Двигательное развитие вашего ребёнка

Двигательное развитие вашего ребёнка

Эта брошюра, созданная педагогами Центра ранней помощи Даунсайд Ап, дает краткое представление о двигательном развитии малыша с синдромом Дауна.

Вы узнаете, что такое крупная и мелкая моторика, как именно происходит формирование двигательных навыков, необходимых каждому человеку в повседневной жизни, а также познакомитесь с простыми и эффективными способами помощи, позволяющими оказать содействие развитию вашего малыша.

РАЗВИТИЕ КРУПНОЙ МОТОРИКИ.

РАЗВИТИЕ КРУПНОЙ МОТОРИКИ — это процесс, благодаря которому ребенок учится передвигаться, используя группы крупных мышц ног, спины, живота и рук. Почему так важно развитие крупной моторики? Дело в том, что эта сфера развития не только тесно связана со всеми остальными, но и является основой для общего развития, так как обеспечивает ребенку возможность самостоятельно исследовать и познавать окружающий его мир. Без самостоятельности, которую обеспечивает двигательная активность, ваш ребенок будет во всем зависеть от вас, а это замедлит его обучение и приведет к проблемам в поведении. Без прочного фундамента, заложенного в области крупной моторики, ребенку будет гораздо труднее освоить основные навыки тонкой моторики — такие, как письмо, умение обслуживать себя, одеваться или самостоятельно есть.

КОМПОНЕНТЫ РАЗВИТИЯ КРУПНОЙ МОТОРИКИ

  • Сила мышц: способность мышечного аппарата удерживать тело в нужном
    положении.
  • Координация: способность контролировать движения.
  • Проприоцепция: осознавание своего положения в пространстве.
  • Равновесие: способность сохранять различные позы, несмотря на силу
    земного притяжения.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ КУРПНОЙ МОТОРИКИ

Под последовательностью понимается общий порядок возникновения основных моторных навыков. У разных детей последовательность может немного нарушаться, поэтому навыки сгруппированы по фазам. В большинстве случаев, навыки одной фазы развиваются в указанном порядке, причем ребенок переходит к следующей фазе, только усвоив все навыки предыдущей. Возрастные границы овладения двигательными навыками у детей с синдромом Дауна шире, чем у обычных малышей, но порядок формирования этих навыков один и тот же у всех.

Первая фаза.
· Двигает головой
· Переворачивается с живота на спинку и обратно
· Сидит
· Ползает

Вторая фаза.
· Встает с помощью взрослого
· Передвигается на четвереньках
· Садится из положения стоя
· Ходит
· Карабкается по ступенькам

Третья фаза.
· Приседает на корточки, чтобы поднять предмет с пола
· Стоит на одной ноге
· С помощью взрослого поднимается и спускается по лестнице
· Бросает мяч и бьет по мячу

Четвертая фаза.
· Бегает
· Лазает
· Подпрыгивает на месте
· Возит за собой игрушки на колесах
· Ездит на трехколесном велосипеде

В следующей таблице приведены результаты исследований, показывающих в каком возрасте овладевают основными моторными навыками обычные дети и дети с синдромом Дауна.

Основные навыки
Дети с синдромом Дауна (месяцы)
Обычные дети (месяцы)
Перекатывается
8
5
Сидит самостоятельно
10
7
Ползает
12
8
Передвигается на четвереньках
15
10
Стоит
20
11
Ходит
24
13

Важно помнить, что здесь приведены только общие данные, то есть ваш ребенок может овладеть этими навыками быстрее или медленнее, чем указано в таблице. Каждый развивается по-своему, в зависимости от способностей, склонностей, сильных и слабых сторон.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ

1. Моторное развитие начинается с головы и продвигается сверху вниз (т.е. ребенок учится контролировать движения головы раньше, чем контролировать движения туловища).

2. Начинается с крупных мышечных групп (плечи, бедра), затем переходит на более мелкие группы (пальцы), т.е. мелкая моторика развивается на базе крупной.

3. Каждый приобретенный навык является основой для следующих.

Будьте внимательны, не побуждайте ребенка выполнять задания, к которым он еще не готов. Непосильные задачи могут развить у него неверные двигательные привычки, а частые неудачи — пошатнуть его уверенность в себе. Важно понимать, что основные навыки крупной моторики приобретаются в определенной последовательности. Осваивая очередную «веху» моторного развития, ребенок закладывает фундамент для последующих шагов развития.

ОСОБЕННОСТИ, ЗАТРУДНЯЮЩИЕ МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ.

При синдроме Дауна существует ряд физических особенностей, замедляющиех моторное развитие:

Гипотония.

Сниженный мышечный тонус, из-за которого мышечная сила нарастает медленнее. Недостаток силы мешает развивать координацию и баланс тела.

Мышечная сила требуется ребенку для того, чтобы преодолевать гравитацию: поднимать голову, руки и ноги, брать игрушки, а впоследствии — для того, чтобы, вопреки силе тяжести, удерживать тело в вертикальном положении во время сидения и стояния. Натренировать мышцы можно лишь одним способом: активными движениями. Используйте все средства — любимые игрушки, лакомства, похвалу и т.д., чтобы поощрить ребенка как можно больше двигаться. Вначале, если ваш малыш очень слаб, вы можете помогать ему, физически поддерживая его руками или предлагая для выполнения задания небольшие и легкие игрушки.

Чрезмерная эластичность связок.

Связки обеспечивают устойчивость суставов. Слишком эластичные связки мешают детям с синдромом Дауна контролировать движения, поскольку их суставы слишком подвижны, и таким малышам трудно удерживать их в нужном положении.
Ослабленное чувство равновесия.
Хорошо развитое чувство равновесия — это ключ к успешному продвижению в области крупной моторики. Поскольку у детей с синдромом Дауна чувство равновесия ослаблено, им необходимо постоянно тренировать его. Развитие чувства равновесия начинается с головы. Вначале малыш нуждается в том, чтобы его голову и шею поддерживал взрослый, затем он учится делать это сам. Когда ребенок учится сидеть, вы сначала поддерживаете его за плечи, а затем, постепенно, опускаете свои руки все ниже, побуждая его использовать собственные мышцы и чувство равновесия для того, чтобы сидеть прямо. Можно, также, качать малыша на коленях или наклонять в разные стороны, поскольку такие игры интенсивно тренируют реакции равновесия.

Короткие руки и ноги.

У детей с синдромом Дауна руки и ноги коротки по сравнению с туловищем, поэтому им труднее овладевать некоторыми навыками. Им труднее, чем обычным детям, к примеру, карабкаться по ступенькам или перешагивать через препятствия.

Проблемы со здоровьем

Кроме того, на процесс развития крупной моторики оказывают влияние медицинские проблемы, достаточно часто встречающиеся у малышей с синдромом Дауна: кардиологические отклонения, проблемы со зрением, слухом и функционированием щитовидной железы. Эти проблемы поддаются медицинской коррекции, и их не следует упускать из виду, поскольку иначе они могут тормозить развитие ребенка.

О ДЫХАНИИ

Любой человек начинает жизнь в этом мире с первого вздоха. Мы настолько привыкли дышать, что совершенно не замечаем этого.

Что может быть естественнее дыхания!

Однако не следует забывать, что от того, как дышит ребенок, зависит не только общее состояние его здоровья, но и возможность раскрыть естественный двигательный потенциал.

С самого раннего возраста, когда малыш лишь начинает свою жизнь и развитие, очень важно помнить, что правильное дыхание способствует голосообразованию, снижает частоту респираторных заболеваний, а также тренирует организм, повышая его способность переносить физические нагрузки.

ЧТО НАДО ЗНАТЬ О ПРОЦЕССЕ ДЫХАНИЯ

Дыхание обеспечивается согласованной работой определенных мышц. Нормальное дыхание происходит через полость носа. В процессе дыхания также участвуют глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие. Основная мышца, которая вместе с мышцами груди и живота позволяет нам глубоко дышать, называется диафрагма.

Когда мы делаем вдох, воздух проходит через носоглотку, затем попадает в гортань, дальше — через трахею и бронхи — в легкие. При выдохе все происходит в обратном порядке.

Гортань в нашем организме выполняет двоякую функцию — это и дыхательная трубка, и сложно организованный аппарат, благодаря которому мы обладаем голосом.

ТИПЫ ДЫХАНИЯ

В зависимости от глубины вдоха различают:

-реберное дыхание
-диафрагмальное дыхание.

При реберном дыхании в процесс активно включена грудная клетка, которая расширяется при вдохе и опускается при выдохе. В этом случае происходит так называемый «покойный вдох и покойный выдох», когда на вдохе одновременно сокращаются межреберные вдыхательные мышцы, приподнимая ребра и расширяя объем грудной полости, а, кроме того, в процесс дыхания отчасти включается диафрагма, с помощью которой объем грудной полости увеличивается в вертикальном направлении. При покойном выдохе межреберные мышцы и мышцы диафрагмы расслабляются, грудная клетка уменьшает объем, «выдавливая» из себя определенное количество отработанного воздуха.

Второй тип дыхания — диафрагмальное дыхание — предполагает самый глубокий вдох и выдох, при этом в работу включаются все отделы дыхательной системы, то есть одновременно сокращаются межреберные мышцы, мышцы диафрагмы и некоторые мышцы груди и плечевого пояса, а также начинает действовать артикуляционный аппарат. Если смотреть на человека, который дышит таким образом, хорошо заметно, что при вдохе ощутимо расширяется грудная клетка и выпячивается вперед живот, а при выдохе живот подтягивается, брюшные мышцы толкают диафрагму вверх, и человек делает глубокий долгий выдох. Очень отчетливо это можно почувствовать во время пения или крика.

ЧТО ТАКОЕ РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ

Звуки речи человека связаны не только с колебанием голосовых связок, при разговоре мы пропускаем выдыхаемый воздух через ротовую и носовую полости, изменяя положение языка, губ, нижней челюсти. Когда мы говорим, диафрагмы на выдохе «подталкивает» воздух и он, проходя по верхним дыхательным путям и заставляя голосовые связки колебаться, позволяет нам издавать необходимые звуки. Если при этом воздух на своем пути не встречает никаких преград, кроме голосовых связок, мы произносим гласные звуки, а если ему приходится преодолевают сопротивление других артикуляционных органов, то возникают согласные звуки.

Согласные звуки бывают ротовые и носовые, в зависимости от того, через какую полость проходит воздух на выдохе. Носовыми в норме являются только два звука: «М» и «Н», но при наличии воспалительного процесса или особенностей строения носовой полости, другие звуки тоже могут принимать носовой оттенок. Если у ребенка отсутствует глубокий вдох и, соответственно, выдох, то его голоса почти не слышно, звуки трудноразличимы, невнятны. Иногда мы сталкиваемся с тем, что ребенок пытается говорить на вдохе, и тогда ему просто не хватает воздуха для того, чтобы произносить несколько слов или даже звуков подряд.

Таким образом, для того, чтобы научиться говорить, малышу с синдромом Дауна нужно научиться правильно дышать. Поскольку у детей с синдромом Дауна снижен мышечный тонус, им это удается не всегда. Кроме того, нормальный процесс дыхания могут осложнять заболевания носа и горла. С первых месяцев жизни ребенка следует обращать внимание на то, как он дышит. Существуют простые и эффективные упражнения, позволяющие помочь малышу глубоко дышать, о которых вам может рассказать специалист по двигательному развитию

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ?

Для успешного развития моторных навыков ребенку с синдромом Дауна необходима помощь, направленная на стимуляцию двигательной активности. Как правильно содействовать двигательному развитию? Чтобы знать, как помочь ребенку в процессе обучения, вам обязательно надо иметь представление об особенностях детей с синдромом Дауна.

Существует множество способов содействия, но самое главное правило заключается в следующем: РЕБЕНОК ДОЛЖЕН САМ СДЕЛАТЬ ВСЕ, НА ЧТО ОН СПОСОБЕН К ДАННОМУ МОМЕНТУ.

Ваша задача — обеспечить ему тот минимум помощи, который необходим для успешного выполнения задания. Очень хорошо, если вы найдете возможность обсудить это со специалистом по двигательному развитию.

Разнообразные положения.

Для того, чтобы ребенок мог находиться в различных позах, ему необходимо использовать различные мышцы и реакции равновесия. Вот почему очень важно давать ребенку возможность и побуждать его играть в разнообразных положениях. Когда, к примеру, ребенок лежит на животе, то напрягает мускулатуру спины и шеи, а приподнимаясь на руках — и мускулатуру рук. Лежа на спине и дрыгая ногами, он упражняет брюшные и бедренные мышцы, а играя с игрушками — мышцы груди и рук. Сидение тренирует чувство равновесия (и здесь очень важно то, как именно и с какой силой вы поддерживаете ребенка); при этом малыш использует мышцы спины и живота, чтобы сидеть прямо, и мышцы рук, чтобы дотягиваться до игрушек и играть с ними.

Переходные положения тела.

Переходные позиции позволяют ребенку менять положение тела, тем самым увеличивая его самостоятельность. Часто случается, что ребенок уже умеет, например, сидеть, но самостоятельно садиться и ложиться обратно его никто не учит. К примеру, малыш устал сидеть и хотел бы лечь на животик, но не умеет! В таких случаях он вынужден сидеть, пока его не положат, а это очень неприятно. Ребенку с синдромом Дауна труднее, чем обычному ребенку, освоить переходные позиции, потому что при перемене позы нарушается равновесное положение тела, и ребенку приходится совершать усилия, чтобы, выполнив необходимую последовательность движений, установить новую равновесную позу. Малыш боится менять позу сам, предпочитая сидеть в устойчивой позиции и кричать до тех пор, пока не придет мама и не уложит его. Вот почему ребенка необходимо учить переходным позициям и постоянно побуждать его использовать такие движения, постепенно уменьшая свою помощь и поддержку. Специалист по двигательному развитию может обучить вас специальным приемам, стимулирующим ребенка правильно менять положение тела. Однако, не забывайте, что вы лучше всех знаете собственного ребенка и, опираясь на рекомендации специалиста, сами сумеете найти самые оптимальные способы обучения.

Моторное планирование.

Способность ребенка в правильной последовательности совершать серию движений, необходимых для выполнения сложной двигательной задачи. Детям с синдромом Дауна из-за гипотонии и нарушения познавательных способностей с трудом дается естественное планирование моторики действия. Им, поначалу, необходимо бывает просто запоминать последовательность действий. При обучении порой приходится разбивать задачу на несколько небольших, чтобы ребенок осваивал их последовательно, а затем смог выполнить все действие.

КОМПОНЕНТЫ УСПЕШНОГО СОДЕЙСТИВЯ ДВИГАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

Терпение — вот что труднее всего! Всегда легче и быстрее сделать что-то самому, чем ждать, пока это сделает ребенок. Но помните: если вы не дадите ребенку действовать самому, он так и останется зависимым от вас, так и не научится управлять своим телом и не станет сильнее. Если ребенок расстроен неудачей, помогите ему, но постарайтесь, чтобы он сам сделал все, что может!

Анализ задания

Если малышу не удается совершить сложное действие, разбейте задание на несколько легко преодолимых частей. Предоставьте ребенку возможность освоить эти маленькие части, а затем соедините их вместе.

Похвала.

Не жалейте похвал! Ничто не подбадривает малыша лучше искреннего одобрения, радости и любви, которую он видит на лице близкого человека, лучше простых, эмоционально произнесенных слов одобрения: «Молодец!», или «Здорово!», «У тебя получилось!» и т.д. Хвалите малыша не только за результат, но и за те старания, которые он приложил, пытаясь выполнить очередной задачи. Ребенку чрезвычайно важно получать подтверждения того, что он успешен, а получить такое подтверждение он может только от взрослого.
Физическая помощь.

Необходимая физическая помощь взрослого побуждает ребенка выполнить новое, пока еще трудное для него задание, и предоставляет ему сенсорную информацию о том, как это делается. Очень важно не оказывать чрезмерной физической поддержки и не торопить малыша ! Будьте внимательны к ребенку, уважайте его право на самостоятельность!

Демонстрация и подражание.

Все дети учатся, наблюдая за другими людьми. Для детей с синдромом Дауна этот метод обучения очень эффективен, поскольку, как правило, они обладают достаточно хорошей способностью к подражанию, а кроме того возможность имитировать действия взрослого дает малышу возможность выполнять задание более самостоятельно, чем в том случае, когда ему оказывают физическую помощь. Старайтесь наглядно продемонстрировать ребенку, что именно надо сделать.

Многократное повторение.

Чем больше у ребенка возможностей для тренировки любого навыка, тем скорее он запомнит, что от него требуется, и научится применять новое умение в различных ситуациях. Очень важно сделать так, чтобы малышу не надоедало повторять одно и то же. Здесь все зависит от вас: проявите изобретательность и придумайте, как сделать старые задания новыми и интересными, как встроить их в разные бытовые и игровые ситуации.

«Озвучивание».

Обязательно комментируйте вслух свои действия, произнося слова четко и достаточно громко. К примеру, если вы помогаете малышу сесть, старайтесь назвать действие «Ванечка садится» или «Давай-ка сядем, мой хороший!» и т.д. Когда ребенок подрастет, при выполнении им какого-то действия, очень полезно задавать ему наводящие вопросы, например: «Теперь что?», «Что дальше?» или «А что ты забыл?» Конечно, если малыш затрудняется выполнить или назвать что же именно делать дальше, нужно терпеливо, спокойно и дружелюбно помогать ему до тех пор, пока он не освоит то, что требуется. Таким образом, вы побуждаете ребенка разговаривать во время выполнения сложных заданий. Дополнительный сенсорный (звуковой) стимул закрепляет усвоение навыка и развивает речь.

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА.

ПОЧЕМУ ВАЖНО РАЗВИВАТЬ НАВЫКИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Потому что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования мелких мышц лица, рта, глотки, а также точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

КАКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯЮТ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

· анатомические особенности строения ротовой полости, кисти и запястья
· сниженный мышечный тонус
· избыточная подвижность суставов, обусловленная чрезмерной эластичностью связок
· проблемы со зрением, которые мешают развитию координации «рука-глаз»
· недостаточная устойчивость тела, связанная с ослабленным чувством равновесия
РАЗВИТИЕ МЕЛКИХ МЫШЦ ЛИЦА И РТА

И ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОГО ПРИЁМА ПИЩИ

У детей с синдромом Дауна нередко наблюдаются трудности при сосании, жевании и кусании, которые связаны с пониженным мышечным тонусом языка, губ и глотки, а также выступающей нижней челюстью. Кроме того, процесс приема пищи обеспечивается теми же мышцами, что и речь.

СОСАНИЕ (при кормлении из бутылочки)

Если у вашего малыша сосательные движения слабые, это говорит о недостаточной координации движений всех участвующих в этом процессе мышц. Соска легко выскальзывает из ротика ребёнка, он быстро устаёт, и процесс кормления затягивается.

Как помочь малышу?

· следите за тем, чтобы ребенку было сухо, тепло, и чтобы перед кормлением он отдохнул;
· при необходимости поддерживайте нижнюю челюсть так, чтобы губы обхватывали соску;
· пробуйте предлагать малышу соски разных форм и размеров; более мягкие соски (расширять отверстие в соске не следует!);
· прижимайте к себе ребёнка и ласково разговаривайте с ним во время кормления.

НЕКОТОРЫЕ СОВЕТЫ ПО ГРУДНОМУ ВСКАРМЛИВАНИЮ

Поскольку у младенцев с синдромом Дауна мышечный тонус чаще всего снижен, им бывает трудно брать в рот сосок и удерживать его во рту. Движения, обеспечивающие сосание, глотание и дыхание у некоторых детишек могут быть недостаточно координированы. Малыши тратят слишком много усилий и быстро устают. Само по себе грудное вскармливание способствует повышению мышечного тонуса.

Как побудить малыша сосать?

· лёгкими движениями поглаживайте лицо малыша вокруг рта и щёк,
· чистым пальцем обведите губы ребёнка, положите палец ему в рот и выньте, осторожно погладьте язык, побуждая его пососать ваш палец,
· вложите свой чистый палец в рот ребёнка и осторожно погладьте дёсны и небо, по направлению к глотке.
· Осторожно поглаживайте горло ребёнка сверху вниз, чтобы пробудить малыша сглатывать.

Формирование хороших сосательных движений — важный шаг на пути развития речи.

ЖЕВАНИЕ

Чтобы малыш с синдромом Дауна научился жевать, требуется довольно много времени. Это связано с низким мышечным тонусом и пониженной чувствительностью рта. Ребёнку бывает трудно почувствовать пищу определённой консистенции, а, значит, начать жевать. Низкий тонус может стать причиной быстро наступающей усталости мышц. Дети с синдромом Дауна нередко предпочитают сильно ароматизирован- ную пищу, которая даёт им дополнительную сенсорную информа-цию, что, в свою очередь, улучшает двигательную функцию жевания. Они с удовольствием будут есть хрустящие хлебцы, потому что их текстура усиливает ощущение пищи во рту. Это, в свою очередь, улучшает двигательную функцию жевания.

Какими приемами можно улучшить жевательные движения?

· Когда вы учите ребёнка жевать, сопровождайте движения его рта пением. Хорошо помогает пение в такт движениям челюстей вверх-вниз, в сочетании с легким похлопыванием по плечу или по столу.
· Можно пользоваться словесными инструкциями, сопровождаемыми тактильными подсказками — прикосновениями к лицу. Например, вы говорите: «Жуй», одновременно дотрагиваясь до правой щеки, затем — до левой, побуждая малыша передвинуть пищу во рту из стороны в сторону. Можно также поместить руку под подбородок ребёнка, сопроводив это действие словесной инструкцией.
· Давайте малышу пищу, которую нетрудно раскусить, например, крекер. Даже если малыш выплюнет кусок изо рта, кусание принесёт пользу, поскольку улучшает способность управлять челюстью.

Еда руками

Дети с синдромом Дауна могут начать есть руками твердую пищу в возрасте 10-12 месяцев.

Использование ложки

Примерно в 12-18 месяцев ваш малыш будет готов к тому, чтобы начать самостоятельно есть ложкой. Сначала позвольте ему просто постучать ложкой по столику. Заметив, что малыш проявляет интерес к использованию ложки, начните постепенно учить его зачерпывать вязкую пищу и подносить её ко рту. Постепенно уменьшайте свою помощь.

Какую посуду выбрать?

· Лучше всего начать с небольшой ложки с удобной для захвата ручкой. Сейчас можно приобрести специальную ложку с изогнутой ручкой, которая облегчает процесс, поскольку не требует сложного для ребенка поворота запястья.
· Лучше всего использовать небольшую миску, бортики которой помогут ребенку зачерпывать пищу.

КАК КОРМИТЬ РЕБЕНКА?

· Когда вы кормите малыша, осторожно положите ложку с пищей на середину его языка и слегка надавите. Дайте малышу время снять пищу с ложки верхней губой. Не «счищайте» еду с ложки, проводя ею по верхней десне и губе ребёнка.
· Иногда малышу может потребоваться ваша помощь: если нужно, аккуратно поддерживайте его нижнюю челюсть и/или смыкайте губы.
· Обязательно проконсультируйтесь со специалистом, в какой последовательности вводить в рацион пищу разной консистенции.
· Ребенок должен устойчиво сидеть за столом, голова немного наклонена вперед, предплечья лежат на столике, ступни ног стоят на твердой поверхности, бедра и колени согнуты под углом 90 градусов.
· Перед началом еды или питья рот малыша должен быть закрыт. Он открывает его только при виде пищи.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК

Новорожденный малыш сосредотачивает взгляд на висящей перед ним игрушке, затем тянется и ударяет по ней. Потом наступает время, когда он начинает хватать рукой интересующую его игрушку. С этого момента мы можем говорить о начале развития мелкой моторики. Развитие захвата, удерживания и манипулирования предметами проходит определенное количество последовательных этапов от захвата кулачком до точного захвата мелких предметов большим и указательным пальцем.

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ДВУХ ЛЕТ

В это время малыш постепенно учится сидеть, вставать и делать первые шаги. Он начинает активно исследовать окружающий мир, брать в руки различные предметы, совершать простые действия. К примеру, в этот период ребенок учится брать небольшие легкие предметы и класть их в коробку, рисовать мелком каракули, брать руками твердую пищу и класть ее в рот, стаскивать с себя носки или шапку.

ОТ ДВУХ ДО ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ

Навыки, приобретенные на предыдущей стадии, постепенно совершенствуются. Дети в этом возрасте постепенно учатся класть предмет в определенное место. Если на предыдущем этапе ребенок преимущественно захватывал и держал предмет ладонью, то теперь он начинает активнее использовать пальцы. В это время он учится рисовать линии, круги, начинает резать бумагу ножницами, снимать и надевать свободную одежду.

ОТ ПЯТИ ДО ВОСЬМИ ЛЕТ

В этом возрасте дети учатся использовать приобретенные навыки мелкой моторики в повседневных действиях (например, во время еды и одевания). Кроме того, настает черед обучения тем видам деятельности, которые требуют более координированной работы мелких мышц и суставов кистей рук, пальцев и запястий, в частности, письма. В этом возрасте ребята учатся поворачивать запястье, открывая винтовые крышки, краны в ванной комнате, самостоятельно одеваться, застегивая пуговицы и завязывая шнурки, держать тремя пальцами (щепотью) карандаш или ручку. Они уже достаточно уверенно пользуются ложкой, вилкой, постепенно учатся писать крупные буквы, рисовать простые картинки, резать бумагу ножницами вдоль нарисованной линии.

СТАДИИ РАЗВИТИЯ ЗАХВАТА

· Ладонный захват — ребенок хватает предмет и отпускает его, действуя всей кистью

· Захват щепотью — ребенок берет предмет, удерживает его и манипулирует им, используя большой, средний и указательный палец.

· Захват «пинцетом» — ребенок совершает действия с небольшим предметом, зажимая его между большим и указательным пальцем

КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ РУК

Чтобы выполнять точные действия с мелкими предметами, пальцы руки должны действовать согласованно и координировано: большой, указательный и средний палец совершают координированные действия, а безымянный и мизинец обеспечивают необходимое устойчивое положение кисти.

СТАБИЛЬНОСТЬ ЗАПЯСТЬЯ

Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.

КАКИЕ ИГРЫ ПОМОГАЮТ РАЗВИВАТЬ НАВЫКИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК

Для развития движений запястья малыш может играть в ладушки, вы можете наливать в подставленные ребенком ладони шампунь, насыпать крупу. Хорошо тренирует движения запястья и пальцев рук лепка из пластилина или глины, рисование мелком округлых форм, поворачивание дверных ручек и отвинчивание крышек. После трех лет можно учить малыша пользоваться ножницами, а также разучивать с ним простые пальчиковые игры.

Вы можете сами придумать массу интересных игр и занятий, которые будут способствовать развитию навыков мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Важно лишь подобрать подходящие, посильные виды деятельности и организовать игру так, чтобы было интересно и ребенку, и Вам!

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ, ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ ПИСЬМУ

Познавательные (когнитивные) способности ребенка развиваются параллельно с навыками мелкой моторики. Каждая новая ступень развития предполагает более точные и тонкие движения ук и пальцев.
Чтобы ребенок с синдромом Дауна смог научиться писать, его надо сначала научить, сидя за столом, правильно держать карандаш и рисовать простые линии и геометрические фигуры.
Чему должен научиться малыш прежде, чем учиться письму? Какие умения играют роль в процессе освоения письма?

Умение сохранять равновесие тела.

Для того, чтобы приступить к освоению навыков, предшествующих письму, ребенок должен научиться самостоятельно сидеть. Пока он этому не научится, его тело нужно будет поддерживать в сидячем положении с помощью дополнительных приспособлений, к примеру:

-подушек или свернутых валиками полотенец, или сажать на специальный стульчик, фиксирующий положение тела малыша. Чтобы малыш мог манипулировать карандашом или мелком, его руки должны быть свободны, а не прижаты к туловищу.

Умение управлять предплечьем.

Ребенку необходимо научиться двигать предплечьем, чтобы он мог переводить кисть руки из положения ладонью вниз в так называемое нейтральное положение, или среднее, положение, которое мы используем, когда пишем.

Стабильность запястья.

Запястье удерживает кисть руки в определенном положении, позволяющем управлять пальцами. Если запястье нестабильно, ребенку трудно контролировать точные движения пальцев.

Захват.

Умение держать мелок, карандаш или ручку — необходимое условие развития точных навыков письма. Чтобы удержать в руке карандаш или ручку захват пальцев должен быть достаточно крепким, но не чрезмерным, поскольку это может ограничить свободу движений.

Использование обеих рук: ведущей и помогающей.

Важно научить малыша пользоваться обеими руками одновременно так, чтобы одна рука непосредственно выполняла действие, а другая ей помогала. В процессе письма одна рука держит ручку и непосредственно пишет, а вторая рука придерживает бумагу. Если ребенку не удается пользоваться обеими руками одновременно, приходится фиксировать лист бумаги, прикрепляя его к столу.
Координация движений рук и глаз.

Чтобы научиться рисовать и писать, необходимо умение координировать движения глаз с тонкими движениями рук.

ОБЩАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ, ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ ПИСЬМУ

Прежде Всего следует иметь в виду, что разные дети могут осваивать их по-разному и в разные сроки!

1. Берет в рот мелки или ручки, мнет бумагу.
2. Ударяет мелком или ручкой по бумаге.
3. Рисует каракули.
4. Спонтанно (случайно) двигает мелок или карандаш в горизонтальном и/или вертикальном направлениях.
5. Спонтанно (случайно) двигает мелок или карандаш по кругу.
6. Подражая взрослому, двигает мелком или карандашом в горизонтальном /вертикальном/ направлениях или совершает круговые движения.
7. Подражая взрослому, рисует горизонтальные /вертикальные/ круговые линии.
8. Копирует нарисованную горизонтальную /вертикальную/ линии.
9. Копирует нарисованный круг и имитирует вслед за взрослым рисование креста.
10.Копирует нарисованный крест и имитирует вслед за взрослым проведение диагонали справа налево.
11.Копирует нарисованную справа налево диагональ и имитирует вслед за взрослым рисование квадрата.
12.Копирует нарисованный квадрат и имитирует вслед за взрослым проведение диагонали слева направо.
13.Копирует проведенную слева на право диагональ и имитирует рисование косого креста.
14.Копирует косой крест и имитирует рисование треугольника.
15.Копирует треугольник и имитирует ромб.
16.Копирует ромб.

Занятия, способствующие развитию захвата щепотью:

Большинство детей сначала учатся держать карандаш в кулаке, захватив его всей ладонью. Примерно с трех с половиной лет можно предложить малышу упражнения, которые помогут ему впоследствии держать карандаш щепотью.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ОВЛАДЕТЬ НАВЫКАМИ ПИСЬМА

1. Побуждайте ребенка брать мелкие предметы кончиками двух пальцев (пинцетный захват) и выпускать их, складывая в какую-то емкость.
2. Чтобы ребенку легче было научиться держать карандаш щепотью, предоставьте ему возможность пользоваться толстыми мелками длиной 7 см или кусочками мела. Такие мелки неудобно держать в кулачке, и малыш скорее возьмет его так, как нужно для письма. Можно также использовать толстые фломастеры.
3. Детям с синдромом Дауна обязательно надо ПОКАЗЫВАТЬ, как держать карандаш «по-новому».
4. Чтобы ребенку было удобно писать, совсем необязательно, чтобы он держал карандаш тремя пальцами абсолютно правильно. Если ваш ребенок до определенного возраста не может овладеть щепотным захватом и управлять движениями мелких мышц руки, не волнуйтесь. Нужны лишь время и практика.

Вот некоторые занятия, которые развивают навыки мелкой моторики и помогают тренировать движения отдельных пальцев:
Предложите ребенку катать маленькие кусочки глины или замазки, удерживая их кончиками большого и указательного или большого и среднего пальцев. Можно играть с нетугими бельевыми прищепками, складывать бумагу или вытаскивать салфетки из пачки, откручивать крышечки от тюбиков с зубной пастой большим, указательным и (иногда) средним пальцами, перемещать плоские предметы (например, ключ) от ладони к кончикам пальцев, не помогая себе другой рукой.

Кроме того, можно предложить ребенку:

1. рисовать линии и копировать геометрические фигуры кремом для бритья, пальчиковыми красками, вычерчивать их пальцем на песке;
2. рисовать картинки, изображающие людей, дома, деревья, машины или животных, с помощью педагога или родителей;
3. рисовать простые картинки, соединяя точки.

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОДЕВАНИЯ

Навыки самообслуживания, в частности — навыки одевания, совершенно необходимы в повседневной жизни. Овладение этими навыками поможет ребенку чувствовать себя уверенно, успешно находиться в детском саду, школе. Учтите, пожалуйста, что ребенку легче научиться снимать одежду, чем надевать ее, и что позже всего малыш может научиться расстегивать кнопки, молнии, пуговицы и завязывать шнурки.

ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ РЕБЕНОК ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ОВЛАДЕТЬ НАВЫКАМИ ОДЕВАНИЯ?

· Уметь сохранять устойчивую позу, владеть достаточно большим объемом движений;
· Иметь представление о собственном теле и его частях;
· Уметь действовать двумя руками одновременно, либо совершая синхронные действия, либо используя одну руку как ведущую, а другую, как помогающую;
· Уметь выполнять ряд специфических движений, необходимых для одевания: тянуться рукой вперед, вверх, заводить руки за спину, за голову и т.д.;
· Владеть необходимым объемом мелких движений рук и пальцев: у ребенка должен быть сформирован щепотный и пинцетный захват.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОСВОЕНИЯ НАВЫКОВ ОДЕВАНИЯ

· Снимает шапку и варежки;
· Снимает носки и ботинки;
· Надевает шапку;
· Снимает расстегнутую взрослым куртку;
· Спускает и стаскивает с себя штаны;
· Стаскивает с себя через голову свитер, футболку;
· Заканчивает застегивать и расстегивать молнию (замок молнии соединяет взрослый);
· Снимает с себя свободную пижаму (кофточку и штаны);
· Вставляет ноги в штанины и натягивает на себя штаны;
· Вставляет руки в рукава джемпера или футболки, после того, как ему помогли надеть их через голову;
· Обувает туфли, ботинки, тапочки, не застегивая их;
· Надевает носки;
· Просовывает голову в ворот, а руки — в рукава джемпера или футболки;
· Надевает куртку, не застегивая ее;
· Надевает рубашку, не застегивая ее;
· Застегивает одежду на пуговицы;
· Застегивает разъемную молнию, предварительно соединив замок;
· Зашнуровывает ботинки и завязывает шнурки.

Этот список поможет вам сориентироваться, в какой последовательности дети учатся одеваться. В то же время не следует забывать, что ребенок может осваивать несколько навыков одновременно.
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ОВЛАДЕТЬ НАВЫКАМИ ОДЕВАНИЯ?

Есть много способов помощи: очень важно поместить малыша в подходящую позу, можно выполнять действие совместно, положив свои руки поверх рук малыша, хорошо побуждать его подражать вашим действиям или давать четкие пошаговые инструкции. Важно помнить, что вы оказываете временную помощь, и степень вашего непосредственного участия в процессе овладения навыком. Ваша цель — научить ребенка действовать самостоятельно!

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ РЕБНКА ОДЕВАНИЮ

» Ребенок должен находиться в правильном, устойчивом положении, чтобы он мог сосредоточиться непосредственно на одевании, а не тратить лишних усилий на удерживание равновесия.

· Каждое действие следует разбить на несколько простых шагов. В процессе обучения новому навыку, вы выполняете все шаги, предоставляя малышу возможность самостоятельно выполнить последний шаг. Число самостоятельных шагов постепенно увеличивается, пока ребенок не освоит всю цепочку действий и не начнет выполнять ее без вашего участия.Некоторые дети предпочитают не заканчивать последовательность самостоятельно, а начинать ее. В этом случае, вам необходимо «начать с другого конца», помогая малышу завершить цепочку действий и постепенно увеличивая его самостоятельное участие. Имейте ввиду, что освоение каждого шага может потребовать достаточно длительного времени.
· Обязательно хвалите малыша за любой, даже самый малый успех.
· Правильно выбирайте время для занятий. Важно, чтобы вы никуда не спешили, а у ребенка был стимул для одевания. К примеру, для обучения одеванию и раздеванию хорошо подходит ситуация сборов на прогулку или подготовки ко сну.
· Помогайте ребенку, положив свои руки поверх его рук и направляя его движения до тех пор, пока ему не удастся выполнить действие самостоятельно.
· Активно используйте способность ребенка подражать действиям других людей. Если у вас есть другие дети, малыш будет с удовольствием выполнять непростые для него действия вместе с братом или сестрой.
· Постепенно переходите от непосредственной физической помощи к словесной инструкции, а затем начинайте просто напоминать ему последовательность действий, используя указательный жест.
· Если ребенок ходит в детский сад, позаботьтесь о подходящей одежде, чтобы не создавать ему лишних трудностей при одевании и раздевании. Пока ребенок не научился уверенно одеваться, используйте одежду, которую легко снимать и надевать.

Источник: http://old.downsideup.org/



There are no comments

Add yours


*