С Максимом Вейзе я познакомилась случайно. Искала как-то фотографии Карпат для вдохновения, наткнулась на его работы, с удивлением обнаружила, что автор – белорус, нашла в соцсети, стала следить за обновлениями. А потом в один прекрасный день читаю в его статусе: «Есть одно место в машине на фототур в Карпаты через неделю – кто?»
Фото: Ольга КакшинскаяГосподи, ну конечно же, я! И неважно, что мы никогда не виделись вживую ни с Максом, ни с остальными попутчиками-мужчинами, а провести вместе в одной железной коробке нам предстояло пять дней. Как показывает практика, за внешним безумием моих решений всегда стоит метод, и эта поездка как никакая другая открыла мне всю красоту замысла без долгих раздумий рвануть на Украину снимать закаты, кофейно-шоколадныхгуцульских коров с колокольчиками на шее и вечерние туманы, не зная никого и ни о чем не загадывая.
Фото: Ольга КакшинскаяПомню, еще поняв по снимкам Макса в профиле, что тот передвигается на инвалидной коляске (которую сам в шутку называет велосипедом), но путешествует при этом больше иных здоровых «на ходу», подумала: ого, вот это воля к жизни. Давай, девочка, бери пример и отрывай уже попу от стула. На тот момент с последней поездки в пещеры прошел месяц, до летних байдарок было еще далеко, и душа томилась в ожидании новых приключений.
Собственно, расчет оказался верен – поездка запомнилась. И то, как мы пробили колесо на глухой, заброшенной военной дороге на Боржаву, зажатые между рекой и горами, и как практически на руках вытаскивали машину с сидящим за рулем Максом, медленно, но верную скользящую вниз с почти отвесного склона, чье падение тормозили разве что заросли кустов и мелкие елочки…
Фото: Ольга КакшинскаяНо больше всего в моей памяти отложились не ночные переезды по отвратительным украинским дорогам, способным вытрясти из твоей головы не только дурь, но и мозг; и не тот факт, что мои попутчики оказались фанатами хэви-метал; и даже не тесное «гнездо» между спальником, передним сиденьем и кофрами с техникой и объективами. Больше всего – с тех пор и навсегда – я запомнила Макса.
То, как он говорил: «Айда на тот пупырик!» – и вот мы уже продираемся на нашем «субарике» на гору через буераки в поисках лучшего вида. Его не страшили ни размытая колея, ни ухабистый серпантин, ни высокая трава, из-за которой не видно ям и коряг. Прекрасно помню момент, когда мы остановились у подножья очень крутого холма, размытого дождями, но с которого открывалась чудесная вечерняя панорама. И как мы, пассажиры, хором затянули: ой нет, ты туда точно не заедешь, сядешь дном. И как Макс тогда довольно жестко сказал: «Выйдите из машины».
И заехал.
И сделал прекрасные кадры.
С тех пор я держала все свои сомнения при себе и приняла решение обязательно рассказать по возвращении о Максе другим людям – для примера и вдохновения. Так через несколько месяцев мы встретились на интервью…
Итак, слово Максиму Вейзе – пейзажному фотографу и удивительному человеку.
***
Про думающих людей
«Я – технарь по образованию, и сейчас у меня небольшой бизнес – кручу новые и чиню сломавшиеся компьютеры. А вообще в большинстве своем современные пейзажные фотографы – это не люди, окончившие «академии мастацтвау», а в основном программисты, инженеры, «технари», когда-то выбравшие фотографию в качестве хобби. Вот любил человек рыбачить, ходить в турпоходы и ездить на шашлык, а потом вдруг понял, что едет жарить на природу не две остановки на электричке на Минское море, а лезет на приятную горочку, находит уютное место на реке, чтобы еще и видом полюбоваться. И фотоаппарат берет, чтобы не только себя, но и природу поснимать.
Морозное утро на ВилииВ думающем человеке всегда есть творческое начало, побуждающее его расти. Ведь любая работа, даже самая любимая, содержит в себе рутину – и порой жизнь превращается в спокойную реку, по которой ты плывешь. Хочешь больше денег – ну, греби чуть быстрее, но глобально все равно ничего не изменится. Поэтому жаль, когда, кроме работы и дома, больше ничего нет. Да даже если работа и хобби совпадают, то все равно нужна перезарядка. И это возможно и несложно: у меня есть два прекрасных друга, у каждого – по трое детей. Так вот, они всем семейством все время куда-то ездят, лезут в горы, ведут активный образ жизни.
Про связь с иными мирами на фоне артишока и рассвета в КацивелиО пути в фотографию
Появляется у тебя первая цифромыльница. Снимаешь-снимаешь, и что-то вроде даже получается. Задаешься вопросом, как сделать лучше. Знакомишься с «Фотошопом». Потом узнаешь о существовании фотосайтов – начинаешь постить работы туда. Там, конечно, от них все в ужасе, и ты узнаешь много нового о себе и своем таланте. Берешься за учебу – и постепенно, с практикой, все приходит. Что-то читаешь, у кого-то спрашиваешь, какие-то занятия посещаешь…
Я пейзажной фотографии в общем-то ни у кого и не учился, а вот по портрету годовой курс у Егора Войнова прошел. Сейчас сам лекции-занятия по пейзажной съемке провожу.
Вечером на Меганоме с привидением фотографаО профессионализме
На первую зеркалку я решился лет шесть назад. Собственно, для многих это и становится тем рубежом, когда ты начинаешь относиться к фотографии с умом. Ведь – неслыханное дело – вместо ремонта в доме, покупки телевизора, откладывания денег на новую машину, ты вкладываешь деньги в непонятно что.
Карпатский летний вечерПотом приходит черед первой выставки. Моя прошла в одном из старейших фотоклубов «Минск», которому уже больше 50 лет. А вообще молодых фотографов, еще не «перебесившихся», выдает стремление сделать картинку более яркой, цветастой, броской. Потом успокаиваешься. Но вот этот этап – практически неизбежен. При этом в фотографии что хорошо – сколько бы ты ею ни занимался, достичь предела в совершенствовании невозможно. Чего бы ни достиг – есть всегда место для шага вперед.
Вечерний КаменецО путешествиях
Бегемотный отдых по схеме «полежал – поел – слазил в воду» – это не мое. У меня шило в одном месте, мне все время куда-то надо. Так, когда-то очень хотел увидеть весенний Крым – свежим, зеленым, с бескрайними полями цветущих маков. Ну что ж: захотел – съездил. Понравилось. А потом это стало чем-то таким же необходимым и важным, как дышать.
Перед поездками никогда не строю жестких планов. Есть какая-то генеральная линия – приехать в точку А, посетить Б, а дальше – куда кривая выведет.
Однажды нужно мне было поехать в Страсбург на общественную конференцию. Принимающая сторона предлагала лететь самолетом, оплатить билеты. Но что бы я увидел из иллюминатора и по дороге в аэропорт? А так мы двинулись своим ходом и заехали и на юг Польши, и в Чехию, и в Австрию.
Wolfgangsee in the morningНочевали на Баденском озере, любовались Альпами… Крюк сделали большой, но зато получилась незабываемая поездка.
Еще очень хочется съездить в Румынию, Словакию, Чехию. В Норвегию караул как хочется! Понимаю, что объять необъятное невозможно, но цели ставить нужно.
В карпатском селеПутешествие – это не телепортация зомби за рулем. Мир по дороге очень интересный, везде есть что посмотреть, зачем остановиться. И это не экскурсионное «посмотрите направо, посмотрите налево и бегом дальше». Ведь столько есть потрясающих нетуристических мест, куда не водят экскурсии, но которые навсегда останутся незабываемыми для твоей души.
Максим ВейзеФотография в целом накладывает отпечаток на то, как ты живешь, действуешь и понимаешь мир. Я вот понял, что «нормальная» жизнь у меня началась тогда, когда я стал жить по своим правилам, а не кем-то – непонятно как и зачем – установленным. И случилось это где-то после тридцати лет.
Утро августаВот видишь ты красный запретный флажок. Сначала думаешь: ну как же за него зайти, он же не зря здесь висит – видимо, нельзя. Но потом, когда ты один, второй, третий красный флажок перепрыгнул, нарушать привычные рамки становится веселее и легче. Да и на самом деле флажков-то этих нет: часто у людей есть боязнь отойти на шаг в сторону от среднеарифметического, страх пойти не туда и не так, как идут остальные.
Белеет парус на ДнестреПомню, когда только начинал ездить в фототуры, еду по трассе и думаю: ну куда тебя прет, старый ты пень, инвалид, на ночь глядя, с одним водителем – тобой – на всю машину? Тяжеловато бывает в поездках физически, но оно очень того стоит.
В одну из поездок в Крым я снял по дороге панораму Южного Буга, которая до сих пор одна из моих любимых и висит над рабочим столом.
В ней нет ничего необычного, но именно эта фотография подвигла меня на переосмысление того, что такое путешествие. Просто приехать в Крым на съемку уже неинтересно, интересно посмотреть, а не пролететь мимо интересные места по дороге. Было дело как-то больше недели до Крыма добирались, зато очень познавательно.
Встречая ноябрьское утроО лучшем: людях, и о лучшем – в них же
Я пейзажный фотограф, но все равно в каждой поездке самое важное – это люди. Большинство из нас вспоминают студенческие годы как одни из лучших в жизни. В студенчестве на порядок больше общения, совместных мероприятий. Путешествие – прекрасная возможность провести вместе одной компанией несколько дней или недель, и не просто провести, а что-то совершить, узнать, почувствовать. Это совершенно другие ощущения, отличные от просто вечера за одним столом.
Перед каждой поездкой я тщательно готовлю машину. Но однажды автослесарь меня подвел, и в сорока километрах от Коктебеля у меня на скорости 100 км в час вырвало шаровую, колесо. Благо, удалось остановиться безаварийно. Машина была обездвижена. Впереди были майские праздники, и вся поездка с колом стоящей машиной грозила накрыться медным тазом.
И вот какие-то местные крымские татары, причем полупьяные (был канун майских праздников), буквально по шарику собрали мне разлетевшиеся по дороге детали в пакетик, и при помощи гаечного ключа, камней и палок сумели поставить машину на ход и проводили меня на СТО, причем не взяли за это ни копейки денег. Ребята начали мне помогать быстрее, чем я успел выбраться из машины. А в мастерской мне ее сумели так подлатать, что я не только закончил путешествие, но и продал машину с этими же вполне исправными деталями.
Да и после таких приключений, когда люди с тобой трудности преодолевают, понимаешь, что просто знакомые становятся друзьями, на которых можно положиться в жизни.
Про облака над морем и АлуштуИли вот в 2011 году мы тоже поехали длинной дорогой в Крым и в один из дней оказались напротив Хотинской крепости. Чтобы увидеть крепость по-новому, я решил забраться на другой берег Днестра. А там, с другой стороны, обычная деревня, никаких смотровых площадок. И вот мы ездили-ездили, искали, где приткнуться, и поняли, что куда ни сунься, придется снимать разве что с чьего-то двора. А там куры, гуси, коты, собаки, свиньи. И мы, шаленые белорусы, на машине.
Вид на Хотинскую крепостьТак вот, нам не только разрешили заехать в один из дворов и поелозить по нему на «субарике» в поисках лучшего ракурса, но еще на прощание и два арбуза подарили! «Да пожалуйста, хлопцы, снимайте. Только кур не подавите!» Вот что впечатляет – люди!
В деревнях люди невероятно душевные и доброжелательные.
«Фотография учит смотреть на мир… без камеры»
Как бы банально это ни звучало, фотография учит смотреть на мир широко открытыми глазами. Выпадать из режима автопилота и по-настоящему замечать смену сезонов, а не просто со вздохом переодеваться в одежки потеплее. Именно поэтому со мной ездят не только фотографы, но и люди, просто желающие посмотреть на мир.
Пасмурный сентябрь на ПойсдорфщинеЕще фотография учит смотреть на мир без камеры, и в этом вся прелесть. Вот ты задаешься целью сделать интересную фотографию какого-то места. И для этого тебе надо там оказаться в уникальное время, например, рано-рано утром или поздно вечером. Я, например, безумно полюбил встречать рассветы – это время невероятных красок и туманов. Не раз ловил себя на том, что, сделав пару кадров, откладывал камеру и просто сидел и наслаждался видом, моментом, по-настоящему радуясь жизни.
И это крайне важно: посидеть и понять, почему тебе здесь хорошо. Это многое тебе объяснит о себе самом и поможет сделать по-настоящему глубокие кадры.
О ценности
Иногда задаюсь вопросом, зачем мне все это.
Ответов, конечно, много, и один из них – в том, что в процессе обработки я живу моментом, когда была снята фотография. Мне очень важна эмоциональная составляющая последней. Нравится вспоминать свои ощущения, воздух, пространство, ветер, аромат трав, настроение, друзей, музыку внутри себя…
Гроза идет на ПилипецИ лучший результат часто получается, когда в «Фотошопе» начинаешь оперировать в первую очередь не числами или кривыми в лаб-пространстве, а своими переживаниями.
Фотография, конечно, процесс интимный. Какой бы компанией ты ни приезжал, все равно все кадры ты делаешь, оставаясь один на один сам с собой и природой. Но при этом друзья для меня всегда очень много значили и значат. С кем-то по воле обстоятельств получается пересекаться больше, с кем-то меньше. С кем-то, возможно, судьба свела лишь однажды. Открываешь «кривые» в «Фотошопе» – а вспоминаешь компанию, радость от общения и то, как несколько дней действительно жил в свое удовольствие. Смотришь на снимок – и будто переживаешь все заново.
Про стожки и туманИ ведь кто-то другой, глядя на сделанное тобой фото, тоже вспомнит что-то хорошее о себе и своей жизни.
И вот в этом – сила».
Ольга Какшинская / Фото: Максим Вейзе
Источник: http://lady.tut.by/news/life/364956.html
Ольга! И рассказ о Максиме Вейзе, и его фотоработы вызвали бурю эмоций! СПАСИБО!