Более двадцати лет назад карагандинский художник Карипбек Куюков стал символом начала антиядерной эпохи Казахстана. Его картины выставлены в частных и государственных коллекциях Америки, Японии, Германии. Карипбек Куюков родился недалеко от территории, где располагался Семипалатинский ядерный полигон. Родился без рук. Свои полотна он пишет, держа кисть зубами или пальцами ног…
Человек небольшого роста, без рук, подходит к холсту, берет кисть зубами, начинает писать картину. Голубое небо, зеленая трава, чистая, сверкающая река струится с горы, а в ней плескается голенький карапуз. Счастливая мать наслаждается идиллией и окружающей красотой. Эта картина — мечта художника, человека, родившегося на земле Егиндыбулака, что в Карагандинской области, отравленной близостью с полигоном. Художник всматривается в только что написанную картину и мечтательно улыбается. Слезы наворачиваются невольно. Но не от жалости. Только не от нее…
Поселок Егиндыбулак Карагандинской области — один из регионов, пострадавших от близости к Семипалатинскому испытательному ядерному полигону. Располагается максимум в 200 км от полигона. Старожилы и люди средних лет прекрасно помнят эти взрывы, ужасающие ядерные «грибы», вздымающиеся под самое небо. Родится не одно поколение, пока эта земля снова возродится к жизни.
…В ту минуту, когда мама Карипбека увидела своего только что родившегося сына, она поняла — и до ее семьи дошла беда. У кого-то дети рождались психически нездоровыми, у кого-то — с врожденными лейкозами, а кто-то вообще не мог родить. До этого только взрывы, от которых содрогалась и ныла земля, пропадали птицы, да появляющиеся в небе сразу после них «кукурузники» напоминали людям — совсем рядом таится нечто страшное. И от этого страдала почти каждая семья. Карипбек родился без рук. Это — отзвук циничного, бесчеловечного эксперимента.
Совсем маленьким Карипбека забрали в Алма-Ату в институт протезирования, затем такой же институт в Ленинграде, школа-интернат для детей-инвалидов. Однажды воспитательница дала детям цветные карандаши, чтобы они с пользой провели время. Семилетний Карипбек взял карандаш пальцами ног и попробовал что-то нарисовать. Сначала получалось не очень хорошо… Потом пришли краски. Оказалось, что писать намного легче, когда держишь кисть в зубах, особенно когда пишешь маслом.
Его первая серьезная картина, написанная уже после возвращения на родину, называется «Первый взрыв». Ужасающий ядерный гриб поднимается к небу, а вокруг — выжженная степь, черное небо, холодные звезды… Так Карипбек Куюков понял: его призвание — быть художником.
В 18 лет он возвращается в Казахстан.
— К этому времени я совсем забыл родной язык, — вспоминает художник. — Совсем забыл родной аул. Оказалось, что наши степи такие просторные! В Ленинграде за много лет я привык к казенным стенам, высоким заборам. А тут мне открылся совсем другой мир, я будто заново родился…
Приехав в свое село, Карипбек удивился разнице между городом, его близлежащими районами и аулом. Тяжелый воздух, черный снег, больные изможденные люди. Подъезжая к дому, увидел пасущегося теленка с шестью ногами. Потом отец рассказал ему, что время от времени на протяжении десятков лет в ауле случаются землетрясения. Людям не говорили, почему в степной Сары-Арке возникали подземные толчки. Не объясняли, почему в аулах высок уровень смертности, рождаются мутанты, молодые женщины не могут забеременеть, а хронические болезни преследуют человека с самого рождения. Никто ничего никогда не говорил. Люди к этому привыкли и считали это нормой жизни.
Несмотря на отсутствие информации, Карипбек пишет письмо к Олжасу Сулейменову. Лидер движения «Невада-Семипалатинск» приглашает юного художника на телемост «Алма-Ата — Хиросима», организованный к 45-летию ядерной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. После этого знаменитого телемоста Карипбека приглашают с выставкой в Японию. Потом были нашумевшие выставки в США, Германии, Турции, Китае. Люди разных национальностей и рас всегда одинаково реагировали на эти картины. Трепет. Слезы. Ужас от того, какая трагедия настигла казахскую землю. Надежда… И еще раз Надежда…
Новые ощущения и впечатления давали новые сюжеты для картин… Юный художник все писал и писал дни напролет, сидя перед самодельным мольбертом, сжимая кисточку пальцами ног. Начались проблемы с позвоночником. Ему запретили сидеть. Надев на себя корсет, он взял кисть в зубы.
Он точно не знает, сколько у него картин.
— Масляных, наверное, около пятисот. Много акварельных этюдов, карандашных рисунков, графики, рисунков тушью. У меня осталась небольшая часть картин, остальные находятся в частных и государственных коллекциях в тех странах, где я был, — отвечает Карипбек.
Когда я искала координаты художника в Караганде, где он сейчас проживает, карагандинский искусствовед Наталья Иванина сказала: «Поговорите с ним. Он светлый человек. Таких мало»… Посмотрите на его картины. Несмотря ни на что, в них больше ярких, живых красок, чем грустных. В них — его огромное желание помочь родной земле возродиться.
— Я был участником Марша мира, организованного в свое время движением «Невада-Семипалатинск», — рассказывает художник. — С Маршем мира мы дошли пешком до полигона. Здесь я увидел картину, которая останется в моей памяти на всю жизнь. Один престарелый американец, участник марша, неожиданно упал на колени и со слезами начал целовать землю и что-то говорить. Я спросил у переводчика, о чем так слезно говорит этот человек. «Прости нас, земля, за то, что мы с тобой сотворили» — услышал я…
Прошло 23 года с тех пор, как мир узнал этого человека. «Ты — наш главный миссионер», — говорил ему когда-то Олжас Сулейменов. Картины не приносят Карипбеку прибыли. В основном он их дарит друзьям, родным. На деньги от картин, которые его друзья буквально заставили в свое время продать в США, он покупал медикаменты и игрушки детям родного Егиндыбулака. Да, он миссионер.
Сегодня он живет в скромной маленькой квартире в Караганде. Уют и чистота делают честь художнику. Четыре года назад отец подарил ему компьютер. Художник самостоятельно его освоил, создает анимации, слайды, научился работать в программах верстки, компьютерного рисования и дизайна. Так, недавно проиллюстрировал книгу одного карагандинского автора.
Интернет открыл для него новый мир — благодаря этому нашел своих одноклассников, которые сейчас живут в разных странах, и новых друзей. Благодаря Сети его недавно отыскали энтузиасты в России и издали настенный календарь с его фото, работами и биографией. Вышла на него Ассоциация художников, которые рисуют ногами и ртом из Швейцарии. Вроде хотят платить Карипбеку стипендию.
Карипбек ловко маневрирует ногами компьютерной «мышкой», а тексты набирает, держа в зубах ложку с длинным черенком и стуча ею по виртуальной клавиатуре. Недавно узнал, что в России изобрели специальную ножную «мышь» для инвалидов. Стал узнавать, но цена оказалась неподъемной. Да и компьютер стал «подвисать», нужен помощнее для создания художественных произведений, которые стали его новым увлечением. На его странице в соцсети размещен созданный им анимационный ролик «Полигон». Посмотрите его. Это молитва. За нас.
Есть у Карипбека мечта. Он планирует написать книгу. Не о себе.
— Может, кому-то будет интересно, — говорит Карипбек. — Знаете, я часто вижу молодых ребят, у них есть все — здоровье, руки, ноги, но они ждут, что за них проблемы будут решать их родители, хотят, чтобы у них появилось все сразу. А если этого нет, начинают совершать ошибки. Я всегда говорю молодым — человек должен сам сделать что-то в этой жизни, и чем больше судьба его испытывает на прочность, тем сильнее он должен сопротивляться. Иной раз я сам удивляюсь, как я мог выдержать, выстоять. Прочитав мою книгу о том, как я находил выходы из сложных ситуаций, может, кто-нибудь поймет меня и не станет делать ошибок, а будет искать верное решение и скажет — да, как мало нужно человеку для счастья…
«Я крепко стою на ногах и держусь зубами за жизнь», — это девиз Карипбека. Он держится, хотя здоровье, бывает, подводит — зрение падает, спина оттого, что приходится управлять компьютерной мышью ногами, болит, давление скачет… Его разрушить хотел Полигон. А он уцелел. И душу сберег. И сердце открытым оставил. Он — это послание человечеству о том, что от нашей воли зависит, будет ли у этого мира будущее…
Лаура ТУСУПБЕКОВА
Источник: Сайт газеты «Казахстанская правда»
Похожие статьи