Именно так через пару месяцев в городе Нижневартовске будут отвечать диспетчеры телефонной информационной справочной службы по правовым и социальным вопросам для людей с ограниченными возможностями. Подобная служба уникальная, она, по сути, единственная не только в Югре, но и во всей России.
Идея о ее создании принадлежит человеку заинтересованному – председателю общественной организации «Нижневартовское городское общество слепых» Светлане Горбачевой. «Это время, когда человек переступает порог бюро медико-социальной экспертизы со статусом «инвалид», делит его жизнь на «до» и «после». Еще до недавнего времени он был здоров, а теперь – человек с ограниченными возможностями, — говорит Светлана Ангеловна. – Он, как правило, не знает, что ему теперь делать, куда обращаться по тем или иным вопросам, вообще как теперь жить. Меняется и психология, и друзья могут отвернуться, и родные предать. Как раз в этот момент необходимо человеку помочь, поддержать его. В службе «Инвалид-информ» диспетчерами будут работать тотально слепые девушки, которые сами являются инвалидами с большим стажем. Они преодолели этот тяжелый период своей жизни, нашли себя в новом качестве и теперь действительно могут помочь тем, кто в этом нуждается. Наши будущие диспетчеры службы прекрасно владеют компьютером, знают, как работать с так называемой «говорящей программой».
Программу по созданию телефонной справочной службы для инвалидов (в ее оформлении, к слову, большую помощь оказал дом престарелых «Отрада») Светлана Горбачева представила в департамент социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, и эта идея получила субсидирование. Правда, средств выделили в пять раз меньше, чем предусматривала программа, – 200 тысяч рублей. Этого хватит на первое время, чтобы закупить необходимое оборудование и обустроить рабочие места в офисе городского общества слепых, именно там и расположится справочная служба. По словам Светланы Ангеловны, будут созданы два рабочих места. Номер телефона единый. Дозвониться по нему можно будет без труда, так как телефонную линию сделают многоканальной. Диспетчер принимает звонок, фиксирует его и отвечает на интересующий вопрос. Если он не знает ответа, то уточняет необходимую информацию, а затем перезванивает обратившемуся. Чтобы как можно больше людей узнали о существовании справочной службы «Инвалид-информ», запланирована печать буклетов и брошюр. В ближайшее время станет известен номер телефона службы, а в июне она заработает в полную силу.
«Обращаться по этому телефону могут не только инвалиды по зрению, но и вообще все люди с ограниченными возможностями здоровья, а также родители детей-инвалидов, – поясняет Светлана Горбачева. – Вопросы, которые они могут задавать, касаются любой сферы жизни. Наши диспетчеры смогут дать консультацию по юридическим, социальным, психологическим проблемам, подскажут, куда надо обращаться и что надо делать. Востребованность такой службы очень высока. Не секрет, что число инвалидов в городе растет, и поэтому информационное сопровождение людей с ограниченными возможностями здоровья должно идти постоянно».
Татьяна Лесная, инвалид первой группы по зрению, признается, что ей – человеку с ограниченными возможностями здоровья часто приходится побегать и по поликлиникам, и по социальным службам. Хотя зачастую значительно сократить время на эти хождения могла бы банальная телефонная консультация. «Конечно, такая справочная служба необходима, – убеждена Татьяна Петровна. – Человек, ставший инвалидом, и так получает серьезный психологический стресс. Ему надо научиться жить в новом качестве. И если будет служба, обратившись в которую, человек получит всю необходимую информацию, то его адаптация будет менее болезненной и более быстрой».
По словам Сергея Бондырева, руководителя филиала №13 ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по ХМАО-Югре» по городу Нижневартовску, когда человек получает статус инвалида, ему дается полная информация о том, где ему необходимо проходить реабилитацию. Специалисты бюро медико-социальной экспертизы при оформлении индивидуальной программы реабилитации инвалида рассказывают ему об этом, снабжают брошюрами. «Но не надо забывать, что люди находятся в этот момент в таком психологическом состоянии, что не всегда могут запомнить и воспринять всю необходимую информацию, – говорит Сергей Юрьевич. – Телефонная справочная служба поможет людям с ограниченными возможностями здоровья получить ответ на возникший вопрос, всего лишь набрав номер телефона.
Информации никогда не бывает много. Дополнительные сведения, которые получат наши инвалиды, воспользовавшиеся справочной службой «Инвалид-информ», помогут и нам – специалистам бюро медико-социальной экспертизы, и им самим. Сейчас очень много вопросов, касающихся определения инвалидности и реабилитации инвалидов, которые курируются различными службами. Не всегда инвалиды по состоянию своего здоровья могут попасть на прием к специалистам различных учреждений. С появлением телефонной службы для людей с ограниченными возможностями здоровья, во-первых, ускорится процесс получения инвалидами реабилитационных мероприятий. Он будет ориентирован, куда ему надо пойти и где он сможет получить тот или иной вид реабилитации».
«Создание такой телефонной справки для людей с ограниченными возможностями – это положительная инициатива, тем более что она идет от самих горожан, – замечает Наталья Морозова, заместитель директора департамента образования г. Нижневартовска. – Сегодня в Ханты-Мансийском автономном округе разработана концепция инклюзивного образования. В связи с этим у родителей детей-инвалидов возникает много вопросов. Конечно, специалисты департамента образования смогут проконсультировать, где, к примеру, работает территориальная психолого-педагогическая комиссия, как определиться с формой обучения для ребенка, какие образовательные учреждения будут специализироваться на разных видах инклюзивного обучения. Если такую информацию можно будет получить и в справочной службе для людей с ограниченными возможностями, то это только поможет инвалидам в реабилитации».
Источник: http://ugra-news.ru/article/27826
Похожие статьи