«Мотыльки»: Любовь в эпицентре взрыва

PR20140415145123

1-я cерия. Конец апреля 1986 года. Врач Марьяна решает поехать на выходные к родственникам в Припять и берет с собой младшую сестру, старшеклассницу Алю. По дороге девушки видят страшный взрыв на Чернобыльской АЭС… Марьяна получает смертельную дозу облучения, но узнав, что в городе требуется врачебная помощь, забывает о себе и отправляется в больницу помогать другим… К Але приходит рядовой Павел Державин с запиской от ее отца, майора вертолетных войск Широкова. Между юношей и девушкой вспыхивает любовь с первого взгляда.

2-я серия. В Припяти объявлена эвакуация, но Аля остается в городе, потому что хочет узнать о судьбе отца. Во время выполнения вылета к горящему реактору, его вертолет падает, и Николай погибает. О его смерти девочка узнает от Паши. В отчаянии она умоляет юношу не бросать ее в одиночестве. Но Паша возвращается в часть и во время работы на крыше горящего реактора получает смертельную дозу облучения…

3-я серия. Паше становится лучше, и он убегает из госпиталя, чтобы выполнить обещание, данное Але и снова увидеть ее. Влюбленные проводят в абсолютно пустом городе целый день. Несмотря на то, что вокруг царит хаос и смерть, они счастливы. Но утром Паше становится плохо. Они принимают решение пешком уйти из города, для того, чтобы найти помощь…

4-я серия. Пашу чудом отправляют в Москву, где ему пытаются оказать помощь. Аля едет за ним и умоляет врачей, чтобы ей позволили увидеть любимого. Она все еще верит, что ее огромная любовь сохранит ему жизнь… В этой же больнице умирает и Марьяна. А в Киеве не выдерживает сердце дедушки Али. Девушка остается одна на всем белой свете. Единственное, что ее держит – это беременность. Но врачи настаивают на ее прерывании…

Борьба любви и смерти

История любви выпускницы старших классов Али и солдата срочной службы Паши разворачивается на фоне одной из самых масштабных техногенных катастроф XX века — Чернобыльской аварии. Им суждено было встретиться в конце апреля 1986 года в городе Припять. Словно мотыльки, стремящиеся к огню, они летели навстречу своим чувствам, не замечая ничего вокруг.

PR20140415145254

Перед создателями фильма стояла сложная задача: правдиво и подробно воссоздать на экране подробности Чернобыльской катастрофы. Наряду с тщательной работой художника-постановщика для этой цели были использованы новейшие технологии. С помощью компьютерной графики в строжайшем соответствии с архивными документами были воссозданы города Припять и Чернобыль, атомная станция и прилежащие территории, фатальный взрыв, спасательные и ликвидационные работы, которые проходили на территории станции. Но все эти зрелищные сцены стали лишь фоном для трагической истории первой любви главных героев фильма старшеклассницы Али (Мария Поезжаева) и солдата срочной службы Паши (Юрий Борисов).

Режиссер картины Виталий Воробьев: «Отчасти фильм «Мотыльки» про катастрофу — чудовищную техногенную катастрофу, которая подорвала и без того скудеющие силы «могучего» Советского Союза, и даже в чем-то способствовала последующему его распаду. Но в большей степени это все-таки фильм о любви. Эта любовь оказалась несправедливо короткой, вспыхнувшей на границе между жизнью и смертью, но какой удивительно яркой и чистой она была! Этот фильм о любви, которая сильнее смерти, и которая приобщает нас к каким-то другим, сияющим истинам».

Креативный продюсер картины Олеся Лукьяненко: «Это история катастрофы, в которой зарождается невероятная любовь. Девочка, о которой идет речь, вряд ли представляла свою судьбу такой. Это уверенная в себе, где-то разбалованная, своенравная барышня, которая может постоять за себя. Но вот встретился ей парень, из-за которого она полностью поменялась и совершает поступки, на которые способен только любящий человек. По сути, она жертвует собой ради любимого. Плюс сценария в очень сильной эмоциональной составляющей. Помимо главных персонажей в картине много ярких вторых ролей, оборванных судеб: смотришь сценарий, и складывается впечатление, что ты читаешь о трех днях Апокалипсиса».

«Когда режиссер Виталий Воробьев увидел Марию Поезжаеву, он сказал: все, я хочу снимать только с ней. И дальше все старались сделать так, чтобы актриса смогла у нас сниматься. У нее были выпускные экзамены в институте, дипломный спектакль, занятость в МХТ, но в этом вопросе режиссер был принципиален. Юра Борисов так же как и Маша, выкладывался на полную. В финале его герой частично облысел, и мы переживали, согласится ли он на это. Борисов – без проблем. Его последний съемочный день – это московская клиника, где Юру, несчастного, побреют».

В фильме «Мотыльки» сыграли не только молодые, но и хорошо известные зрителям актеры — Юлия Рутберг, Андрей Казаков, Юрий Назаров. Например, Юлия Рутберг, играет эмоционально непростую роль — врача, принимающего пострадавших после ликвидации последствий взрыва на ЧАЭС.

Чернобыль и атомная электростанция были воссозданы с помощью компьютерной графики.

Перед создателями фильма «Мотыльки» стояла нелегкая задача – правдиво и правдоподобно воссоздать на экране подробности Чернобыльской катастрофы. Колоссальная работа, проделанная художником-постановщиком, в последствие была органично дополнена большим количеством спецэффектов, созданных, благодаря новейшим технологиям. С помощью компьютерной графики в строжайшем соответствии с архивными чертежами были воссозданы Чернобыль, ЧАЭС и прилежащие территории. Точно так же, используя архивные фото- и видеоматериалы, команда художников воссоздала фатальный взрыв, спасительные и ликвидационные работы, которые проходили на территории станции.

PR20140415144958

«Все знаковые сцены, касающиеся реактора и полетов, — нарисованы. Станцию рисовали с фотографий, архивных материалов, аэрофотосъемки, документальных фильмов — из всего, что можно было найти. У нас была задача — максимально достоверно воспроизвести территорию с радиусом 25 километров от центра. И, по сути, она была воспроизведена с нуля. Нам помогали работники Музея Чернобыля, консультанты-летчики, врачи. Надеемся, что на территории бывшего Советского Союза в телевизионном кино такой графики еще не было, — говорит генеральный продюсер Виктор Мирский.

Фильм Виталия Воробьева «Мотыльки» победил в номинации «визуальные эффекты в телесериале» на фестивале FICCI BAF Awards в Мумбаи (Индия).

Команда художников воссоздала роковой взрыв, спасательные и ликвидационные работы, которые происходили на территории станции. У зрителя не возникает даже подозрения, что все это лишь компьютерная графика. Достоверность на экране — стопроцентная. Особенно впечатляет эпизод аварии военного вертолета, осуществлявшего замеры над зоной взрыва.

Виталий Воробьев – режиссер, внимательно относящийся к деталям. Он пересмотрел большое количество хроники, ходил по музеям, общался с людьми, чтобы сделать максимально реалистичную картину. К этому же стремится и оператор Павел Кулаков: в съемках фильма много используется ручная камера, чтобы картинка была живая, мало статичных кадров.

Много материалов – фотографии, справки по военным, ликвидаторам, больницам съемочная группа брала в музеи Чернобыля. К работе над фильмом привлекались консультанты: один из них Сергей Володин — человек, который 26 апреля одним из первых делал облет Припяти. Он помогал с фотографиями, рассказывал, какие были вертолеты, поправлял текст в сценарии, потому что у вертолетчиков свой язык, свои позывные. «Не так просто оказалось найти врачей, принимавших в те дни пострадавших. Поэтому информацию о них собирали буквально по крупицам, а ведь все рассказывают по-разному. Кто-то придерживается удобной правды, мол, всем оказали помощь, переодели, помыли, поселили, никому не было плохо. Другие же говорят о том, что тех первых, кто принял удар на себя – пожарных и работников станции – переодевали уже в больнице. Их одежда «фонила», поэтому многие из медперсонала тоже облучились. Все это мы старались сбалансировать», — рассказывает креативный продюсер картины Олеся Лукьяненко:

О съемках реактора:
Снимали якобы крышу третьего блока, с которой солдаты вручную сбрасывали радиоактивный мусор в жерло взорвавшегося четвертого блока. Эту площадку построили на территории завода, а снимали так, чтобы потом врисовать реактор. В фильме есть сцена, где один из солдат, поддавшись панике, теряет самообладание и срывается в реактор. Ее снимали в сгоревшем цеху, где остался фактурный мусор — покореженные перила, перекрученный металл. Художники над этим всем построили специальный помост – на нем лежал актер (в роли солдата, упавшего в реактор, снялся Азамат Нигманов), а камера снимала снизу с крана, долго панорамируя по всем этим сгоревшим обломкам.

Сложнее всего было найти костюмы ликвидаторов.

PR20140415145203
Художник по костюмам Тамара Демченко: «Одежду 80-х брали на студии, часть на блошинке и в секонде, а остальное – то, что люди сами принесли. Это просто антиквариат – принесли то, что носили в 80-е годы. Но одежда – полдела, труднее всего с обувью. Еще одна проблема – прически: современные стрижки и укладки сильно отличаются от стиля 80-х. Сложнее всего пришлось с костюмами ликвидаторов: у нас была реконструкция реальных «крышных котов» (так называются ребята, зачищавшие крышу реактора, это были солдаты инженерных, строительных войск, запас). Сами костюмы с капюшоном мы нашли – 20 заплесневелых, страшных, сваленных, на которых написано «54 размер», а одевались на 48-й максимум, потому что уже ссохлись. На эту форму одевались рентгеновские фартуки из плотной резины со свинцовыми щитами – их делала художник-бутафор (естественно, свинец заменили легким металлом). Реконструкция колоссальная, самое сложное – достичь достоверности».

Армейскую форму доставали со складов по всей Украине – нам привозили, присылали почтой. «А когда одевали вертолетчиков, я подняла друзей из Винницкого вертолетного полка и попросила: «Ребята, по прапорщикам, по гаражам, по чердакам – поищите». Потому что я понимаю, что люди сейчас в этих костюмах на рыбалку и на охоту ездят. По армейским костюмам тоже делали полную реконструкцию, выполняли максимально достоверно: недостающие элементы искали по коллекционерам, ездили на слеты реконструкторов».

В городе отключали все электричество, а собак пришлось гримировать.

В фильме «Мотыльки» нет ни одной павильонной сцены. Чернобыльскую станцию снимали в Киеве, частично на Троещине, вертолетную базу- под Херсоном, Москву — в Киеве и во Львове, Припять — в Славутиче. В Славутиче здания и улицы этого города до сих пор выглядят такими же новыми и чистыми, как в год своего основания — 1986.Приходилось несколько раз отключать электричество, чтобы погрузить город в зловещую тьму. Перекрывали улицы, чтобы создать иллюзию пустого эвакуированного города.

Собак для съемок привезли из киевского питомника. Холеные животные попали в руки художника по гриму и превратились в голодных, исхудавших, растрепанных бродяг.

Самое большое количество массовки привлекали в сцене эвакуации Припяти -больше 200 человек.
Почти 8 месяцев длилась работа над графическими сценами фильма.
Несколько десятков спецтранспорта участвовало в съемках фильма- начиная от автобусов Икарус, которые собирали по всей Украине, заканчивая танками и машинами БРДМ.

Источник:  http://www.1tv.ru



There are no comments

Add yours

*