Глухая актриса Яна Новикова, ставшая членом Европейской киноакадемии: «Всегда буду помнить и говорить, что я — белоруска»

Если поинтересоваться у какого-нибудь заграничного режиссера или просто любителя неглупого кино, кого из белорусских актрис он знает, наверняка вам назовут имя Яны Новиковой. 21-летняя белоруска, непрофессиональная глухая актриса — главная героиня нашумевшего фильма украинского режиссера Мирослава Слабошпицкого «Племя». Фильм взял на Каннском кинофестивале три награды «Недели критики» из четырех возможных — впервые за всю историю фестиваля. И еще более 30 наград, в том числе Гран-при отечественного кинофестиваля «Лiстапад».

Недавно Яну Новикову избрали членом Европейской киноакадемии — крупнейшего профессионального союза кинематографистов Европы. Девушка стала первой актрисой из Беларуси, удостоившейся этой чести.

Журналист TUT.BY поговорил с Яной про ее путь в кино, фильм «Племя» и планы на будущее. Общаться с актрисой нам помогала переводчик жестового языка Нина.

Яна родом из деревни Журавичи Рогачевского района Гомельской области. Девушка родилась слышащей. Но в две недели жизни ребенок заболел. Встала необходимость делать выбор: либо девочка не будет жить, либо сделать укол, который подарит жизнь, но отнимет слух:

– Мама рассказывала, что в нашей деревне в колодце была грязная вода. Мама думает, что через воду я заразилась какой-то инфекцией и поэтому заболела.

У Яны есть младшая сестра, которая также в результате болезни и проблем с сердцем потеряла слух. В Журавичах нет детского сада для слабослышащих и глухих детей, поэтому девочки до школы воспитывались и развивались дома.

– Мама учила нас рисовать. Она мечтала, что в будущем я буду заниматься искусством, творчеством. Поэтому я хорошо рисую.

«Вынуждена была поступить в машиностроительный колледж»

В 6 лет Яну отдали в речицкую спецшколу-интернат для детей с нарушением слуха:

– В интернате нас воспитывали и готовили к жизни. Обучали домоводству: например, прямо с первого класса учили стирать. А еще я очень хорошо помню, как в 3-м классе захотела заниматься танцами. Моя слабослышащая подруга ходила в танцевальную группу. А я смотрела на нее и говорила, что тоже хочу. Я сказала о своем желании преподавателю, а она говорит: «Нет, ты не можешь. Ты глухая. Отойди, пусть другие танцуют». Я заплакала, но не отстала от учительницы, повторяла: «Я хочу, хочу танцевать! Хочу развиваться». Мне разрешили, но поставили в задних рядах, чтобы меня не было видно. А я очень старалась. И уже в 6 классе я была лидером в танцевальной группе. Я, глухая, была лидером среди слабослышащих! Тогда я поняла, что я могу. Еще в спецшколе я много рисовала, оформляла стенды, занимала первые места в конкурсах рисунков.

На 31-м Международном кинофестивале фильмов о любви в бельгийском городе Монсе. Картина Мирослава Слабошпицкого «Племя» была отмечена двумя наградами в номинации «Приз молодых европейцев» и «Приз жюри CICAE (Международной конфедерации кинотеатров авторского и экспериментального кино)». Фильм был представлен в Европейском конкурсе фестиваля.

Несмотря на то, что в интернате хватало и негативных моментов, особенно в отношениях между детьми, которые нередко издевались друг над другом, в школе Яна могла заниматься творчеством – чего не предлагала ей взрослая жизнь глухого человека. По крайней мере, в нашей стране.

– После окончания школы я не знала, куда мне дальше идти. Я хотела поступать на что-то связанное с искусством. Но в Беларуси такого нет для глухих. Вот это для меня было препятствием. Для слабослышащих у нас выбор профессий невелик: или лицей легкой промышленности, где учат на швею, либо машиностроительный колледж. Другого образования для глухих в Гомеле нет. И я вынуждена была поступить в машиностроительный колледж. Конечно, это не мое. Но нужен был диплом.

На Международном кинофестивале «Зеркало» имени Андрея Тарковского, где фильм «Племя» получил Гран-при.

«Режиссер сказал, что ищет актеров по таланту, а не гражданству или национальности»

На третьем курсе колледжа, окончательно убедившись в том, что не хочет связывать свое будущее с машиностроением, девушка стала искать возможность получить актерское образование – то, о чем она мечтала.

– Мне подсказали, что такая возможность есть в Киеве: там проходит набор в театр мимики и жеста для глухих «Радуга», который готовит будущих студентов для Академии циркового и театрального искусства. Я самостоятельно подготовила программу своего выступления и поехала в Киев. На отборе было очень много людей. Но все из Украины, и только одна я – белоруска. Просмотрев мое выступление, жюри сказало, что я им очень понравилась, но:

– Мы не можем тебя взять, потому что ты не гражданка Украины.

– Но я же вам говорила, что я гражданка Беларуси. Вы уверяли, что это не имеет значения и я могу принять участие в конкурсе. А теперь это проблема?!

– Просто мы не можем предоставить тебе общежитие. Плюс учеба платная, а для тебя это очень дорого.

Я долго плакала, возмущалась, говорила, что хочу учиться…

Участники съемочной группы фильма «Племя» в первый день съемок.

На том прослушивании присутствовал украинский кинорежиссер и сценарист Мирослав Слабошпицкий. Он пришел на отбор в поисках актеров для своего фильма о мире глухих. Увидев выступление Яны, он подошел к белоруске и предложил попробовать свои силы в кастинге для съемок в кино. Первой реакцией Яны на такое предложение был вопрос: «Это не важно, что я гражданка Беларуси?». Режиссер сказал, что ищет актеров по таланту, а не гражданству или национальности.

— Конечно, я поехала на кастинг. Когда после первого этапа я увидела свою фамилию в списках прошедших, я прыгала от радости: моя мечта осуществляется. Потом были еще одни пробы. И, наконец, в сентябре 2013-го был финальный этап кастинга, на котором определяли, кто какого персонажа будет играть. Мне доверили главную женскую роль. В октябре начались съемки, а завершились в марте 2014-го.

Серьезный фильм «Племя» стал первым актерским опытом для Яны. Поэтому представление девушки о съемочном процессе было как о чем-то легком и интересном. Но каждый съемочный день становился все сложнее и сложнее. Было очень много репетиций и очень много дублей. Например, сцену в столовой снимали раз двадцать, если не больше.

— То режиссеру не нравился ракурс, то кто-то сделал лишний шаг, то кто-то не передал нужную эмоцию. И мы начинали все заново и заново – каждая сцена снималась не кусками, а сплошной, непрерывной съемкой. Нам было необходимо есть в этой сцене, но мы уже не могли смотреть на еду. А режиссер все повторял: «Не манерничайте, не кривляйтесь. Вы должны кушать так, как на самом деле кушаете. Должно быть так, как в жизни».

Нас заставляли работать, пока не выйдет то, что надо. Каждый день мы много разговаривали о предстоящих сценах. От нас добивались понимания каждого действия. И эмоций. Фильм же без слов, без субтитров. Поэтому мы должны были все показывать через жесты, мимику и эмоции. Чтобы в любой стране зрители поняли этот фильм. Как немое кино в эпоху Чарли Чаплина. Хотя в плане эмоций режиссеру было с нами не очень сложно, ведь глухие люди по природе своей очень эмоциональны. Потому что у нас все передается через мимику, все уже написано на лице. Мастерству передавать эмоции глухих учить не надо. В этом режиссеру было легче с нами. Больше нам нужно было работать над естественностью движений.

На кинофестивале в Каннах. Слева направо: Яна Новикова, жена режиссера и креативный продюсер Елена Слабошпицкая, режиссер Мирослав Слабошпицкий, оператор и продюсер Валентин Васянович и его жена.

Яна была согласна много работать. Но к чему не была готова девушка, так это к сцене близости с партнером по фильму и необходимости раздеться. Сначала она даже обиделась на режиссера за то, что он не принимает ее нежелания появляться голой в кадре.

— Ко мне пришла жена режиссера, которая была креативным продюсером фильма. Она долго разговаривала со мной, объясняла, что сюжет требует оголения не только души, но и тела. После я пересмотрела несколько фильмов о любви, где есть обнаженные сцены. Смотрела картины художников, где они изображали голые женские тела. Постепенно я чувствовала себя увереннее. Единственное, я попросила, чтобы во время откровенных сцен на площадке не было много людей — только режиссер, я и мой партнер.

«За время съемок я поняла, что глухие люди могут себя показать»

— Тебе не хотелось бросить съемки, сказать: «Все, я не хочу»?

— Честно, хотелось. Если поначалу столько впечатлений от съемок было, так интересно, потом это стало превращаться в одно и то же. Я морально уставала. Хотела домой, отдохнуть. Но хорошо, что я не сдалась. Я довольна своей игрой. А еще больше рада тому, что сбылась моя мечта. Я мечтала быть актрисой. Я, глухая, стала актрисой!

— А как думаешь, почему именно тебя режиссер выбрал, да еще и утвердил на главную роль?

— Не знаю. Возможно, я подошла как персонаж. Кстати, на кастинг для фильма приезжала еще одна девушка из Гомеля. Но она не прошла. Она вернулась, закончила машиностроительный колледж и пошла на завод.

— Как твои родители отнеслись к новости, что ты будешь сниматься в кино? И каковы их впечатления о фильме?

— Когда я ехала в Киев на пробы для поступления на актерское, я не сказала маме о своей поездке. То есть я, притворившись, что останусь у подружки, просто сбежала. Я не говорила ничего маме даже тогда, когда проходила кастинги для фильма. Вот когда режиссер утвердил меня на роль, я подписала контракт и забрала документы из техникума, только после этого обо всем рассказала родителям.

Мама была в шоке. Она сказала: «Ты что, дурочка? Зачем ты это делаешь? Диплом очень важен – это твое будущее. А вдруг тебя в Украине обманут?»

Мама сначала не верила в это все. Я уехала на съемки на 6 месяцев. Некоторое время родители знали о фильме в общих чертах, тем более я ничего не рассказывала об откровенных сценах. Лишь когда наш фильм был номинирован на премию Каннского фестиваля и в прессе стали публиковать фото кадров из фильма, тогда только мама узнала, что я снималась голой. Мне пришлось объяснять ей то же самое, что пыталась понять некоторое время назад я сама: обнажиться в кино — в этом нет ничего стыдного. Кино должно отображать реальную жизнь. Вот папа мной гордится, особенно после того как фильм завоевал столько наград. Но, по правде сказать, сам фильм родители до сих пор не видели. На кинофестиваль «Лістапад», где показывали «Племя», им не удалось приехать. Из всей семьи кино посмотрела только моя сестра.

— Почему люди должны посмотреть «Племя»?

— Потому что это необычный фильм. Это жестокий фильм. Фильм без слов, но там все понятно.

— Как думаешь, смогли бы у нас в Беларуси снять такое же кино?

— Я не могу точно сказать. Я не знаю. Это же зависит от человека, его таланта и идей, а не от страны.

— Теперь ты являешься членом Европейской киноакадемии? Какие двери перед тобой открывает этот статус?

— Для меня это членство открывает большие возможности в моем актерском будущем. Это очень почетное звание. Это не просто слова.



— Тебя как исполнительницу главной роли «Племени» как-то отметило наше Министерство культуры? Поздравило с членством в Европейской киноакадемии?

— Нет. Вообще ничего. Вы удивлены? Для глухих наше министерство ничего не организовывает, ничего не создает. Такое отношение у них к инвалидам. Как бы я хотела, чтобы у нас в стране дали возможность глухим людям заниматься искусством и творчеством! Хоть какую-то группу открыть при Академии искусств… Ведь среди глухих столько талантливых людей. Они могли бы прославлять нашу страну. За время съемок я поняла, что глухие люди могут себя показать. Кто-то пытается сделать вид, что глухих не существует. Но нас много. Глухие люди хотят работать и могут. Директором может быть и слышащий, и глухой. Но часто глухих унижают. Потому что не знают про них. И в них не верят. А мы сильные и способные.

— Ты готова переехать в другую страну?

— Я бы с удовольствием была белорусской актрисой, белорусским режиссером. Но если представится возможность переехать, то я без раздумий перееду туда, где будут условия для моего развития. Но я всегда буду помнить и говорить, что я — белоруска.

— Откуда и какие предложения для съемок тебе поступают? Предлагают что-нибудь белорусские режиссеры?

— В Украине начинаются съемки нового фильма, уже у другого режиссера. Кино называется «Надежда». Пока я не буду раскрывать идею картины, но в двух словах — о проблемах Украины, о нынешней Украине. Следующие съемки будут во Франции. Это будет ужастик с зомби. Также поступило предложение из Армении сняться в фильме-сказке. А белорусские режиссеры ничего не предлагали.

— Тебя узнают на улице?

— Да, замечают, показывают на меня на улице. Много раз давала автографы, фотографировалась, и не только у нас — в разных странах. Все же наше «Племя» стало очень известным.

— Ты хочешь стать режиссером?

— Да, я хотела бы быть не только актрисой, но и освоить режиссерское дело. Я бы сняла драму, фильм о проблемах глухих девушек-художниц.


Фото автора и личный архив Яны Новиковой

Источник TUT.BY



There are no comments

Add yours

*