Григорий Журавлёв: Утевский иконописец

Встречаются люди, чьи судьбы с первых шагов выходят за грань пресловутого «здравого смысла». Предузнанным Свыше еще до рождения, им, Божьим избранникам, щедрой рукой отпущен великий дар Веры. Жизнь скатертью расстилается перед ними, не нужно ни пробовать, ни искать. А только идти, не сворачивая. И славить за этот путь Того, Кто его проложил.

В старинном селе Утевка Нефтегорского района Самарской области еще сохранились места, связанные с жизнью удивительного человека — Григория Николаевича Журавлева. Паломнику есть на что посмотреть: здесь каждый встречный покажет и сохранившийся пятистенный дом на Самарской улице, 10, где прошла жизнь художника, и крест за церковной оградой на месте, где он похоронен. А рядом, в храме, — словно бы сотканные им из нездешних лучей образа.

…Проводя учет памятников культуры Сербской Православной Церкви, югославский искусствовед-реставратор Здравко Кайманович в 1963 году в сербском селении Пурачиц, близ Тулузы, обнаружил икону, которую написал утевский художник Григорий Журавлев. «Икона средних размеров, — писал исследователь, — исполнена масляными красками на доске и изображает свв. равноапостольных первоучителей словенских Кирилла и Мефодия. Святые изображены стоя со свитками в руках. И представляет собой тщательную и тонкую работу, так что я в первый момент подумал, что это работа иконописца с академическим образованием. Но текст на иконе гласил следующее: «СИЮ ИКОНУ ПИСАЛ ЗУБАМИ КРЕСТЬЯНИН ГРИГОРИЙ ЖУРАВЛЕВ СЕЛА УТЕВКИ САМАРСКОЙ ГУБЕРНИИ БЕЗРУКИЙ И БЕЗНОГИЙ ГОДА 1885, 2 ИЮЛЯ».

Через комитет по охране памятников истории и культуры республики Босния и Герцеговина он обратился с запросом в СССР и вскоре получил ответ из Государственного архива, подтверждающий авторство нашего земляка. Так узнали в России о позабытом Божьем избраннике, на котором исполнились слова св. Евангелия: «Невозможное человекам возможно Богу» (Мф. 19,25).

Родился Григорий Николаевич Журавлев в 1858 году безруким и безногим. Но, несмотря на это, очень рано пристрастился к рисованию. Выползая на культях во двор, он брал в зубы прутик и чертил им на земле фигурки животных, а потом и людей. За этим занятием его однажды застал утевский земский учитель Троицкий и поразился тому, как точно Гриша изображает увиденное. Он первым заметил в мальчике необычайный талант и стал учить его грамоте. Почерк у Григория Журавлева был великолепный — ему даже поручали переписывать протоколы экзаменов, что считалось особым знаком отличия. Да и позднее он писал за все село прошения и письма.

Будущий иконописец много читал — у него в доме со временем скопилась самая крупная в селе библиотека. В 22 года он закончил Самарскую мужскую гимназию, возвратился в Утевку и, самостоятельно изучив черчение, анатомию человека и другие необходимые художнику дисциплины, стал писать на заказ иконы. «Сработанные» им образа расходились по крестьянским домам. Заказов было много: без его икон не обходились ни одна свадьба, ни один праздник. А в 1885 году в Утевке началось строительство большого Троицкого храма, и Григорий Журавлев несколько лет подвизался на росписи стен. Целые дни проводил он в церкви, на специально созданных для него «подмостках». Работал без устали и прославил своими фресками утевский храм на всю губернию.

Вскоре слух о необычном мастере дошел и до Царствующего Дома. Император Николай Александрович пригласил его во дворец и заказал ему групповой портрет Царской Семьи. Как рассказывают, Государь остался доволен работой безрукого и безногого мастера. Через год Г.Н. Журавлев отбыл на родину с назначенной Царем пожизненной пенсией в размере 25 рублей золотом ежемесячно. А самарскому губернатору было приказано выдать иконописцу «иноходца с зимним и летним выездом», на котором впоследствии земляки возили калеку-художника на рыбалку.

Авторитет утевского иконописца настолько возрос, что к нему начали обращаться с заказами даже из Самары. Так, в изданной в Самаре в 1894 году книге «Во имя Христа Спасителя», рассказывающей об истории строительства самого крупного в Поволжье Самарского кафедрального собора, написано: «Иконы в иконостасе написаны на цинке в мастерской Сидорского, в Петербурге, а одна, именно икона Св. Алексия Митрополита Московского, написана по поручению в то время бывшего самарского губернатора А. Свербеева (ныне сенатор) крестьянином села Утевки, Бузулукского уезда, Григорием Журавлевым, лишенным от рождения рук и ног, пишущим иконы держа кисть в зубах».

Жизнь Григория Николаевича Журавлева оборвала скоротечная чахотка в 1916 году. По благословению епископа Самарского Михаила, Г.Н. Журавлев был похоронен возле расписанной им утевской Троицкой церкви.

«Нет пророка в своем отечестве» — сколько уж раз убеждались все мы в истинности этих евангельских слов! Как-то не повелось на Руси беречь и ценить таланты. Может быть, оттого, что уж очень щедра на них наша земля? Вот и имя замечательного иконописца Г.Н. Журавлева долгие годы было под спудом. Мало что знали о нем даже в его родной Утевке. Нет до сих пор на его чудом сохранившемся доме мемориальной таблички даже, не то что музея… И только в последние годы, когда верующие возродили закрытую в 1934 году Троицкую церковь, вспомнили в селе и об утевском подвижнике. Недавно был водружен крест на его могиле. В церковь несут отовсюду сельчане старинные образа, многие из которых писаны кистью этого замечательного мастера. В церкви уже сейчас собрана довольно большая коллекция его работ. В храме проведена реставрация, заново побелены и расписаны стены. Но в тех местах, где это было возможно, бережно сохранены фрески Г.Н. Журавлева. Многое сделали для сохранения и пропаганды наследия Г.Н. Журавлева краевед А.С. Малиновский и настоятель утевской Троицкой церкви отец Анатолий Копач. В Самарском краеведческом музее хранятся фотографии в полный рост Г.Н. Журавлева вместе с его братом Афанасием, а также две богородичные иконы, одна из которых, «Млекопитательница», имеет несомненную художественную ценность. На обороте ее написано, что сработана она Г.Н. Журавлевым зубами в 1910 году.

Одна из икон утевского мастера уже много лет висит наряду с известными всему миру иконами в Церковно-Архелогическом Кабинете Московской Духовной Академии, что в Троице-Сергиевой лавре. А в Самарской Петропавловской церкви на иконостасе во всем своем великолепии предстала перед потомками икона св. благоверного князя Александра Невского, писанная замечательной кистью Григория Николаевича Журавлева.

Источник



There are 3 comments

Add yours
  1. Белла Белкина

    После октября 1917 года в России началась вакханалия смерти, разрухи и осквернения святынь. Умышленно искажалась история и стирались из памяти имена героев, созидателей и исповедников Российских. Стоит ли удивляться, что имя этого талантливого живописца чуть не кануло в лету, если до сих пор стоят по Руси порушенные Храмы, зияя глазницами пустых окон. Но правда, как солнце — её ладонью не закроешь!

  2. Елена

    Каждый видит своё в этой публикации. Лично моё сознание больше зацепила сила духа в человеке, его вера, а также сердце отреагировало на тот факт, что от безрукого и безногого младенца не отказались ни в семье, ни в селе. Если читать другие источники, то Григория очень поддерживал священник села и помогал семье деньгами… А брат? Он был руками и ногами Григория. Вот что меня трогает — милосердие!

  3. Татьяна

    узнала о нем из прекрасной книги С.Жигалова "Дар над бездной отчаяния",осталась под неизгладимым впечатлением. Рекомендую.


Post a new comment

*