Фестиваль особого театра — для детей и взрослых

Спектакль «Прикосновение». Театр «Недослов». г.Москва — из архива фестиваля3

В Москве с 23 по 29 сентября проходит фестиваль особых театров «Протеатр». Среди актеров и режиссеров — люди с ограниченными возможностями. 12 взрослых, школьных, сельских коллективов из 10 городов России и испанские артисты театра «Danzamobile» раздвигают социальные границы и обращаются к чувству сопричастности в душе зрителя.

Актеры с даун-синдромом из московского «Театра простодушных» знакомы уже многим — если не по сцене, то по статьям в СМИ. Гораздо реже можно услышать об актере с ДЦП или глухотой. Совсем редко — увидеть профессионального актера на инвалидной коляске. Тем не менее людей, которые пришли на сцену или в режиссуру, несмотря на ограниченные возможности, не так уж мало. Раз в три года они собираются в Москве на фестиваль особых театров. На наступающей неделе 23-29 сентября с ними можно познакомиться.

«Особое искусство» — искусство людей с ограниченными возможностями здоровья — не «инвалидное» искусство. Оно возвращает к истокам творчества. «Искусство не может быть особым из-за возможностей здоровья его создателей — оно либо есть, либо его нет. В этих театрах – искусство высочайшего уровня», — говорит шеф-редактор канала «Культура», член оргкомитета фестиваля Андрей Райкин.

«Особый театр» — формирование новой эстетики, а не имитация обычного профессионального театра. В пространстве современного театра «особое» искусство заполняет нишу, из которой другие уходят в сторону перформанса, постмодернизма, нетрадиционных постановок, — нишу искренности.

— 12 лет в России для театрального фестиваля – это много, — говорит председатель оргкомитета фестиваля Наталья Попова. — Вначале нам говорили: какой может быть фестиваль, разве можно говорить о культурном значении «особого» театра? Такие театры получают дотации от государства — и достаточно. Но мы считаем, что этот театр занимает свое место — это культурный ресурс, лаборатория культуры. Театр вообще – это институт рефлексии. В «особом» театре формы рефлексии уникальные.

Фестиваль дает людям с инвалидностью возможность на равных с остальными участвовать в социальном и культурном событии. Участники спектаклей и мастер-классов — это уже не объект благотворительности, а равные партнеры в диалоге.

Основная программа пройдет в культурном центре ЗИЛ. Вход на все события бесплатный, однако в зале всего 180 мест, поэтому необходима предварительная запись. В здании нет пандусов, поэтому в ЗИЛе ждут волонтеров, чтобы поднимать маломобильных гостей на третий этаж. Тем не менее организаторы надеются увидеть инвалидов не только в числе участников, но и в числе зрителей. Открытие и закрытие пройдут на сцене Театра на Таганке — сюда наверняка поместятся все желающие.

Фестивальная программа предполагает вечерние и детские показы (три коллектива работают для детей, причем уровень их постановок удовлетворит самого привередливого зрителя). Заявки подали 90 коллективов, из них было семь зарубежных; пригласили три зарубежных труппы, а приехать смогла лишь одна — из Севильи. В конце фестиваля «Danzamobile» покажет на Таганке пластический живописный спектакль «Дай мне еще секунду». В программе много «лабораторных показов» – постановки, показавшиеся жюри интересными, но не вошедшие в число лауреатов. Туда приглашают в первую очередь театральных критиков: организаторы уверены, что от их поддержки режиссер и труппа становятся более уверенными и выходят на новые площадки.

На фестивале проводится образовательная программа для режиссеров особых театров (такой профессии как вузовской специальности пока не существует).

— Мы пока только проводили в МГПУ курсы переквалификации для тех, кто проводит реабилитацию средствами театра. Для людей с психологическим образованием были такие предметы, как актерское мастерство и режиссура, а для людей с актерским образованием — психология и другие специальные дисциплины, — рассказывает Наталья Попова.

Мастер-классы, в том числе с такими звездами, как Юрий Бутусов, должны восполнить дефицит образовательных программ для актеров и режиссеров особых театров. Некоторые мастер-классы будут длиться пять дней: греческий режиссер Oikonomou V, у которого играют актеры с инвалидностью, будет рассказывать о времени и пространстве в греческой трагедии. Не исключено, что сегодняшний особый театр возрождает именно такие формы, и поэтому реконструкции пьес с героями и хором здесь — дело обычное.

Российский театральный и кинорежиссер Андрей Житинкин — член жюри фестиваля — рассказывает, что был потрясен работой с глухонемыми актерами.

— Представьте разделенных сиамских близнецов: они чувствуют другого человека даже спиной и выражают свои эмоции гораздо богаче. Обычный актер, который обладает всеми возможностями от природы, часто это не ценит и не разрабатывает. Я приводил профессиональных драматических актеров на спектакли глухонемых, чтобы показать, чем еще можно пользоваться как средством выразительности. Ведь весь драматический актер – это инструмент, и чем он тоньше организован и чем он более изыскан, тем интереснее в зале, — считает Андрей Житинкин.

По словам Андрея Житинкина, особым актерам интересны особые спектакли: глухие не откликнулись на предложение работать с классическим репертуаром, зато поставили несколько спектаклей Мрожека — сложные абсурдистские тексты.

— Для них абсурдность бытия – парадигма, с которой они живут постоянно. При этом они заставляют зрителей смотреть на них не отрываясь и доказывают свое право владеть их вниманием, — делится Житинкин.

Конечно, далеко не все актеры и сотрудники «особых» театров — инвалиды. Например, один из самых запоминающихся участников фестиваля — театр «Оптимисты». Это единственный в стране сельский драматический театр. Его создатель Михаил Данилович Литвинов мечтал создать свой театр, получил профессиональное режиссерское образование. С детства у него были проблемы с ногами: сначала он ходил с палочкой, теперь перемещается на коляске. Он создал театр прямо у себя дома в селе Старомарьевка Ставропольского края. В 16-метровой комнате Михаил Литвинов поставил 30 собственноручно выструганных табуреток и соорудил сцену и занавес. Начались репетиции.

— Это не курьез деревенской жизни, а явление высокой культуры: у них 17 названий в репертуаре, каждый вечер спектакли и каждый день репетиции, — рассказывает Андрей Райкин. — Многие актеры специально ехали в город получать образование и возвращались в Старомарьевку. Затем руководство края помогло Михаилу Литвинову снести сарай и построить на участке сарай побольше, и теперь это уже не сарай, а театр с фойе, гримерками и залом на 60 мест. Все билеты для сельчан бесплатные, артисты не получают зарплаты, для заработка работают в Ставрополе в театрах и ведут театральные студии.

Актеры театра Михаила Литвинова — обычные люди, только режиссер здесь — колясочник. В Москву, по всем правилам профессионального театра, едут два актерских состава. На фестивале «Оптимисты» 26 сентября покажут спектакль «Живи и помни» по Валентину Распутину на сцене КЦ ЗИЛ. Хотя показанные в спектакле события относятся к военному времени, о котором большинство зрителей и актеров уже знает лишь по рассказам, трагический сюжет оказывается современным. Лейтмотивы постановки — темы патриотизма, долга, любви, нравственного выбора и ответственности за его последствия.

«Неинвалид.ру» рекомендует:

«Белое на черном», народный театр «Жест», г. Великий Новгород

На сцене Театра на Таганке, 23 сентября в 19.00, продолжительность 70 мин, 12+

В основу драматического спектакля положены два автобиографических романа Гальего «Белое на черном» и «Я сижу на берегу». У некоторых актеров, передвигающихся на инвалидных колясках, тот же диагноз, что и у писателя. Однако это не история болезни и не призыв к состраданию. Спектакль исполнен иронии и веры в человека. Это свидетельство мужества и каждодневных жизненных побед, даже если результат грандиозных усилий не так уж грандиозен, а процесс достижения цели не так техничен и отлажен, как хотелось бы. Актеры указывают на относительность любых ограничений: так или иначе, через становление личности придется пройти всем.

«Злоумышленники», школа-студия-театр «Индиго», г. Томск

КЦ ЗИЛ, 24 сентября в 18.30, продолжительность 65 мин, 16+

Действие спектакля, созданного по мотивам рассказов Антона Чехова, разворачивается в трех временных пластах: конец XIX века, 1937 год и наши дни. Обыгрывая колорит и социально-политические обстоятельства исторических эпох, в каждой сцене авторы по-своему раскрывают злободневные темы отношений человека и власти, соотношение преступления и наказания.

Актеры с ограниченными возможностями выступают на профессиональной сцене, причем выразительно-пластический язык жестов и живая речь поддерживают и дополняют друг друга.

«Шуточка», театр-студия «Паяц», г. Липецк

КЦ ЗИЛ, 26 сентября в 19.00, продолжительность 45 мин, 12+

Постановка по рассказам Антона Чехова «Рыбья любовь» и «Шуточка». Оригинальность жанра основана на интересном актерском ансамбле, а условность режиссерско-сценографического решения оставляет пространство для зрительского воображения. Энергичное действие создает игривое настроение и заряжает оптимизмом.

«Пушкин. Болдинские драмы» (Опыт художественного осмысления безверия). «Театр Простодушных, г. Москва.

КЦ ЗИЛ, 27 сентября в 19.15, продолжительность 70 мин, 16+

Вместе с героями «Моцарта и Сальери» и «Скупого рыцаря» зритель и актеры размышляют о верности и предательстве, семье и чести.

«Без права на ангела». Театральный проект «Недослов», г. Москва

КЦ ЗИЛ, 27 сентября в 20.30, продолжительность 55 мин, 16+

Спектакль состоит из отдельных этюдов, созданных по мотивам романсовой лирики Александра Вертинского «Желтый ангел». Актеры поднимают извечные вопросы взаимоотношений и взаимовлияния личности и толпы, творческой индивидуальности и общества.

Детские спектакли

«Вот такая чепуха», кукольный театр «Котофей» (Москва), 25 сентября в 17.00, КЦ ЗИЛ, 45 мин, 3+

«В некотором царстве», театр «Карнавал» (Ногинск), 25 сентября в 18.00, КЦ ЗИЛ, 70 мин, 6+

«Наш Маршак», театр особых людей «Радость Моя» (Сыктывкар), 25 сентября в 19.30, КЦ ЗИЛ, 20 мин, 6+

 



There are no comments

Add yours

*