Какой планшет поможет аутисту?

1

Что ребенок с аутизмом может быть очень неплохим специалистом в компьютерной сфере, я случайно выяснила на занятиях мультипликацией. Ведущая занятий мультстудии центра реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир» Милана Сафонова рассказала, что многие дети с аутизмом сами осваивают монтажные программы. Оказалось, что зарубежные компании-разработчики детских игровых приложений и программ-коммуникаторов уже давно учли технические наклонности детей с аутизмом и предлагают для них широкий спектр разнообразного софта. Его постоянно пополняющуюся подборку можно найти, например, в жж-сообществе special-ipad. Особое внимание при этом стоит обратить на невербальные игры – ведь, к сожалению, большинство из англоязычных программ, которые можно найти, к примеру, в autism-apps на Itunes не переведено на русский. Эту задачу в скором времени планирует исправить отечественная компания IndigoKids, разрабатывающая совместно с Межрегиональной общественной организацией помощи детям с особенностями психоречевого развития и их семьям «Дорога в мир» коммуникатор на русском языке.

Насколько это актуально для ребенка с аутизмом рассказывает Анастасия Рязанова (психолог, руководитель Программы «Пространство общения»):

— Здорово, что у нас в стране возник интерес к этой области, появилась идея создать специальные программы, которые позволят детям с трудностями в коммуникации общаться с другими людьми, используя специальное оборудование. Для нас это признак того, что общество поворачивается лицом к людям с особенностями развития. Многие ребята с аутизмом имеют выраженные трудности не только с устной речью, но и с другими выразительными средствами (мимикой и жестами), т.е. там, где другой ребенок воспользуется указательным жестом, мимикой покажет свое желание или отношение, ребенок с аутизмом может оказаться «безмолвным». Конечно, человеку с аутизмом необходимо специальное обучение навыкам коммуникации, и , конечно, умению говорить. Но, несмотря на все усилия, некоторые ребята, никогда не смогут овладеть обычной устной речью, а значит, что необходимо искать другие, «обходные пути».

К тому же, многие люди с расстройствами аутистического спектра испытывают интерес к различным техническим устройствам, в том числе телефонам, коммуникаторам, компьютерам, и легко овладевают ими. Поэтому обучение общению с помощью технических устройств, использование их человеком с аутизмом, с одной стороны, часто лежит в области его естественного интересов и увлечений (а значит, что он быстрее сможет учиться), с другой стороны, существенно расширяет его возможности выразить себя в самых различных ситуациях. Например, с помощью коммуникатора такой ребенок может сообщить о потребности или желании, выразить просьбу, отношение, прокомментировать происходящее и обменяться впечатлениями с другими детьми и взрослыми и стать интересным партнером по игре и собеседником. При этом важно, чтобы обучение коммуникации с помощью специальных технических устройств, стало частью большого блока работы по развитию общения, который, в частности включает развитие эмоционального контакта, обучения взаимодействию и передаче сообщений с помощью картинок, а затем и овладение специальным техническим средством.

— Как вы пришли к сотрудничеству с компанией-разработчиком детских развивающих приложений и как происходит взаимодействие?

— Это был обоюдный интерес. Специалисты IK приехали к нам, чтобы познакомиться с детьми и их родителями, узнать, что нравится этим детям, что они предпочитают, как воспринимают мир, на что обращают внимание, а также  как устроена жизнь ребенка и его семьи и каковы основные жизненные потребности. В общем, речь шла об очень практических, повседневных вещах и о том, что нужно сделать, чтобы ребенок приобретал полезные функциональные навыки. Родители и специалисты считают, что использование технического устройства для коммуникации предоставляет много возможностей : его удобно носить с собой, в нем может храниться большой объем самих картинок (значительно больший, чем в альбоме), можно использовать функцию озвучивания визуальных сообщений ( будь то отдельные слова или развернутые сложные предложения), т.е. это своего рода язык, который всегда с собой и позволяет общаться.

На сегодня альтернативная и аугментативная коммуникация еще достаточно новое направление в специальном образовании в России, здесь мы используем опыт наших европейских и американских коллег, которые работают в этой области уже много лет. В частности,   существуют международные и национальные общества альтернативной и аугментативной коммуникации, созданы различные коммуникативные и языковые системы, учитывающие особенности людей с самыми разными функциональными нарушениями. А также очень важно, что в этих странах это повсеместно используется в системе образования. Для России прежде всего необходимо как можно быстрее наладить систематическое обучение специалистов и ввести стандарты практической работы — а конечной целью этого процесса будет улучшение качества жизни человека с нарушениями коммуникации, в частности с аутизмом.

Для людей с аутизмом рекомендованы именно планшетные компьютеры: iPad интуитивно понятен и не так сложен, как работа, к примеру, с мышкой. Поэтому он доступен и малышам. Однако, программы для детей с особыми потребностями все же должны быть несколько иными, чем просто для маленьких. Здесь рекомендован более упрощенный интерфейс, звуковое и визуальное оформление – лаконичнее, приглушенней (у людей с аутизмом обычно наблюдается негативная реакция на громкие звуки). Возможности ошибок в играх должны быть минимизированы – в данной ситуации дети переживают неудачи сильнее, а могут и вовсе потерять интерес.

Андрей Грачев, разработчик компании IndigoKids, передает свои впечатления о детях с проблемами аутистического спектра

— Общаться со взрослыми и высказывать свои мысли желания им проще через экран. Мы продумали интерфейс, на котором имеются заготовки для наиболее распространенных фраз (Мне интересно … я хочу …. Я не хочу … итд).
Справа на экране — кнопки для нажатия, не для перетаскивания. Это односложные ответы и собранные фразы, которые нет необходимости собирать каждый раз заново. На сегодня мы уже заканчиваем с интерфейсом и переходим к тестированию прототипа. Исследования доказали эффективность использования виртуальной среды для детей с аутизмом – в ней они чувствуют себя самостоятельными и способны развиваться без постоянного контроля и поддержки, что положительно сказывается на самооценке и повышает мотивацию к развитию.

 



There are no comments

Add yours

*