Невидимая красота

Невидимая красота

Одной незрячей девушке кто-то сказал, что она выглядит увядшей и не очень красивой на фотографии — прямо как увядшая ромашка. Она так и написала: не хочу, дескать, эти фотографии, давайте сделаем вид, что их не было.

Каковы же критерии оценки красоты? Что такое видимая красота? Может ли существовать «красивое» и «некрасивое» в отсутствие инструмента оценки, зрения? Почему люди навязывают свои представления о том, что красиво, а что нет, друг другу и хуже того, людям, у которых по физическим причинам нет возможности составить собственное мнение.

Я задала вопрос о том, что такое красота, девяти незрячим женщинам в возрасте от 24 до 72 лет и сфотографировала их с цветами. Каждой из них я приносила ее любимые цветы, заранее стараясь выяснить нюансы: если розы, то какого цвета, если орхидеи, то крупные или мелкие. Иногда я звонила им из цветочного магазина, чтобы уточнить какую-то деталь. Ирине нравятся лилии, предпочтительно светлые, Татьяна любит тюльпаны, ей нравится, когда они еще в стадии бутонов. Близнецам Гале и Люсе важно, чтобы цветы были душистые: поэтому им одинаково милы пионы и хризантемы, форма их меньше заботит.

Вопрос красоты — из категории вечных, как само человечество. Сколько лет человеческому роду? Примерно столько же дарение цветов было связано с признанием красоты, признанием в любви, символическая ценность дарения цветов не подвергалась сомнению. Но все изменилось. Мужчины больше не дарят цветы, редко держат двери, подают руки и пропускают вперед. Само понятие женственности получило какое-то странное развитие: все более женственными становятся мужчины, а женщины не стесняясь делают друг другу комплименты и дарят цветы на день рождения. Мужчин с мужским поведением и женщин с женским становится наперечет. Это и есть меньшинства двадцать первого века. Женщины могут уже почти все, мужчины могут все меньше и меньше. Подарить цветы девушке — это почти подвиг. А девушкам, причем любого возраста, несмотря на социальные и гендерные перемены, по-прежнему хочется цветов: им нравится, когда их дарят, им хорошо, когда живые цветы стоят у них на рабочем столе или на тумбочке в спальне. Гормон счастья или что-то еще, но цветы позитивно воздействуют на женскую природу. Они создают тонкую атмосферу счастья, в которой девушкам хорошо. И это не вопрос цвета, формы, запаха, объема: это что-то еще более тонкое. Поэтому даже лишенные зрения люди будут воспринимать цветы так же, как и зрячие. Они не видят цветов, но цветы им от этого не менее важны и счастье от их получения у них не меньше, а скорее всего, больше, чем у зрячих. Потому что цветы в их жизни появляются гораздо реже: по понятным причинам. Муж Наташи объяснил, что когда он идет в цветочный магазин, невольно опасается обмана: слепому нередко подсовывают вялые или ломаные цветы. Какая мол ему разница, все равно не видит…

Ответы на мой вопрос о красоте были самые разные, порой совершенно неожиданные: Анастасия, например, сказала, что самое красивое для нее — это закат на берегу моря. А человеческая красота на уровне физического тела ее заботит гораздо меньше: в людях она превыше всего ставит доброту. Татьяна сказала, что почти никогда не размышляет о красоте, но если бы ее спросили, что по ее мнению красиво, она ответила бы, что у Мишеньки, ее трехлетнего сына, лицо красивое. Галя и Люся говорят об особом состоянии приподнятости, ощущении праздника, когда на душе легко и хорошо — вот это для них и есть красота. Еще одна девушка связывает красоту с состоянием влюбленности. Но только почему же она отказалась забирать свой портрет, сопроводив свой отказ таким комментарием: «Мои родственники меня на нем не узнали. Сказали, что я толстая и выгляжу на пятьдесят. Некрасивая какая-то». Так где же истина? Действительно ли красота — это доброта? Ан нет, если даже для слепых ее недостаток или отсутствие воспринимается как по меньшей мере повод для печали или становится причиной разочарования и разрыва отношений. Девушка с ромашками наотрез отказалась от пересъемки, мое предложение что-то для нее сделать было категорически отвергнуто. Получается, что как и получение цветов воспринимается женщиной как физиологически необходимый знак внимания, так и красота с привычным для европейской культуры набором свойств и параметров остается незыблемым женским достоянием, к которому стремятся, которому завидуют, о котором плачут, когда она уходит. А доброта, что доброта? Пока что мы живем в обществе, где доброй можно быть факультативно, красивой — обязательно.

Невидимая красота

Ирина. Из всех цветов больше всего любит лилии. «Бывает такой момент, когда какое-то дуновение ветра из окна доносит этот аромат, и ты понимаешь, что цветы где-то рядом.»

Подпись азбукой Брайля: девушка, с длинными темными волосами, спадающими тяжелыми прядями, похожими на струи водопада, держит в правой руке цветок лилии с тремя не раскрывшимися еще бутонами и двумя полураскрытыми. Левой рукой она осторожно дотрагивается до цветка. Глаза ее немного опущены, она как будто молчаливо разговаривает ним. Она красивая.

Невидимая красота

Мария. Любит розы, особенно белые. «Мне они напоминают день моей свадьбы».

Подпись азбукой Брайля: Девушка с длинными светлыми волосами стоит, наклонив голову немного набок, так что волосы тяжелым каскадом стекают вдоль ее правого плеча и руки. В левой руке она держит букет белых роз. Глаза девушки полуприкрыты, а лицо наклонено к одному из цветов. Она вдыхает его аромат и как будто переносится в другое пространство: мечты или сна. Она красивая.

Невидимая красота

Анастасия. Любит многие цветы, но предпочитает орхидеи, ей нравится восковая поверхность их лепестков и то, что они очень долго не увядают. «Они непохожи на остальные цветы, они более загадочные, у них странный, сложный аромат.»

Подпись азбукой Брайля: девушка с короткой стрижкой, в светлой блузке, сидит, развернувшись лицом к камере и держа в руках ветку орхидеи. Она вдыхает аромат цветов: на длинном стебле их очень много: может быть, десять, может, двенадцать. Очень деликатно, кончиками пальцев, держит она цветущую ветку — подносит ее к лицу, чтобы почувствовать тончайший, изысканный аромат и шелковистое прикосновение лепестков. Она погружена в задумчивость, ее разговор с цветами не требует слов. Она красивая.

Невидимая красота

Наталья. Предпочитает розы. «Некоторые скажут, что не любят красные розы, а я люблю всякие. Цветы — это праздник в доме.»

Подпись азбукой Брайля: Женщина с тонкими, деликатными чертами лица, которые некоторым знатокам живописи раннего Возрождения напомнили бы персонажей Фра Анжелико, Филиппо Липпи или Яна Ван Эйка, держит в руках букет роз. У нее короткая стрижка, она одета в белое, она сидит, повернувшись вправо. Букет она держит так, как можно держать что-то драгоценное, что хочется почувствовать максимально близко, но вместе с тем страшно потревожить или повредить. Ее левая рука скользит по цветам, кончики пальцев легонько дотрагиваются лишь до края лепестков. Она как будто читает букет, и этот текст наполняет ее спокойствием и тихой радостью. Она красивая.

Невидимая красота

Татьяна. Больше всего любит тюльпаны. Ей нравится их трогать, ощущать форму бутонов, их глянцевую упругую поверхность и очень тонкий, едва уловимый аромат — запах ранней весны.

Подпись азбукой Брайля: молодая женщина слегка улыбается стоя перед фотокамерой, ее фигура симметрично расположена на светлом фоне, а взгляд устремлен на зрителя. Левой рукой она прижимает к себе букет тюльпанов. Тюльпаны очень свежие, их упругие стебли и листья не позволяют пальцам охватить их полностью, поэтому она придерживает их всей ладонью. Молодые бутоны еще не раскрылись, в букете их много: может быть, пятнадцать. Правой рукой она обнимает маленького мальчика с огромными, как у ангела с византийской иконы, глазами. Ладонь матери у него под подбородком: она как будто придерживает его голову, как нежнейший из всех цветов мира. И мать, и ребенок очень красивы, их образ излучает спокойствие и некое всезнание, которое можно почувствовать от древних икон или картин старых мастеров.

Невидимая красота

Галя и Люся, сестры-близнецы. Больше всего любят пионы. Им нравится их аромат, их тяжелые, шелковистые соцветия. «Они напоминают нам маму».

Подпись азбукой Брайля: Две женщины в светлой одежде сидят рядом, лицом к камере. Их лица чуть повернуты друг к другу, по направлению к центру кадра. Вдвоем они держат в руках большой букет пионов. Видны три руки: сидящая справа женщина с длинными волосами, собранными в пучок и локонами, обрамляющими лицо, держит букет двумя руками, а сидящая слева женщина с короткой стрижкой придерживает его правой рукой. Три руки словно олицетворяют самих сестер и их маму, которая до сих пор как будто с ними и незримо их поддерживает. В букете пионы разного размера: есть совсем раскрытые цветы, с махровой сердцевиной, есть полураскрывшиеся, есть совсем еще закрытые молодые бутончики, похожие на маленькие шарики. Сестры как будто молчаливо созерцают цветы и ведут неслышный разговор друг с другом и еще кем-то, чье присутствие в кадре незримо. Они красивые.

Невидимая красота

Надежда. Больше всего любит цветы, которые растут у нее на даче: колокольчики, турецкую гвоздику, пионы, ирисы, ромашки. Они связаны для нее с воспоминаниями о муже, Викторе, который построил дом, посадил сад, вырастил дочь и проработал несколько десятилетий на производстве, будучи полностью слепым и имея только одну руку — левую. «Это был потрясающе веселый человек, душа любой компании. Однажды мы должны были пойти в театр, я приехала на свидание на трамвае, выхожу — а он меня ждет с огромным букетом роз. Я ему тогда говорю: «Ну как же мы пойдем в театр со всеми этими цветами?»»

Женщина с густыми, лежащими красивыми волнами седыми волосами и мягкими, добрыми чертами лица держит в руках огромный букет садовых цветов. Все цветы в нем — белые: белые пионы, белые колокольчики, медуница, ромашки, красно-белая турецкая гвоздика. Она держит букет обеими руками, очень бережно, как если бы это был новорожденный младенец. Ее темные, загорелые во время работ в саду руки контрастируют со светлыми тонами цветов и светлым, одухотворенным лицом. Она очень красивая.

Невидимая красота

Это фотография девушки с ромашками, но ее нельзя увидеть, потому что вмешались зрячие люди со своими субъективными представлениями о том, что красиво, а что нет.
Иными словами, что это изображение было отцензурировано незрячим человеком по причине негативного отзыва со стороны третьего лица: подруги, матери, еще кого-то — неизвестно.

Автор: Варвара Лозенко

009

1999 — Окончила Московский государственный лингвистический университет.
1999 — Начала заниматься фотографией.
2006 — Окончила истфак Московского государственного университета, где изучала историю искусства . В фотографии, по собственным словам, «стремится восстановить утраченное равновесие между человеком и природой».



There are 6 comments

Add yours
  1. Марина (другая)

    Спасибо женщинам, которые согласились опубликовать свои фото. Они действительно красивые и излучают тепло и доброту. Цветы в их руках необыкновенно хороши. А сынуля — точно любимый мамин цветочек. Все просто фотомодели! Интересный проект.

  2. Галина Гаевская

    Очень интересный проект!
    Совершенно неожиданно обнаружила, что будучи зрячей, вижу красоту процентов на 20… Описание плоским шрифтом текстов азбукой Брайля, сопровождающих фотографии, раскрывает горизонт восприятия образа: как человек сидит, особенность прически, черты лица, выражение улыбки, разгадка задумчивости, яркие сравнения — "…Правой рукой она обнимает маленького мальчика с огромными, как у ангела с византийской иконы, глазами. Ладонь матери у него под подбородком: она как будто придерживает его голову, как нежнейший из всех цветов мира. И мать, и ребенок очень красивы, их образ излучает спокойствие и некое всезнание, которое можно почувствовать от древних икон или картин старых мастеров"… Признаюсь, только после прочтения описания, я увидела всю глубинную красоту этого портрета! Я думаю, нет стандартов красоты — есть способность открывать или воспринимать прекрасное, транслировать, излучать — особую ауру Божественного начала…


Добавить комментарий для Оксана Отменить ответ

*