Неделю назад стало известно, что третье место на праймериз Общероссийского народного фронта (ОНФ) в Москве занял лидер общественной организации инвалидов «Стратегия» Владимир Крупенников.
Политический успех стал логичным продолжением его бурной гражданской активности. В биографии Крупенникова вслед за инвалидностью I группы — высшие спортивные достижения, покорение горных пиков и сложнейшие туристические маршруты, 2 высших образования и крайне успешные социальные проекты. Сейчас он отстаивает права инвалидов в Общественной палате РФ и в Общественном совете Москвы. Тем же собирается заниматься и в политике.
— Что вы собираетесь делать в большой политике? Как использовать свою победу?
— То же самое, что я делаю в Общественном совете, в Общественной палате. Если все-таки попаду в Госдуму, у меня будет больше возможностей отстаивать те идеи, проекты, права инвалидов, которые я сейчас отстаиваю в Общественной палате. Госдума — это уже, конечно, более высокий уровень, новые, более эффективные рычаги воздействия. Но я не собираюсь брать на себя какие-то невыполнимые обязательства. То, чем я могу быть полезен инвалидам и остальным слабо защищенным социальным группам общества, я буду делать.
— Что сподвигло Вас уйти из профессионального спорта и альпинизма в общественную деятельность?
— Хотя я с 5 лет занимаюсь спортом, он никогда не стоял для меня во главе угла. Это было, скорее, хобби. Профессиональное развитие всегда было приоритетом. Я закончил французскую спецшколу, потом учился в химическом институте (МИТХТ им. Ломоносова), после армии уже с инвалидностью окончил математический факультет (МГСГИ по специальности прикладная математика, информационные технологии). В конце 90-х накопились мысли, наработки о том, что нужно сделать в первую очередь, чтобы помочь инвалидам в России. Моя дипломная работа в университете была посвящена дистанционному компьютерному образованию инвалидов. А общественная деятельность началась с создания вместе с несколькими единомышленниками общественной организации инвалидов «Стратегия».
Мы сразу занялись направлением дистанционного образования инвалидов и их трудоустройства в области IT-технологий. В то время об этом только начинали говорить. В 1999 году Интернет в России был в зачаточной стадии. Все еще сидели на модемной связи. Но, видя, как развивается Сеть в Америке и Европе, мы понимали, что, может быть, лет через 5 Интернет станет доступным всем. К этому моменту нужно было придумать, как развить систему дистанционного компьютерного образования для инвалидов.
Сначала мы пытались сами как-то этим заниматься: мониторили, как инвалиды владеют компьютерными технологиями. Поняли, что среди них есть много заинтересованных людей и больших профессионалов. То есть запрос был. Я устроился работать на факультет ВМК им. Ломоносова. Там совместно с профессором Сухомлиным мы занялись созданием системы дистанционного электронного образования инвалидов. Понятно, что инвалиду очень тяжело ездить куда-то обучаться, и дистанционное образование зачастую является для него самым удобным вариантом.
— Какие самые острые проблемы, с которыми инвалиды сталкиваются в Москве?
— Во-первых, это проблема обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации. Во-вторых, те же проблемы образования и трудоустройства.
Важной является проблема использования личного транспорта. В 2005 году 122-й закон исключил из перечня технических средств реабилитации инвалидов автомобиль. Это было для многих катастрофой. Инвалиды не только перестали бесплатно получать автомобиль или компенсацию за него, — рухнула система автошкол для инвалидов. Ее и раньше-то как таковой не было, но после 2005 года этим вопросом вообще перестали задаваться. Плюс к этому — проблема установки ручного управления на автомобили. Сейчас есть фирмы, которые этим занимаются, но появляется проблема с сертификацией. Каждое ручное управление должно пройти экспертизу, быть протестировано в ГАИ. В общем, сложнейший бюрократический процесс. Если у инвалида нет помощников, то это практически невыполнимо. В итоге 90% инвалидов-водителей, по сути дела, ездят на автомобилях с незарегистрированными системами ручного управления. Они становятся мишенью для недобросовестных представителей ГАИ.
Актуальна проблема парковки для инвалидов. Все парковочные места, предназначенные для людей с инвалидностью, в Москве забиты. На недавней встрече с президентом Медведевым, мне удалось убедить его, что необходимо кардинально увеличить штрафы за парковку на местах для инвалидов. Вышел закон, увеличивающий этот штраф до 5 тысяч рублей. До 50 тысяч рублей увеличился штраф для хозяев парковок, на которых не предусмотрены места для инвалидов и на которых их количество не соответствует принятым нормам. Парковочных мест для инвалидов должно быть 7% от общего числа мест на стоянке, но не менее одного.
— Какие-то подвижки, прогресс в решении проблем инвалидов чувствуются?
Да, чувствуется. Особенно в Москве. Со столичным правительством легко работать. Они много делают для инвалидов и учитывают наши предложения, пожелания. Это нормально. Мы идем по пути цивилизованного европейского города.
Например, «Стратегия» совместно с правительством Москвы уже 3-ий год работает над проектом электронной интерактивной Карты доступности городских объектов для инвалидов. На ней любой пользователь может увидеть и оценить степень доступности городских объектов: поликлиник, детских садов, школ, музеев, торговых центров и т.д. в плане передвижения инвалидов на колясках, глухих, слепых людей. Если пользователь замечает на этой карте какие-то расхождения с реальностью, он может в интерактивной форме отредактировать информацию. Или же добавить на карту новый объект и информацию о нем.
Доступность городского транспорта для инвалидов – тоже проблема. Над этим мы работаем. Я знаю, что городские власти очень активно изучает опыт зарубежных стран по адаптации метро для инвалидов. Сейчас рассматривается вариант приспособления под лифтовые пространства шахт, через которые при строительстве метро выгребали грунт на поверхность. Многие из этих шахт просто законсервированы и никак не используются. Там, где они находятся поблизости от вестибюлей станций, возможно, появятся лифты для инвалидов.
— А есть неразрешимые проблемы?
Остается проблема формирования доброжелательного отношения общества. К сожалению, люди в России зачастую агрессивны по отношению к инвалидам. Попробуйте на костылях или в инвалидной коляске попробовать пройти где-нибудь без очереди, сразу почувствуете эту агрессию. В Европе все не так. Я недавно встал в общую очередь в супермаркете во Франции. А там был значок у кассы «Приоритет для инвалидов». В очереди были и бабушки, и женщины с грудными детьми. Они стали все передо мной извиняться: «Извините-извините! Мы не заметили, проходите вперед». Я отвечаю: «Да, я не тороплюсь». А они ни в какую, так у них положено и все! Никогда в жизни там никому в голову не придет припарковаться на инвалидном месте. Да и вообще отношение общества к инвалидам там уважительное.
Люди в России, видя на улице инвалида, отворачиваются. Как будто боятся заразиться инвалидностью. Когда здоровый человек в нашей стране, не дай бог, становится инвалидом, он испытывает тяжелейшую депрессию. Вспоминает, как он относился к инвалидам, с какой отчужденностью, и понимает, что к нему теперь все так же будут относится, смотреть таким же волком. Поэтому многие, в зрелом возрасте став инвалидами, просто боятся выходить на улицу.
Это проблема отсутствия культуры общения с инвалидами. Ее, как и любую другую культуру, надо воспитывать с детства. Важную роль здесь играет инклюзивное образование, совместные походы, праздники, общение. Это нужно даже не столько инвалидам, сколько здоровым детям. Когда дети с начальных классов общаются с инвалидами, понимают, как им тяжело жить, как им нужна помощь, вряд ли они будут вести себя неуважительно в будущем.
Формирование культуры — это задача еще и СМИ, социальной рекламы. Необходимо рассказывать жизнеутверждающие истории, показывать людей-инвалидов, которые живут полной жизнью, многого добились. Важно, чтобы инвалиды понимали, что не обязательно запираться дома или попрошайничать в метро. Есть другой путь.
Похожие статьи