Всего за пару лет, прошедших с момента приобретения первого велосипеда с ручным приводом, Андрей Ширяев сумел стать двукратным чемпионом России и выиграть множество других, в том числе европейских соревнований. О том, что такое хендбайк и почему его надо популяризовать в России – в интервью со спортсменом
-Как Вы стали заниматься именно этим видом спорта? Почему именно этот вид спорта?
-Раньше занимался спортивным ориентированием, немного баскетболом и монолыжей (это адаптивный вид горнолыжного спорта). Меня привлек этот вид передвижения по нескольким причинам. Во-первых, до травмы много и с радостью катался на обыкновенном велосипеде, чем занимался и мой дедушка, и многие в моей семье. Во-вторых, я люблю природу, ее красоты, и созерцать это, на мой субъективный взгляд, лучше всего именно на велосипеде. И, конечно, это невероятное ощущение свободы и полета при передвижении на байке в любом исполнении.
Все началось с того, что я купил старенький хэндбайк, покатался пару дней, после чего ощутил положительную динамику самочувствия, и решил, что это «мое». Еще через два месяца заявился на участие в небольшом соревновании, которое , как и ожидалось, благополучно проиграл, но получил интересный опыт и увидел границы человеческих возможностей (на стартовой линии рядом со мной стоял победитель Параолимпийских игр в Лондоне в моей категории). На следующий год был заявлен на еще одни соревнования и так пошло далее.
-Расскажите подробнее о самих хэндбайках.
-Существует два вида хэндбайков: первый — самый простой и мобильный вариант – это так называемая велоприставка (рис. 1), монтирующаяся к уже имеющейся коляске и приводимая в движение руками (для более быстрого и комфортного передвижения на дистанции 1-15км). Второй тип — полноценные хэндбайки – это самостоятельные трех-колесные конструкции, приводимые в движение также руками, но позволяющие приложить несравнимо большее усилие (рис. 2). Поворот ведущего переднего колеса осуществляется за счет наклона вилки колеса в ту или иную сторону.
Рис. 1 Рис. 2Впервые в 2004г. хэндбайк входит в состав Параолимпийских игр в Афинах, чем привлекает множество людей с дисфункциями ног заниматься этим видом спорта. Так, например, на Берлинском марафоне ежегодно с 2009г. Стартует уже около 200-х хэндбайков, лучшие преодолевает 42км за 1 час, что достаточно быстро даже для любительских категорий велоспорта у здоровых..
Первой и до сих пор единственной участницей Паралимпийских игр от России стала Светлана Москович в 2012 году в Лондоне. Она получила бронзу в гонке с раздельным стартом.
В настоящее время хэндбайк как спорт разделен на 10 классов (5 мужских и 5 женских), поэтому каждый сможет участвовать и выигрывать. Буду рад помочь всем, кто видит силы заниматься этим ментальным видом спорта.
-У Вас много заслуг за довольно короткое время. Что самое сложное в победе в хендбайке?
-Заслуг у меня, к сожалению, крайне мало. А все то, о чем вы наслышаны — лишь признак того, что список участников пока весьма немногочислен.
Самое сложное в этом виде спорта — терпение в ожидании улучшения собственных результатов, каждодневная работа по тренировочному плану, самодисциплина, с чем, до сих пор имею проблемы.
Но, когда получаешь удовольствие просто катаясь, рассматривая жизнь в новых городах, на новых полях и лесах, обогнав руками в горку в дождь здорового велосипедиста-любителя, то внутренние силы и стремление вперед также увеличиваются, и вот в один день ты забираешься на очередную горку на 0,5 км/ч быстрее, показав для себя новый предел мощности. И как это может не радовать?
Ведь далее внутренние силы можно тратить не только на велоспорт, а 10% на что-нибудь полезное для других. Вдруг кто-то тоже захочет больше проводить время за рулем велосипеда?
-Какие сложности в этом виде спорта?
-Как и в любом виде спорта на выносливость, во главе всего стоит последовательность и регулярность тренировок. Порой приходится выдавливать из себя мотивацию, чтобы отправиться на тренировку в плохую погоду или при не очень бодром настроении. Но нелегко только на первые 10-15 минут, далее драйв и эмоции перекрывают любые сомнения.
-Как проходят Ваши тренировки?
-По заранее расписанному тренером на месяц вперед плану, 6 или 5 дней в неделю, по одной или иногда две тренировки в день. При сильно некомфортной погоде, тренировка проходит в помещении на станке. Это такое приспособление, которое крепится к ведущему колесу велосипеда и симулирует нагрузку на нем.
Хотел бы отдельно поблагодарить за поддержку в первую очередь своих родителей, а так же велошколу ФСО Юность-Москвы и паравелокоманду Армада.
-К чему сейчас готовитесь, к каким соревнованиям, новым высотам?
-Готовлюсь к преодолению дистанции в 170км из Москвы в Тверь, при которой, в рамках развития Хэндбайк-спорта в стране, буду «преследовать» мировую велосипедную легенду австрийца Вольфганга Фашинга, который устанавливает мировой рекорд на время прохождения сверхдлинного расстояния в одиночку на велосипеде из Владивостока в Санкт-Петербург в рамках проекта RussiaC2C.
-Почему хендбайк пока не широко известен и распространен в России?
-Конечно, можно перечислить много причин, гипотетических и не очень, которые все и так знают. Даже обычный велосипед во многих городах РФ выглядит в глазах среднестатистического россиянина весьма инородно. А Хэндбайк? Вряд ли даже 0,1% населения представляет как он выглядит.
Давайте займемся развитием этого вида спорта и средства передвижения вместе! Например, 17.08 категория «хэндбайк» впервые включается в «стартовую сетку» Московского полумарафона, для подготовки и масс-тренировки к этому мероприятию, 10.08 организуется очередная встреча любителей Хэндбайков в Лужниках. Информация здесь.
Описание и фотографии первой встречи Вы сможете посмотреть здесь. http://invatravel.ru/2014/06/04/handbikes-in-moscow/
Сайт о хэндбайке в России: http://handbikes.ru/
Похожие статьи