Чемпионка мира по спортивным танцам на колясках Ирина Гордеева: Зачем быть на кого-то похожей?

Чемпионка мира по спортивным танцам на колясках Ирина Гордеева: Зачем быть на кого-то похожей?

В джинсах и черной маечке, в очках, с распущенными волосами она совсем не похожа на себя

Точнее сказать, на ту Ирину Гордееву, которую я (да и не только я) привыкла видеть ослепительной и победительной, яркой и сверкающей, в платье с блестками, в лучах софитов — на сценах, подиумах и пьедесталах.

То есть вид у нее сейчас вполне рабоче-тренировочный, что, собственно, и понятно, поскольку проводит Ирина мастер-класс по танцам на инвалидных колясках в реабилитационном центре «Преодоление». В том самом центре, где и сама когда-то проходила курс реабилитации. И кажется теперь, что это было так давно…

Это нужно видеть

В этих очках она на учительницу похожа. Что опять же соответствует моменту — молодые ребята и девушки на инвалидных колясках, которые собрались в тот день на мастер-класс, буквально ловят каждое ее слово, движение, жест.

И в глазах ребят — восторг и обожание: еще бы! Кто урок-то проводит? Чемпионка России, Европы, мира — знаменитая Гордеева.

Честно говоря, мне кажется, совершенно безнадежное это дело — описывать, как они танцуют на инвалидных колясках. Потому что это надо увидеть и понять. И ощутить, если получится, эту невозможную, нереальную, непонятно как достигнутую гармонию тела, духа, музыки и техники. Точнее, «технического средства реабилитации» — того самого сооружения на колесах, которого вообще-то не должно быть в жизни человеческой. Коляски, которая — тяжкий крест, бремя, проклятье для человека…

Но каким-то поразительным образом минус здесь меняется на плюс — и какой плюс! И видели бы вы, как играючи, легко, изящно, грациозно и красиво управляются они с этим «техсредством» на сценах и подиумах. Да-да, вот именно, увидеть самим надо, и есть в интернете масса роликов на эту тему — смотрите.

Ни одного чемпионата без награды

А вот что увидела я сама. Ведущий фестиваля-конкурса «Мисс театр» объявил в микрофон: «Выступают чемпионка мира по спортивным танцам на колясках Ирина Гордеева и ее партнер — победитель Кубка мира по спортивным танцам на колясках Дмитрий Торгунаков!»

И на сцене, на импровизированном подиуме появились Она и Он. И стали танцевать. Чудесно, волшебно, профессионально, бесподобно — да разве в эпитетах дело? Я видела, как смотрят на них те, кто был в этом зале: и совсем молодые, и пожилые — разные люди, пациенты Центра медико-социальной реабилитации департамента социальной защиты населения города Москвы, где и проходил этот конкурс-фестиваль.

Как же эти люди смотрели на Ирину и Дмитрия, с какой надеждой: ведь вот же могут! А тоже с инвалидностью! С такой же судьбой, как у нас.

Чемпионка мира 2010 года в паре с Александром Ляпиным, пятикратная чемпионка России, призер Кубков Евразии, Европы и мира, непременная участница и победительница соревнований на Кубок мира и Кубок континентов — не было чемпионата, откуда она ушла бы без награды. А последние по времени соревнования по спортивным танцам на колясках были в апреле в Голландии, и почти весь пьедестал практически во всех номинациях был наш, российский.

— Это был Кубок мира, и у нас, у России, была самая сильная — да и самая большая — команда: 32 человека, — рассказывает Ирина.

И добавляет, что вообще-то за последние годы у нас наметился явный прогресс — больше внимания стали уделять этому виду спорта, ну и вообще: все-таки меняется отношение в обществе к людям на инвалидных колясках. Хотя помощь им, конечно же, нужна всегда: не хватает средств для выездов на соревнования, сборы и дорогостоящие костюмы.

Хотеть — значит мочь

В детстве она обожала танцы, ходила в танцевальный кружок и мечтала стать чемпионкой мира. Но в 16 лет попала в жуткую аварию… Фонд «Филантроп» помог ей, как и многим нашим людям с инвалидностью… Помог на первых порах.

Но чего бы стоила эта помощь, если бы не она сама, Ирина?

«Хотеть — значит мочь» — есть такой замечательный принцип. Наверное, именно он и помогает, когда, кажется, уже нет сил, и болит после тренировок все тело, и чуть ли не каждое движение причиняет страдания. Но скажите, какой спорт или танцы, или вообще любое дело, если занимаешься им всерьез, истово, по полной программе, обходится без пота, слез, мозолей?

Только вот вовсе не думается обо всем этом, когда видишь их выступления — эту легкость, и грациозность, и красоту…

— У вас были кумиры? — спрашиваю ее. — Танцоры, на которых вы хотели быть похожи, когда начинали?

— Кумиров в полном смысле слова, наверное, не было, — говорит Ирина. — Хотя были танцоры, которые очень нравились, которыми искренне восхищалась, но… Зачем быть похожей на кого-то, если можно быть самим собой?

Может, вы и правы, Ирина…

Но зато есть люди, которые хотят походить на вас. И вот уж чего-чего, а осуждать их за это ну никак невозможно. Верно?

Людям она нужна

Сегодня Ирина Гордеева возглавляет Московскую федерацию спортивных танцев на инвалидных колясках, она участвует в соревнованиях и конкурсах, проводит мастер-классы, презентации и показательные выступления. Танцевальная пара Ирина Гордеева и Дмитрий Торгунаков выступает и на крупнейших московских, российских и международных форумах, посвященных проблемам интеграции инвалидов.

А еще — в коррекционных школах, интернатах, других специализированных учебных заведениях для инвалидов, в реабилитационных центрах — в том же родном для нее «Преодолении».

Словом, везде, где есть люди, которым она нужна. Люди, которым она, Ирина Гордеева, дарит надежду и веру: ведь раз смогла она, то почему бы не попробовать — хотя бы попробовать! — и мне?

Компетентно

Владимир Петросян, руководитель департамента социальной защиты населения города Москвы:

— Мы делаем все возможное для решения вопроса интеграции инвалидов в общество, для того чтобы сделать Москву городом удобным, доброжелательным и комфортным для всех… Мы хотим воспитать у москвичей уважительное и толерантное отношение к этим людям, многими из которых мы должны гордиться.

Кстати

На днях в столице завершился международный форум «Социальное благополучие инвалидов с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности: проблемы, решения и инновации».

Организаторы и участники форума: Министерство труда и социальной защиты РФ, департамент социальной защиты населения города Москвы, департамент труда и занятости города Москвы, научные учреждения, общественные фонды и организации инвалидов.

В центре внимания были вопросы всемерного улучшения качества жизни инвалидов с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности и членов их семей, комплексная реабилитация, а также формирование в обществе толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Также в Московском государственном театре эстрады состоялся V Московский международный фестиваль жестовой песни «Душа поет», в котором приняли участие дети и молодежь с ограничением по слуху из России и стран ближнего зарубежья. Организатор фестиваля — детский центр «Святая Татьяна» при поддержке департамента социальной защиты населения города Москвы.

Жестовое пение является уникальной возможностью творчества и самовыражения для неслышащих людей. Исполнители сопровождают каждое слово жестом, выразительной артикуляцией губ, танцевальными движениями.

Наша справка

Танцы на колясках впервые появились в Великобритании в конце 1960-х годов. К середине 1970-х распространились по всей Европе, в конце 1990-х танцевальный спорт пришел в Россию. Танцами на колясках занимаются в разных формах: одиночный танец (танцует один человек, сидящий в коляске); дуэтный танец (танцуют два партнера в колясках); комбинированный танец (человек в коляске в паре с танцором-неинвалидом); танец в ансамбле (несколько партнеров в колясках или совместно с партнерами не в колясках).

Коляски для танцев — легкие, с тонкими основными колесами и маленькими вспомогательными, с низкой спинкой. Они приводятся в движение одним касательным толчком.

Источник: http://www.trud.ru



There are no comments

Add yours

*