Народный артист России Константин Хабенский в интервью порталу «Россия для всех» рассказал о проекте «Поколение Маугли», патриотизме и проблемах благотворительности в нашей стране.
— Константин Юрьевич, расскажите, пожалуйста, о проекте «Поколение Маугли». Почему Вы ставите спектакль именно по этому произведению? Почему такой формат — очень добрый, но весьма амбициозный…
— Проект действительно амбициозный. Два года назад он родился из студий творческого развития для детей и подростков: у студийцев стали получаться какие-то вещи, они набрали хорошую творческую форму, и мы решили, что надо это показывать. На фестивале «Оперение-2013» в Уфе провели смотр идей и возможностей наших студийцев и подумали: почему бы не сделать собственный вариант современного Маугли?
«Проект «Поколение Маугли»» состоит из спектакля и творческой активности детей в интернете. Он направлен на то, чтобы спасать тяжелобольных детей, которые являются подопечными благотворительного фонда Константина Хабенского
Вскоре пришла идея сделать проект еще и благотворительным — подключить надёжных партнеров. Компания МТС моментально откликнулась, и мы поняли, что можем работать вместе. Мы задумали и создали очень качественный проект — свет, декорации, костюмы. Детских спектаклей такого уровня в России просто нет. Получилась масштабная благотворительная история совершенно нового формата, состоящая из двух частей — театральной и виртуальной. В рамках проекта мы создали спектакль «Поколение Маугли» и творческую онлайн-площадку dobroedelo.mts.ru, на которой дети могут развивать свои способности, участвуя в творческих конкурсах. В 2014 году спектакль получил высокую оценку театрального сообщества — стал лауреатом премии имени Станиславского. Для всей нашей команды это большая победа.
— Что является самым сложным и самым приятным в работе над проектом?
— Сложность и приятность в работе совпадают. Это дети. Сложно, потому что невероятно ответственно. Я убежден: каждый ребенок талантлив от природы и от того, насколько аккуратно мы, взрослые, сбережем талант в каждом ребенке, зависит его дальнейший путь и развитие. Самое приятное в работе — видеть, как дети по-настоящему отдаются общему делу, как наши совместные усилия дают результат, и немалый — речь идет о спасении жизни человека.
— Есть что-то, чему Вас научили Ваши юные актеры?
— Я учусь у них каждый день. Расскажу историю. В канун Нового года одна из учениц творческой студии развития написала статус на своей страничке в социальной сети: «В этом году я спасла чью-то жизнь». И это тот результат, к которому мы стремимся: донести до каждого участника проекта — играет ли он на сцене, загружает ли он работы на сайт, оставляет ли он комментарии, — что его действие спасает жизнь сверстника, который борется с тяжелым заболеванием. Для меня это один из ценнейших уроков.
— Поделитесь, пожалуйста, мнением о современных российских детях. Какие они? Чем отличаются от представителей Вашего поколения, когда Вы были детьми?
— Вы знаете, не люблю сравнение «мы — они». Сравнивать — это самое бесполезное, что можно делать. Каждому времени — свои дети.
Современные дети более технически подкованы, они по-хорошему азартны и амбициозны, непосредственны и открыты. Кому-то удается сохранить эти качества, а кто-то становится настоящим взрослым.
— Вы хорошо знаете и любите историю России. Вам наверняка немало известно об истории благотворительной деятельности в нашей стране. Что такое благотворительность в современной России, на Ваш взгляд? Это дань моде, успешный проект, который беспроигрышно работает на имидж мецената? Или помогать другим — неотъемлемая потребность русской души?
— Слава богу, в России во все времена находятся люди, которые охотно откликаются и поддерживают благотворительные проекты. Которым не все равно, что будет завтра. Надо сказать, что это люди с самыми разными финансовыми возможностями. На сегодняшний день, несмотря на богатую историю, сформированной культуры благотворительности в нашем обществе пока нет. Вообще, это очень сложная задача — постепенно, не травмируя, сформировать в обществе понимание, что благотворительные фонды и организации не должны бегать с протянутой рукой, что люди должны ненавязчиво втягиваться в эту деятельность, заниматься ею так же, как чистить зубы или выезжать в отпуск — регулярно.
— Почему голливудские актеры занимаются общественной деятельностью и говорят об этом на весь мир? А мы (то есть Ваши братья по цеху) стесняемся: мол, неприлично как-то говорить про самого себя, какое я доброе дело сделал.
— Вы знаете, у меня немало коллег, которые занимаются благотворительностью: либо создают собственные фонды, либо присоединяются и помогают тем, которые уже созданы. Для западной культуры естественно, когда медийный человек использует свою узнаваемость, если хотите, популярность, для того чтобы привлечь внимание общественности к определенной проблеме. Когда известность используется, чтобы помочь человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию, — это не зазорно и не стыдно.
— Вы в рамках проекта «Поколение Маугли» плотно работали с Башкортостаном и Татарстаном. Каковы межэтнические отношения в этих республиках?
— Детям вообще чуждо слово «рознь». Уверен, они до конца не понимают смысла слова, пока не услышат его по телевизору, от взрослых. Это понятие искусственно нам навязано, в том числе и средствами массовой информации. В студиях творческого развития в Казани и Уфе занимаются дети разных возрастов, разных национальностей, и я ни разу ни от детей, ни от своих коллег не слышал, чтобы были какие-то сложности в общении или совместной работе. В творчестве нет места таким вещам.
— Как воспитать в ребенке чувство патриотизма?
— Не уверен, что существует какая-то методика воспитания чувства патриотизма. Думаю, патриотизм приходит к человеку с возрастом и опытом. Это все-таки приходит на уровне гордости и любви к своей стране, к людям.
Беседовала Алевтина Шаркова
Молодец, браво! Побольше бы таких людей в нашей стране! Патриотизм начинается с любви к ближнему!