«Мир по дороге очень интересный»: белорусский фотограф и его жизнь за красными флажками

С Максимом Вейзе я познакомилась случайно. Искала как-то фотографии Карпат для вдохновения, наткнулась на его работы, с удивлением обнаружила, что автор – белорус, нашла в соцсети, стала следить за обновлениями. А потом в один прекрасный день читаю в его статусе: «Есть одно место в машине на фототур в Карпаты через неделю – кто?»

Фото: Ольга Какшинская

Господи, ну конечно же, я! И неважно, что мы никогда не виделись вживую ни с Максом, ни с остальными попутчиками-мужчинами, а провести вместе в одной железной коробке нам предстояло пять дней. Как показывает практика, за внешним безумием моих решений всегда стоит метод, и эта поездка как никакая другая открыла мне всю красоту замысла без долгих раздумий рвануть на Украину снимать закаты, кофейно-шоколадныхгуцульских коров с колокольчиками на шее и вечерние туманы, не зная никого и ни о чем не загадывая.

Фото: Ольга Какшинская

Помню, еще поняв по снимкам Макса в профиле, что тот передвигается на инвалидной коляске (которую сам в шутку называет велосипедом), но путешествует при этом больше иных здоровых «на ходу», подумала: ого, вот это воля к жизни. Давай, девочка, бери пример и отрывай уже попу от стула. На тот момент с последней поездки в пещеры прошел месяц, до летних байдарок было еще далеко, и душа томилась в ожидании новых приключений.

Собственно, расчет оказался верен – поездка запомнилась. И то, как мы пробили колесо на глухой, заброшенной военной дороге на Боржаву, зажатые между рекой и горами, и как практически на руках вытаскивали машину с сидящим за рулем Максом, медленно, но верную скользящую вниз с почти отвесного склона, чье падение тормозили разве что заросли кустов и мелкие елочки…

Фото: Ольга Какшинская

Но больше всего в моей памяти отложились не ночные переезды по отвратительным украинским дорогам, способным вытрясти из твоей головы не только дурь, но и мозг; и не тот факт, что мои попутчики оказались фанатами хэви-метал; и даже не тесное «гнездо» между спальником, передним сиденьем и кофрами с техникой и объективами. Больше всего – с тех пор и навсегда – я запомнила Макса.

То, как он говорил: «Айда на тот пупырик!» – и вот мы уже продираемся на нашем «субарике» на гору через буераки в поисках лучшего вида. Его не страшили ни размытая колея, ни ухабистый серпантин, ни высокая трава, из-за которой не видно ям и коряг. Прекрасно помню момент, когда мы остановились у подножья очень крутого холма, размытого дождями, но с которого открывалась чудесная вечерняя панорама. И как мы, пассажиры, хором затянули: ой нет, ты туда точно не заедешь, сядешь дном. И как Макс тогда довольно жестко сказал: «Выйдите из машины».

И заехал.

И сделал прекрасные кадры.

С тех пор я держала все свои сомнения при себе и приняла решение обязательно рассказать по возвращении о Максе другим людям – для примера и вдохновения. Так через несколько месяцев мы встретились на интервью…

Итак, слово Максиму Вейзе – пейзажному фотографу и удивительному человеку.

***

Про думающих людей

«Я – технарь по образованию, и сейчас у меня небольшой бизнес – кручу новые и чиню сломавшиеся компьютеры. А вообще в большинстве своем современные пейзажные фотографы – это не люди, окончившие «академии мастацтвау», а в основном программисты, инженеры, «технари», когда-то выбравшие фотографию в качестве хобби. Вот любил человек рыбачить, ходить в турпоходы и ездить на шашлык, а потом вдруг понял, что едет жарить на природу не две остановки на электричке на Минское море, а лезет на приятную горочку, находит уютное место на реке, чтобы еще и видом полюбоваться. И фотоаппарат берет, чтобы не только себя, но и природу поснимать.

Морозное утро на Вилии

В думающем человеке всегда есть творческое начало, побуждающее его расти. Ведь любая работа, даже самая любимая, содержит в себе рутину – и порой жизнь превращается в спокойную реку, по которой ты плывешь. Хочешь больше денег – ну, греби чуть быстрее, но глобально все равно ничего не изменится. Поэтому жаль, когда, кроме работы и дома, больше ничего нет. Да даже если работа и хобби совпадают, то все равно нужна перезарядка. И это возможно и несложно: у меня есть два прекрасных друга, у каждого – по трое детей. Так вот, они всем семейством все время куда-то ездят, лезут в горы, ведут активный образ жизни.

Про связь с иными мирами на фоне артишока и рассвета в Кацивели

О пути в фотографию

Появляется у тебя первая цифромыльница. Снимаешь-снимаешь, и что-то вроде даже получается. Задаешься вопросом, как сделать лучше. Знакомишься с «Фотошопом». Потом узнаешь о существовании фотосайтов – начинаешь постить работы туда. Там, конечно, от них все в ужасе, и ты узнаешь много нового о себе и своем таланте. Берешься за учебу – и постепенно, с практикой, все приходит. Что-то читаешь, у кого-то спрашиваешь, какие-то занятия посещаешь…

Я пейзажной фотографии в общем-то ни у кого и не учился, а вот по портрету годовой курс у Егора Войнова прошел. Сейчас сам лекции-занятия по пейзажной съемке провожу.

Вечером на Меганоме с привидением фотографа

О профессионализме

На первую зеркалку я решился лет шесть назад. Собственно, для многих это и становится тем рубежом, когда ты начинаешь относиться к фотографии с умом. Ведь – неслыханное дело – вместо ремонта в доме, покупки телевизора, откладывания денег на новую машину, ты вкладываешь деньги в непонятно что.

Карпатский летний вечер

Потом приходит черед первой выставки. Моя прошла в одном из старейших фотоклубов «Минск», которому уже больше 50 лет. А вообще молодых фотографов, еще не «перебесившихся», выдает стремление сделать картинку более яркой, цветастой, броской. Потом успокаиваешься. Но вот этот этап – практически неизбежен. При этом в фотографии что хорошо – сколько бы ты ею ни занимался, достичь предела в совершенствовании невозможно. Чего бы ни достиг – есть всегда место для шага вперед.

Вечерний Каменец

О путешествиях

Бегемотный отдых по схеме «полежал – поел – слазил в воду» – это не мое. У меня шило в одном месте, мне все время куда-то надо. Так, когда-то очень хотел увидеть весенний Крым – свежим, зеленым, с бескрайними полями цветущих маков. Ну что ж: захотел – съездил. Понравилось. А потом это стало чем-то таким же необходимым и важным, как дышать.

Перед поездками никогда не строю жестких планов. Есть какая-то генеральная линия – приехать в точку А, посетить Б, а дальше – куда кривая выведет.

Однажды нужно мне было поехать в Страсбург на общественную конференцию. Принимающая сторона предлагала лететь самолетом, оплатить билеты. Но что бы я увидел из иллюминатора и по дороге в аэропорт? А так мы двинулись своим ходом и заехали и на юг Польши, и в Чехию, и в Австрию.

Wolfgangsee in the morning

Ночевали на Баденском озере, любовались Альпами… Крюк сделали большой, но зато получилась незабываемая поездка.

Еще очень хочется съездить в Румынию, Словакию, Чехию. В Норвегию караул как хочется! Понимаю, что объять необъятное невозможно, но цели ставить нужно.

В карпатском селе

Путешествие – это не телепортация зомби за рулем. Мир по дороге очень интересный, везде есть что посмотреть, зачем остановиться. И это не экскурсионное «посмотрите направо, посмотрите налево и бегом дальше». Ведь столько есть потрясающих нетуристических мест, куда не водят экскурсии, но которые навсегда останутся незабываемыми для твоей души.

Максим Вейзе

Фотография в целом накладывает отпечаток на то, как ты живешь, действуешь и понимаешь мир. Я вот понял, что «нормальная» жизнь у меня началась тогда, когда я стал жить по своим правилам, а не кем-то – непонятно как и зачем – установленным. И случилось это где-то после тридцати лет.

Утро августа

Вот видишь ты красный запретный флажок. Сначала думаешь: ну как же за него зайти, он же не зря здесь висит – видимо, нельзя. Но потом, когда ты один, второй, третий красный флажок перепрыгнул, нарушать привычные рамки становится веселее и легче. Да и на самом деле флажков-то этих нет: часто у людей есть боязнь отойти на шаг в сторону от среднеарифметического, страх пойти не туда и не так, как идут остальные.

Белеет парус на Днестре

Помню, когда только начинал ездить в фототуры, еду по трассе и думаю: ну куда тебя прет, старый ты пень, инвалид, на ночь глядя, с одним водителем – тобой – на всю машину? Тяжеловато бывает в поездках физически, но оно очень того стоит.

В одну из поездок в Крым я снял по дороге панораму Южного Буга, которая до сих пор одна из моих любимых и висит над рабочим столом.

Кликните, чтобы увидеть фото в полный размер

 

В ней нет ничего необычного, но именно эта фотография подвигла меня на переосмысление того, что такое путешествие. Просто приехать в Крым на съемку уже неинтересно, интересно посмотреть, а не пролететь мимо интересные места по дороге. Было дело как-то больше недели до Крыма добирались, зато очень познавательно.

Встречая ноябрьское утро

О лучшем: людях, и о лучшем – в них же

Я пейзажный фотограф, но все равно в каждой поездке самое важное – это люди. Большинство из нас вспоминают студенческие годы как одни из лучших в жизни. В студенчестве на порядок больше общения, совместных мероприятий. Путешествие – прекрасная возможность провести вместе одной компанией несколько дней или недель, и не просто провести, а что-то совершить, узнать, почувствовать. Это совершенно другие ощущения, отличные от просто вечера за одним столом.

Перед каждой поездкой я тщательно готовлю машину. Но однажды автослесарь меня подвел, и в сорока километрах от Коктебеля у меня на скорости 100 км в час вырвало шаровую, колесо. Благо, удалось остановиться безаварийно. Машина была обездвижена. Впереди были майские праздники, и вся поездка с колом стоящей машиной грозила накрыться медным тазом.

И вот какие-то местные крымские татары, причем полупьяные (был канун майских праздников), буквально по шарику собрали мне разлетевшиеся по дороге детали в пакетик, и при помощи гаечного ключа, камней и палок сумели поставить машину на ход и проводили меня на СТО, причем не взяли за это ни копейки денег. Ребята начали мне помогать быстрее, чем я успел выбраться из машины. А в мастерской мне ее сумели так подлатать, что я не только закончил путешествие, но и продал машину с этими же вполне исправными деталями.

Да и после таких приключений, когда люди с тобой трудности преодолевают, понимаешь, что просто знакомые становятся друзьями, на которых можно положиться в жизни.

Про облака над морем и Алушту

Или вот в 2011 году мы тоже поехали длинной дорогой в Крым и в один из дней оказались напротив Хотинской крепости. Чтобы увидеть крепость по-новому, я решил забраться на другой берег Днестра. А там, с другой стороны, обычная деревня, никаких смотровых площадок. И вот мы ездили-ездили, искали, где приткнуться, и поняли, что куда ни сунься, придется снимать разве что с чьего-то двора. А там куры, гуси, коты, собаки, свиньи. И мы, шаленые белорусы, на машине.

Вид на Хотинскую крепость

Так вот, нам не только разрешили заехать в один из дворов и поелозить по нему на «субарике» в поисках лучшего ракурса, но еще на прощание и два арбуза подарили! «Да пожалуйста, хлопцы, снимайте. Только кур не подавите!» Вот что впечатляет – люди!

В деревнях люди невероятно душевные и доброжелательные.

«Фотография учит смотреть на мир… без камеры»

Как бы банально это ни звучало, фотография учит смотреть на мир широко открытыми глазами. Выпадать из режима автопилота и по-настоящему замечать смену сезонов, а не просто со вздохом переодеваться в одежки потеплее. Именно поэтому со мной ездят не только фотографы, но и люди, просто желающие посмотреть на мир.

Пасмурный сентябрь на Пойсдорфщине

Еще фотография учит смотреть на мир без камеры, и в этом вся прелесть. Вот ты задаешься целью сделать интересную фотографию какого-то места. И для этого тебе надо там оказаться в уникальное время, например, рано-рано утром или поздно вечером. Я, например, безумно полюбил встречать рассветы – это время невероятных красок и туманов. Не раз ловил себя на том, что, сделав пару кадров, откладывал камеру и просто сидел и наслаждался видом, моментом, по-настоящему радуясь жизни.

И это крайне важно: посидеть и понять, почему тебе здесь хорошо. Это многое тебе объяснит о себе самом и поможет сделать по-настоящему глубокие кадры.

О ценности

Иногда задаюсь вопросом, зачем мне все это.

Ответов, конечно, много, и один из них – в том, что в процессе обработки я живу моментом, когда была снята фотография. Мне очень важна эмоциональная составляющая последней. Нравится вспоминать свои ощущения, воздух, пространство, ветер, аромат трав, настроение, друзей, музыку внутри себя…

Гроза идет на Пилипец

И лучший результат часто получается, когда в «Фотошопе» начинаешь оперировать в первую очередь не числами или кривыми в лаб-пространстве, а своими переживаниями.

Фотография, конечно, процесс интимный. Какой бы компанией ты ни приезжал, все равно все кадры ты делаешь, оставаясь один на один сам с собой и природой. Но при этом друзья для меня всегда очень много значили и значат. С кем-то по воле обстоятельств получается пересекаться больше, с кем-то меньше. С кем-то, возможно, судьба свела лишь однажды. Открываешь «кривые» в «Фотошопе» – а вспоминаешь компанию, радость от общения и то, как несколько дней действительно жил в свое удовольствие. Смотришь на снимок – и будто переживаешь все заново.

Про стожки и туман

И ведь кто-то другой, глядя на сделанное тобой фото, тоже вспомнит что-то хорошее о себе и своей жизни.

И вот в этом – сила».

 

Ольга Какшинская / Фото: Максим Вейзе

Источник: http://lady.tut.by/news/life/364956.html



There is 1 comment

Add yours

Post a new comment

*