Уже несколько лет подряд тридцатилетний житель французского города Нант, райтер со стажем и любитель путешествий, под ником The Blind разрабатывает новаторский проект граффити для слепых, превращая весь город в творческое пространство.
The Blind в мастерскойЭта масштабная задумка появилась из огромного желания сделать граффити видимыми и читаемыми для большего количества людей. К тому же у проекта есть и социальная подоплека: зрячие и незрячие взаимно нуждаются друг в друге, чтобы увидеть произведение и понять его. Это визуальное искусство в трех измерениях выбирает своей творческой площадкой памятники истории и культуры и фасады жилых зданий — самые посещаемые и многолюдные места.
Подпись: «Засмотренно до дыр», Трокадеро, Париж, 2006 («Vu et revu» — Trocadéro — Paris — 2006 )Художник тщательно скрывает свое имя, на фотографиях всегда спрятаны глаза. Известно лишь, что он активный участник творческой тусовки, завсегдатай выставок, заядлый путешественник, объехавший полмира, даже в России побывал, в общем, современный парень с прекрасным чувством юмора. Выбравший совсем нестандартную тему для творчества.
Сам художник не слепой, просто в один прекрасный момент он задумался над тем, что уличное искусство — граффити — всегда привлекавшее его своей свободой самовыражения и доступностью, в отличие от классического, «музейного» искусства, доступно всем… кроме слепых. Тогда и пришла идея выйти за пределы стандартного понимания граффити. В этой работе его особенно привлекает то тесное сотрудничество, которое должно возникнуть между зрячими и незрячими людьми: надпись может прочитать только слепой, привыкший к азбуке Брайля, но сделать он это может, только если граффити ему покажет зрячий.
Такая интеграция и взаимопомощь уже заинтересовала Национальный институт молодых незрячих людей в Париже, который тесно сотрудничает с художником, расширяя пространство его деятельности.
Подпись: Фестиваль современного искусства в г. Арль, ФранцияПомимо замечательной итерактивности инсталляций The Blind, его работы помогают обычным людям поставить себя на место инвалидов. Ведь не зная ключа, шрифта Брайля, они абсолютно не в состоянии понять изображенное, то есть оказываются в ситуации, столь частой для людей с ограниченными возможностями. Это немаловажная часть проекта, по мнению художника.
Подпись: Чтобы прочитать надпись, надо вооружиться азбукой Брайля. Фестиваль современного искусства в г. Арль, ФранцияThe Blind выводит привычный для слепых шрифт Брайля на новый уровень, разрывая стандартные шаблоны и классическую форму, переходя от чтения с помощью пальцев к чтению всей рукой. Интересно, что, несмотря на некоторую сложность — нестандартный размер точек и расстояние между ними — граффити вполне читаемы незрячими людьми. Эта необычность, нестандартность, вызывающая всеобщее любопытство, привлекает огромное внимание к его работе, к этому типу письма. Желание понять зашифрованное послание вызывает необходимость получить ключ, другими словами обратиться к азбуке Брайля.
Подпись: Фестиваль современного искусства в г. Арль, Франция
Техника работы такова: художник прикрепляет полусферы из эластомера по заранее нарисованным трафаретным схемам.
Выбор места определяет смысл всего послания: фраза всегда многозначна и, чаще всего, является обыгрыванием слов, связанных именно со зрением. Лозунги часто ироничные, иногда даже вызывающие.
14Подпись: «Кошелек или зрение!», здание биржи в Брюсселе (по-французски слова «биржа» и «кошелек» звучат одинаково) («La bourse ou la vue» — Bruxelles — 2010 )
На здании суда в Нанте уже два года граффити The Blind: «Не пойман — не вор».
– Все были уверены, что это просто перевод названия, надпись мелькала во всех репортажах и интервью, — с юмором рассказывает автор.
На здании музея надпись «Не трогать!» как протест против превращения искусства в неприступную крепость на особо охраняемой территории. И это тоже жизненно: в детстве райтера выгнали из музея, за то, что он прикоснулся к экспонату.
Художник активно участвует и в выставках современного искусства, которые, впрочем, редко ограничиваются закрытыми выставочными площадками, а расширяют пространство выставочного зала до целого города.
Во время работы не обходится без эксцессов — все-таки творчество художников стиля граффити разрешено не везде. Так что от полицейских спасает желтый рабочий жилет и сообразительность: однажды он сказал, что работает по заданию муниципалитета в рамках обеспечения доступности городской среды для незрячих. Но этот проект все же находится несколько в стороне от стандартно понимаемого «хулиганства» граффитчиков.
В планах The Blind расширить восприятие граффити для незрячих. Он думает над изменением формы: из полусферы, к примеру, в многоугольник. Хочет поэкспериментировать и с материалом, чтобы показать незрячим разнообразие возможностей граффити.
А еще он мечтает сделать специальную стену для скалолазания для слепых, где зацепами будут… надписи на шрифте Брайля! Скалолазание для слепых, чтобы победить страх пустоты, — творческий потенциал художника неиссякаем!
«Ослеплен светом» (Blinded by th light /2012 ) «С высоты птичьего полета» (Birds Eye View 2012 ) «У каждого своя точка зрения», Брюссель, 2010 («Chacun son point de vue» — Bruxelles — 2010 )
«Любовь слепа», Венеция, 2010 (» Love is blind» — Venise — 2010 ) За работой в Москве, 2007
«Slipoy» (Слепой?), Москва, 2007
Страничка художника на фейсбуке:
https://www.facebook.com/yarienavoir
Персональный сайт («слепой видит тебя»):
http://theblindtavu.wordpress.com/
Похожие статьи