже для тех детей, которые уже умеют хорошо ходить). Такие упражнения способствуют улучшению взаимодействия между полушариями, необходимого для развития логического мышления, речи, планирования действий, регуляции поведения и т. д.

Мы надеемся, что эти советы, а также ваши собственные открытия и находки позволят вам создать наиболее благоприятные условия для развития и обучения малыша.

П.Л. Жиянова, педагог службы ранней помощи «Даунсайд Ап»,

Т.П. Медведева, специалист по когнитивному развитию «Даунсайд Ап»

Источник: http://old.downsideup.org/



There are no comments

Add yours

*