В середине нулевых летчик по образованию и предприниматель по призванию Роман Аранин сломал позвоночник. Но это не помешало, а, наоборот, подтолкнуло его к тому, чтобы создать производство колясок-вездеходов для инвалидов
Роману Аранину, гендиректору компании Observer, 47 лет. Он передвигается на инвалидной коляске, которой управляет с помощью джойстика. Это средство передвижения предприниматель придумал сам, а друг помог спроектировать. Затем они наладили производство таких колясок-вездеходов Obserber в Калининграде. Несмотря на то что предприниматель не может ходить и даже печатать на клавиатуре, он работает по 14 часов в сутки и не жалуется на жизнь.
Роман Аранин — выпускник Харьковского военного авиационного училища летчиков им. С.И.Грицаева. Однако по специальности работал недолго, в 1990-е переехал в Калининград и занялся торговым бизнесом. Он успешно строил сеть магазинов сантехники и обоев, а параллельно увлекался экстремальными видами спорта — виндсерфингом и полетами на параплане. «Параплан по ощущениям сродни самому хорошему сексу», — признается в интервью РБК Аранин.
В 2004 году очередной полет закончился трагически — предприниматель упал с 30-метровой высоты. Он сломал шейный отдел позвоночника и оказался парализован — первое время мог двигать только глазами и мышцами лица. На реабилитацию ушло $350 тыс. и шесть лет. Аранин вновь научился разговаривать и частично управлять движением рук и пальцев.
Аранину потребовалась особенная инвалидная коляска, которой можно было бы управлять с помощью джойстика. «Вся индустрия заточена только под спинальников, у кого работают руки. А для людей, у которых только голова работает, нет ничего», — сетует он в интервью РБК.
Один из друзей предпринимателя — инженер Борис Ефимов (сейчас ему принадлежит 25% Observer, столько же у Натальи Губановой и оставшиеся 50% — у Аранина) помог в 2010 году сконструировать «Проходимца» — первую коляску, на которой Аранин смог передвигаться без посторонней помощи. Предприниматель решил присоединить к своей электроколяске гироскоп — устройство, которое приводит сиденье в горизонтальное положение, когда коляска едет по неровной поверхности. Широкие колеса и гироскоп придали коляске качества внедорожника.
Роман Аранин сначала заказал коляску для себя на одном из заводов Тайваня, а потом, когда видео с коляской появилось в интернете и посыпались запросы потенциальных клиентов, решил создать новый бизнес по производству и продаже колясок. В организацию небольшого производства в Калининграде в 2010 году он вложил €10 тыс. — эти деньги ему одолжили друзья-однокашники. Сейчас на производстве работают 25 человек, среди них восемь инвалидов-колясочников. К 2021 году Аранин рассчитывает открыть новую производственную площадку, которая сможет выпускать 2,5 тыс. электроколясок в год.
По словам Аранина, 80% покупателей колясок сейчас — это инвалиды, которые живут на четвертом-пятом этаже хрущевок. В их домах нет лифта, поэтому Аранин снабдил свои коляски ступенькоходами. В 2016 году фабрика Аранина выпустила 60 таких колясок-вездеходов.
Роман Аранин признает, что ему повезло. После того как он начал новый бизнес, электроколяски попали в федеральный перечень средств реабилитации инвалидов. И сейчас 90% выручки Observer приходится на государственный канал продаж: коляски покупает Фонд социального страхования либо инвалиды напрямую, но позже получают компенсацию от государства. Еще 5% приходится на обеспеченных инвалидов, которые платят из своего кармана, и 5% — на благотворительные фонды.
Аранин надеется наладить стабильный сбыт за рубежом — первые заказы были из Англии и Испании. Там проблема ступенек не так актуальна, как правило, коляски-вездеходы покупают для загородных прогулок.
Помимо бизнеса предприниматель занимается и социальными проектами — он учредил общественную организацию инвалидов «Ковчег» и три года входил в состав общественного совета при главе Калининграда, налаживая в городе безбарьерную среду. Например, он установил лифт-платформу в Музее янтаря и добился создания специального пляжа для инвалидов.
Источник: РБК
Похожие статьи