Отужинать в ресторане, сидя в инвалидной коляске? Еще несколько лет назад решить эту задачу было едва ли не так же сложно, как доказать теорему Ферма. Некоторые хозяева, увы, и нынче не жалуют людей с ограниченными возможностями в своих заведениях, цинично аргументируя: «Вы нам портите имидж!» Впрочем, если даже и жалуют, то путь к столику частенько бывает заказан. Ведь понятие «безбарьерная среда» пока еще не стало таким же безусловным атрибутом, как чистые минские улицы. Представители Республиканской ассоциации инвалидов–«колясочников», пытаясь привлечь внимание к проблеме, показали корреспондентам «СБ» идеальное для них придорожное кафе.
Правду говорят, понять все проблемы людей с ограниченными возможностями может лишь тот, кто сам оказался в инвалидной коляске. Неудивительно, что при недавнем строительстве придорожной точки общественного питания в городском поселке Паричи, что аккурат между Бобруйском и Светлогорском — у трассы, по которой белорусы издавна ездили на машинах на украинские курорты, — просчитали едва ли не каждую мелочь. Дело в том, что как у менеджера Сергея Пискуна, так и у управляющего Ивана Короткевича серьезные проблемы с опорно–двигательным аппаратом. Разница одна: Сергей передвигается при помощи коляски, Иван обходится без нее…
В своих родных Паричах вот уже два года — после неудачного падения с крыши строящегося гаража — Сергею, по его словам, сложно попасть в сельсовет, больницу и ряд магазинов. До проблем инвалидов–«колясочников» там дела явно не было и нет, как и нет ни пандуса, ни подъемника. Инфраструктура, доступная «колясочнику» Пискуну, — это отделение банка, одна из торговых точек, а с недавнего времени — и собственное рабочее место.
Казалось бы, в помещении и интерьере кафе нет ничего сверхъестественного. Такого, что должно значительно удорожать проект. Однако к дверям ведут не ступеньки, а лишь одна приступочка. Столики расставлены так, что проедет и инвалидная коляска. Заезды в туалет и душ — широкие. Специальные поручни — предусмотрены. В ванной комнате не хватает разве что специального привинченного к стене откидного стульчика… А необходимые габариты соблюдены даже в служебном помещении.
— Пока нет доступа на второй этаж, где будет несколько гостиничных номеров, бильярдная, но это дело времени, — говорит о редких «минусах» Сергей.
На кафе в Паричах Республиканская ассоциация инвалидов–«колясочников» обратила внимание неспроста. Результаты собственного мониторинга доступности для лиц с ограниченными возможностями ресторанчиков, кафешек и харчевен оказались неутешительными. Конечно, за последние годы ситуация значительно изменилась в лучшую сторону. Но вдоль центральной трассы Брест — Москва лишь 7 заведений общепита признаны ассоциацией полностью «безбарьерными», двенадцать — частично. 47 заявленным инвалидами требованиям, увы, не соответствовали. Вдоль магистрали Одесса — Санкт–Петербург картина еще более унылая. Отличную оценку получило лишь кафе «Быховчанка». Единственное из дюжины… Представитель ассоциации Анна Шумак уточняет: основные параметры, на которые обращали внимание — это стоянка для авто, удобные подъезды к входу и собственно сам вход, а также возможность доступа в туалет.
— Добавляли и примечания. Скажем, указывали, если был доступен душ. Но более–менее нормальный душ — это редкость… Измеряли ширину дверного проема. Бывает, что дверь, в принципе, узкая, но есть возможность открыть ее вторую створку — писали и об этом.
Не надо думать, будто инвалиды обречены на вечную тоску в четырех стенах и не кажут носа из собственного дома. Нет и нет. Многие на месте не сидят. Ведут активный образ жизни и разъезжают на авто.
— Кроме того, к нам приезжает очень много иностранцев. Возникла проблема: в дороге нужно есть, хотя бы выпить чая, заправить автомобиль, сходить в туалет. Как это сделать? Обычно происходило так: приезжаешь на заправку и стараешься высмотреть, кто бы мог тебе помочь. Только каждый ли поймет, чего от него хотят? Проблему надо было решать. Вначале на некоторых АЗС пытались внедрить особую кнопку для вызова оператора. Но толком из затеи ничего не вышло. Рассмотрели другой вариант: развесить на видных и доступных для инвалидов местах таблички формата А4 на русском и английском языках: «Если вам нужна помощь, позвоните по такому–то номеру». Первым, с кем мы договорились, была «Белоруснефть». Точно такие же листовки решили разработать и для придорожного сервиса. К работе по их распространению подключили дорожные службы и бобруйский мотоклуб «Ночные волки».
Такую табличку при нас разместили и на окнах придорожного кафе в деревне Паричи. Напоследок у его руководителей я поинтересовался: стоит ли игра свеч? Впрочем, сразу понял, что и сам поддался стереотипам и сказал глупость… Ну и пусть Анна была лишь второй посетительницей кафе в коляске. В цивилизованном мире помогать инвалидам — дело общепринятое, само собой разумеющееся. А у нас… Конечно, в отсутствии отзывчивости простых людей не обвинишь. Как правило, выйдут и помогут. Но для некоторых предпринимателей, похоже, экономические расчеты давно подавили имиджевые и социальные. «Я одного не могу понять, — сокрушается Анна Шумак. — Как у владельцев придорожных кафе порой получается обходить строительные нормы? Кто выдает им разрешения на ввод зданий в эксплуатацию? Проблему решаю так: прошу книгу замечаний и предложений, но не выплескиваю весь негатив, а делаю восторженную запись следующего характера: мол, все у вас замечательно, но если бы немного поменять то–то и то–то, было бы вообще идеально. А в конце добавляю: если вдруг решите сделать пандус, обратитесь, пожалуйста, к нам за консультацией. И такой подход располагает, действительно потом обращаются».
Компетентно
Сергей Леончик, начальник отдела сохранности автомобильных дорог и придорожного сервиса Министерства транспорта и коммуникаций:
— Есть постановление Правительства, регулирующее все основные требования, которым должны соответствовать объекты придорожного сервиса на республиканских автомобильных дорогах: по архитектурному обустройству, месту размещения. Три года назад по нашей инициативе туда были включены обязательные требования по созданию элементов безбарьерной среды — наличие специально обозначенных парковочных мест, возможность доступа в здание, а также беспрепятственного перемещения как внутри его, так и по территории. Автозаправочные станции, ко всему прочему, должны быть снабжены устройством вызова оператора. Объекты придорожного сервиса — отапливаемым санитарно–бытовым помещением для посетителей, которое могут использовать и люди с ограниченными возможностями. Ежегодно в эксплуатацию вводятся около 20 АЗС, примерно 30 кафе, 3 — 4 охраняемые стоянки, 5 станций технического обслуживания, магазины.
Фото Александра Стадуба
deu@sb.by
Советская Белоруссия №147 (24528). Среда, 6 августа 2014 года
Автор публикации: Дмитрий УМПИРОВИЧ
Похожие статьи