Где ментальные инвалиды получат навыки самостоятельной жизни? В «Школе самостоятельной жизни»

1

В обществе закрепилось словосочетание «люди с ограниченными возможностями», но порой ограничения накладываются стереотипами, непониманием, чувством жалости или гиперопекой. На сегодня помощь детям и молодым людям с ограниченными возможностями оказывается не только государством, но общественными организациями. Одна из таких организаций – Центр социально-трудовой адаптации инвалидов «Мастер ОК», где учатся и работают молодые люди с особенностями интеллектуального развития.

Центр «Мастер ОК» с 2002 года работал как структурное подразделение Санкт-Петербургской ассоциации общественных объединений родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ», а в 2013 году был зарегистрировал как отдельное юридическое лицо.

«Мастер ОК» занимается трудовой, социально-бытовой, социокультурной адаптацией, а также оказывает психологическую помощь и поддержку, проводит школы для родителей и реализует социально значимые проекты. Например, сейчас с использованием средств государственной поддержки в соответствии с Распоряжением Президента Российского Федерации от 17.01.2014г. № 11-рп и на основании конкурса, проведенного Региональной общественной организацией «Институт проблем гражданского общества» реализуется проект «Школа самостоятельной жизни», о котором мы поговорим с Ольгой Дергачёвой, психологом центра.

О. Д.: Основная идея проекта «Школа самостоятельной жизни» заключается в том, чтобы научить молодых людей с особенностями интеллектуального развития основным навыкам самостоятельной жизни. Многие молодые инвалиды сетуют на родительскую гиперопеку, подавляющую любую их самостоятельность, тем более, что, чем старше становится инвалид, тем сильнее гиперопека родителей. Это резко снижает возможность адаптации таких инвалидов и уровень их мотивации к независимой и самостоятельной жизни. На сегодня большинство молодых людей могут быть интегрированы в общество. Они могут жить самостоятельно, если общество будет к этому готово и, если их научить основам самостоятельности.

По каким направления проходит обучение в школе?

О. Д.: На занятиях молодые люди с особенностями развития проходят обучение по основным четырем направлениям: основы финансово-экономической грамотности и ведение личного бюджета; социальные контакты, личные отношения, сексуальное воспитание, безопасность; социально-бытовая адаптация и ведение домашнего хозяйства; самопрезентация.

2

На занятиях «Основы финансово-экономической грамотности и ведение личного бюджета» молодые инвалиды сначала получили теоретические знания, а затем отработали практические навыки: планирование своих доходов и расходов, отслеживание показателей счетчиков, оплата квитанций по коммунальным расходам, научились пользоваться пластиковыми картами, банкоматами и терминалами.

На занятиях «Социальные контакты, личные отношения, сексуальное воспитание, безопасность» научились выстраивать гармоничные личные отношения и поддерживать социальные связи.

Покупка продуктов питания, приготовление пищи, содержание своего дома в чистоте, правильный уход за одеждой, мебелью, посудой, безопасное использование домашних бытовых электроприборов и уход за ними ребята освоили на занятиях «Социально-бытовая адаптация и ведение домашнего хозяйства».

В творческой атмосфере проходили занятия «Навыки самопрезентации», на которых ребята научились без стеснения и волнения рассказывать аудитории о себе, используя коллаж, стенгазеты, мультимедийные презентации, видеоролики. Первые пробные созданные ролики были для внутреннего пользования, но недавно ребята под руководством специалиста смонтировали небольшой фильм о роли центра в их жизни и работе в мастерских, который затем распространили среди наших партнеров и потенциальных спонсоров.

Когда заканчивается проект и что будет дальше?

Проект заканчивается в конце июля этого года, но работа в центре продолжается. К завершению проекта «Школа самостоятельной жизни» будут выпущены книжки-пособия на ясном языке, с помощью которых молодые люди с особенностями развития смогут строить свою самостоятельную жизнь в дальнейшем.

А чем молодые люди с ограниченными возможностями занимаются в центре, кроме занятий в «Школе самостоятельной жизни»?

Ребята учатся и работают в наших мастерских. В швейной мастерской в основном занимаются ребята, которые получили образование в профессионально-реабилитационном лицее (ПРЛ) по специальности «швея», «портной» или«вышивальщица», они шьют и совершенствуют свое мастерство на производственных машинах. Тех, у кого нет образования по швейному делу — обучаем, и они начинают работать на ручных и ножных неэлектрических машинах. Здесь в основном шьют прихватки, фартуки, сумки, подушки, лоскутные одеяла, которые сейчас в моде.

3

В ткацкой мастерской ребята на ручных ткацких станках ткут половики, шарфы, шапки, сумки, покрывала и шторы, а также различные интерьерные атрибуты. В основном изготовление изделий осуществляется на заказ от частных лиц.

В столярной мастерской делают деревянные игрушки: машинки, самолеты, кроватки. Эти игрушки пользуются большим спросом на выставках-продажах, т.к. экологичны и безопасны для детей, к тому же их возможно расписать фломастерами или красками, что весьма интересно.

В мастерской по батику работают ребята, которые уже владеют техникой росписи по ткани и знают сочетания цветов. Сначала ребята выбирают рисунок по своему настроению, переносят его на ткань, а затем расписывают специальными красками. В данной мастерской создаются шарфы, платки, картины.

Помимо работы в мастерских для ребят организуется и досуг: посещение театров и музеев, участие в спортивных мероприятиях, выезды на природу. Совсем недавно ребята в сопровождении специалистов выезжали за город, неделю жили в отдельном доме при санатории «Дюны». Это был не только отдых, но и социально-бытовая адаптация – ребята сами убирали, стирали, только еду готовили сотрудники санатория.

Как к вам попадают ваши ребята с ограниченными возможностями?

О. Д.: Узнают о центре социально-трудовой адаптации инвалидов «Мастер ОК» по-разному. Кто-то через знакомых, кто-то из Интернета. С помощью нашего сайта записываются на собеседование, приезжают в центр, общаются со специалистами и если есть места, то они начинают ходить в центр.

02_02_15

У вас есть какой-то возрастной ценз?

Наш центр принимает ребят с ограниченными возможностями, в основном, от 18 до 30 лет. Но есть такие ребята, которые пришли в 30 лет и уже более 5-ти лет занимаются. У большинства из них установлена группа инвалидности, при которой они не могут быть трудоустроены и работать в открытом рынке труда, и найти себе применение им очень сложно. Мы не можем отказать в помощи тем, кто в ней нуждаются.

А в ком или в чём сейчас больше всего нуждается центр «Мастер ОК»?

О. Д.: Прежде всего, нужно дополнительное финансирование для привлечения к работе центра специалистов в мастерские и оплаты их труда. Расходные материалы мы находим – участвуем в городских благотворительных мероприятиях, таких, как «Добрый Питер». Труд администрации, психолога и социальных педагогов у нас оплачивается за счёт проектной деятельности. Но проекты разовые, проект длится, например, 10 месяцев, потом мы пишем новый проект, но никогда нет гарантии, что по нему получим какие-то деньги. Если мы теряем часть финансирования, мы теряем специалистов, а мастеров, готовых работать в таком центре, как наш, потом снова найти очень непросто. Недавно мы провели сбор средств на краудфандинговой платформе «planeta.ru» каждый пожертвованный там рубль при поддержке компании «МегаФон» был увеличен в четыре раза.

 



There are no comments

Add yours

*