Марина Бауэр: «Инвалиды — это не то, кем они выглядят»

bauer

С Мариной Бауэр – тифлокомментатором 1-й категории, поэтом, актрисой, режиссером, преподавателем сценического движения мы поговорили о ее работе с инвалидами.

Наша встреча прошла в московском клубе социокультурной интеграции «Крылья» (http://krilja-ski.ru/teatr.html)

Более 2-х часов я наблюдала, как на сцене центра социального обслуживания «Мещанский» репетируют две коротенькие юмористические пьесы, написанные участниками клуба. Авторы, актеры и педагогами театра «Крылья» на моих глазах  дорабатывали, углубляли, шлифовали отдельные моменты скетча. Три блестящие женщины-педагога – Ольга Каменева, Юлия Рябова-Бореева и режиссёр –педагог Марина Бауэр комментировали каждый жест, каждый миг сценической жизни персонажей, постепенно превращая материал читки в достойный антрепризный номер, чуть ли не цирковой по смелости режиссерских решений. В качестве актёров – обыкновенные люди, как с инвалидностью, так и без. Все работы этого удивительного театра основаны на их личном художественном материале.

По окончании репетиционного процесса я решила поговорить с Мариной, как с приглашенным и независимым экспертом о том, что происходит в «Крыльях».

— Как преподаватель сценического движения, скажите, по-вашему, насколько выразительно движение людей с ограниченными возможностями на сцене?

— Также выразительно, как и у всех остальных. Движение же существует не отдельно, не само по себе. Оно – выражение неких внутренних состояний,  чувств. Всё внутри непрерывно движется — эмоции мысли, чувства; и то, что ты понял или увидел, структурирует твою жизнь, новые события подбрасывают на новую высоту или ставят в ступор. Вот видите, и мы остановились в этот момент разговора. Настолько точно движение выразило слово. Мы сразу же встали, бессознательно, потому что слово очень точное.

И действительно, мы останавливаемся и оборачиваемся в поисках места, где присесть.

— Я заметила, что  на репетиции «Крыльев» по движению как раз не было претензий к ребятам, которые играли иностранцев, хотя, казалось бы, внешне там не самая простая ситуация (и коляска, и трудности с речью) …

— Потому что они сами иностранцы (семейная пара – и супруг из Новой Зеландии – прим. корр.) – и они убедительны. Но, заметьте, они не «играли», а выполняли конкретные задачи. Люди, которые не имеют базовой театральной подготовки, думают, что нужно что-то изображать, например, как новичок на сегодняшней репетиции. А мы уже выработали общий язык – «что мы живём», конкретно в этом маленьком кусочке, что проживаем, чем мы заняты. Для новичка весомее внутренне будет та часть, где изображают – «вот в этом месте я гляжу на девочку».

— Насколько Вы учитываете «специфику» театра, то, здесь играют люди с инвалидностью?

— Расскажу, как всё было на самом деле. До «Крыльев» я инвалидов не то что как артистов, я их вообще не воспринимала. Когда мне сын рассказал, что есть некий хороший театр – половина из них инвалиды, и вот было бы здорово с ними познакомиться, я ему сказала «Да, это, конечно, интересно», а внутренне – «нет, ни за что». Ну и дальше уже мысли никакой не было, но он дал мой телефон. Ольга (прим. – Ольга Каменева, руководитель клуба социокультурной интеграции «Крылья») мне позвонила. Она была настолько убедительной, что я поехала на встречу, и тут же увидела, что инвалиды – это не то, кем они выглядят. Теперь я с ними работаю – и для меня это не тусовка, а качественный тренинг – хороший и серьезный. Может быть, мне просто сразу повезло, что Ольга настолько разносторонний и богатый человек – помимо филологического образования у нее ещё столько всяких специализаций, а в клубе «Крылья» – и уроки и по сценической речи и по вокалу … С первого же раза я была восхищена, поражена, тут же их полюбила и с удовольствием сюда приезжаю. Да, они не профессиональные актеры, но здесь другая специфика – здесь школа, и это отличная школа и для меня. Её участники – умные, образованные люди и мне приятно открывать им что-то новое.

— Поблажек вы им не даёте, работаете в русле жёсткой режиссуры ?

— Это да. Только жёсткой режиссуры, потому что на самом деле общую концепцию даёт Ольга, это её клуб, её детище, её прерогатива, я туда вмешиваться не хочу, могу только что-нибудь предложить, и как правило, она принимает. Последняя Инстанция – Юля (Рябова-Бореева, администратор сайта клуба и автор текстов и вообще «рука» руководителя – прим. корр.). Она очень тонко чувствует и очень правильно.

— А советы с точки зрения как чувствовать себя на сцене, как дышать, им не нужны ? Вы на обсуждении сказали, что если Ольга (Каменева)ведёт линию Станиславского, то вы со своей стороны приближаете театр к Михаилу Чехову, с его первичностью движения, жеста.

— Я настаиваю на том, что начинать нужно с тренинга, что психофизический аппарат нужно размять. И упражнения на внимание и другие взрослые настоящие упражнения заставляют их тянуться, что-то делать, и я вижу результат. Одна девушка, например, намного лучше стала говорить — она справляется с ролью Снежной Королевы так, что ее слышно на последнем ряду.

— Со стороны зрителя, можно сказать, что здесь спектакль смотрится точно также как и любой хороший спектакль другого любительского театра?

— Да, конечно. Мне бы хотелось добиться большей отточенности – репетиций мало, хотя, когда пошли репетиции дважды в неделю результаты сразу появились. Д. очень гибкая и подвижная, хотя была жутко зажата в плане физического движения. (Д. – не инвалид, — прим. корр)

— Как поддерживается команда ?

— А команда устаёт обычно от бездействия, здесь они очень активно живут – у них всё время какие-то мероприятия. Что касается «ремесла» — они же не дети – учатся друг на друге, а когда человек выходит на сцену, он быстрее всё хватает, не повторяет чужих ошибок. Жаль, сегодня не пришли две возрастные наши актрисы, которые умеют радоваться как дети, когда у них что-то новое получается пережить на репетиции, тогда чувствуешь себя Дедом Морозом, и это безумно приятно.

— О людях с инвалидностью сложно писать и даже расспрашивать для интервью, так как есть определенная болевая точка, переходящая в протестную позицию … из-за всего, что до этого писалось в одном и том же ракурсе и ключе … жалостной снисходительности что ли …

— Трудно выдёргивать отдельные нитки из плетения под названием «жизнь» — тогда вся ткань рвётся. Да, информационная политика – дело тонкое, и больно смотреть как режут по-живому, по живым людям, выкраивая ту или иную «историю». Но я могу понять и СМИ отчасти, ведь до близкого знакомства и у меня было примерно то самое «стандартное» отношение, которое подчас навязывается читателям, и надо быть стойкими в отстаивании своей позиции и индивидуальности.

— Кстати, о стойкости и о вашей методике закаливания …

— Это не совсем моя методика, скорее, опыт человечества, но я занимаюсь этим почти что 32 года и за это время поняла, что нет никакого отдельного закаливания, а есть здоровый образ жизни. Но в самом закаливании, помимо температурных процедур, есть большой пласт борьбы с микробами, который я про себя называю борьбой со стерильностью, потому что с микробами нужно как раз мириться. Этот мир очень густо населён, и если мы кого-то не видим, это не значит, что его нет, врагов же и «чужих» среди нас значительно меньше, чем мы полагаем. Есть такой чудесный фантастический роман, где на одной планете часть людей живёт в цивилизованном «Периметре» и борется с дикими животными, а часть – в лесу, и ни с кем не борется. В итоге, чтобы разрулить все эти ситуации, оказывается нужен человек не с этой планеты. И выясняется, что врагов себе они сделали сами своим страхом и ненавистью. Так и мы – чем больше в нас страха и ненависти, тем больше мы все пространство вокруг себя превращаем во врагов. Потому что мы не учитываем всех своих тонких энергий, которыми мы формируем свой мир или разрушаем его, заселяем хищниками, паразитами. Есть такой анекдот, что с первым ребенком соска кипятится, со вторым – моется под краном, с третьим – вытирается об юбку и с четвертым – отряхивается, и вот четвертый-то максимально здоров. Он об этом. Так что закаливание ближе к мировоззрению в моем случае.

— Уместна ли аналогия между театральным тренингом и своего рода «психическим закаливанием» ?

— Конечно, это очень красивая метафора, мне она в голову не приходила, но буду пользоваться. Любой тренинг – это своего рода закаливание. Театральный тренинг тем и хорош, что он перетряхивает тебя в поисках необходимого материала, а, перетряхивая себя, находишь там много интересного – и такого, и сякого.

— Вы же еще и подводный фотограф?

— Да, изобретатель собственной методики обучения плаванию — «Портфолио-тренинг». Это когда фотографирование под водой даётся в качестве упражнения. Необходимость задержки дыхания в этом случае объяснений не требует – иначе кадр не получится. «Моделям» на выдохе приходится замирать в разных позах относительно эмоциональной актёрской задачи, что трудно даже непрофессионалам, а в руках-то ещё и реквизит! И так в борьбе с собственным выдохом, задачей и уплывающим реквизитом человек забывает, что раньше он боялся просто погрузить лицо в воду. Ведь когда нам вода в нос под водой заливается? Когда мы его морщим, напрягаясь и надувая щёки. А зачем – там же воздух, и он не даёт воде заливаться в нос. И вот об этих ошибках, вроде сморщенного носа во время съемок, человек уже не помнит – его внимание перемещено. Очень действенная штука. Сейчас портфолио-тренинг зафиксирован как продукт мастера.

— Вы и роды в воде. А вы когда-нибудь принимали роды ребенка-инвалида ?

— Нет.

— Но что-то бы Вы могли сказать родителям в этот момент?

— Наверное, мне везёт, но родители, которые обращаются ко мне, уже давно любят этого ребёнка.

У нас в бассейне несколько программ: аквапренатальная подготовка, грудничковое и детское плавание, в том числе для детей существует реабилитационное направление, в котором принимают участие дети-дауны и детки с ДЦП, мы называем это «группа особых деток». Как правило, они быстрее схватывают, лучше дышат и ныряют, а родители – готовы на любые подвиги, так как понимают, что могут только больше и лучше – им некуда отступать.

 — Какую же из ваших многочисленных специализаций можно взять за базис, за основу?

— Тема беременности, рождения и психофизического развития новорождённых, пожалуй, самая базовая в моей жизни. Потому что, я считаю – это эволюционно значимо. Как и осознанное родительство. И знаете, совсем недавно мне стало понятно, что всё это вместе – и есть театр, и праздник преображения. Когда ты превращаешь процесс в праздник, пусть трудный, пусть разрушается и вновь собирается мир, пусть со слезами, но даже слезы благодарный организм воспримет как инсайт, как праздничное потрясение. Эта технология праздника работает с любым человеческим существом, и когда ты творишь праздник внутри, жизнь поворачивается к тебе удивительной, праздничной стороной. Повышается твое доверие к миру — и ты тут же находишь и основы для этого доверия. И чем больше ты опираешься на мир, тем больше ты, в свою очередь ты готов его подпирать. Не из сострадания, а потому что тут непорядок, а мир на тебя рассчитывает. И потому, что чем бы ты ни занимался – всё оказывается едино, потому так интересно учиться и открывать новые грани и возможности единого, каким бы образом ни было уготовано тебе его познавать.

Автор: Алёна Михайлова



There is 1 comment

Add yours
  1. Елена

    Двумя руками за! Хорошо сказано! Подсознательно я живу с "непорядками и подпираю мир как могу" уже много лет. То же история -дочка с ДЦП (3гр). Жалеть много нельзя, и отчаиваться не надо, в реальность все равно приходится окунаться. Моя дочь закончила спецшколу, техникум, институт. (Спасибо, что дали возможность учиться на бюджете). Теперь сама работает с инвалидами. Дома ее не удержишь — все время -дела, дела. Жить таким непросто- надо везде отстаивать свое право быть не такой, неидеальной.


Post a new comment

*