Александр Прокофьев-Северский (Alexander Prokofiev-Seversky): На крыльях мужества

Александр Николаевич Прокофьев-Северский был летчиком, который, несмотря на увечье, впервые в истории авиации вернулся в строй и в воздушных боях во время Первой мировой войны сбил не менее десятка немецких самолетов. Позже он стал знаменитым авиаконструктором, создавал и испытывал отличные истребители и изобрел самолет-амфибию.

Александр Прокофьев-Северский родился 5 июня 1894 года в дворнской семье, окончил Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге. В 1914 году в чине мичмана он получил назначение на Балтийский флот. В это время в России стали создавать авиационные отряды морской разведки, и Прокофьев-Северский захотел пройти обучение. Получив диплом летчика, он стал служить в отряде гидросамолетов.

Однажды, когда самолет Александра Прокофьева-Северского возвращался с разведки, в его кабине взорвалась бомба. Произошло это рямо в момент посадки. Когда катер с корабля подошел к обломка самолета, дрейфующих на поверхности моря, моряки увидели Прокофьева, который плавал, держась за крыло самолета. Его нога была неестественно вывернута.Раненого летчика доставили в Петроград. Ногу ему ампутировали ниже колена. После операции Прокофьев стал учиться ходить на протезе. Его упорство и Божья милость сделали чудо. Он смог не только ходить, но и кататься на коньках, играть в теннис, плавать и даже танцевать.

В начале 1916 года Александр возобновил службу в армии и стал наблюдателем за строительством гидросамолетов. В нем проснулся интерес к работе конструктора. Он предложил усилить вооружение, установить броню. При этом Прокофьев продолжал мечтать о полетах и упорно тренировался, хотя еще никогда не случалось чтобы самолетом управлял одноногий пилот. Однажды, он самовольно поднялся в воздух на одном из самолетов. Все восхищались мастерством пилота, но как только выяснилось, что он не имел права на полет, его арестовали. Спас Прокофьева-Северского император Николай II, который был поражен мужеством летчика, его горячим желанием послужить Отечеству. Государь позволил Александру продолжать полеты и службу в боевой авиации.

В Первую мировую войну Прокофьев прославился как искусный боец. За подвиги и мужество он был награжден Золотым Георгиевским оружием, орденами Святой Анны, Святого Станислава, Святого Владимира и, наконец, орденом Святого Георгия. Ему был присвоен чин старшего лейтенанта. В свои 23 года он считался одним из лучших русских асов. В перерывах между полетами, Прокофьев занимался конструкторской работой, испытывал новые самолеты, создавал русскую истребительную авиацию, обучал морских летчиков.

Незадолго до революции 1917 года Прокофьеву предложили пост помощника атташе по делам Военно-морского флота в русском посольстве в США. После того, как США прервали дипломатические отношения с Советской Россией, Прокофьева назначили на должность инженера-консультанта и летчика-испытателя военной авиации в округе Буффало. Он познакомился с генералом У. Митчеллом, «крестным отцом» американских стратегических военно-морских сил. Генерал пригласил русского летчика на место инженера-консультанта при Военном департаменте в Вашингтоне.

В 1922 году Прокофьев создал свою фирму «Северский Аэро Корпорейшен», которая изобрела много  полезных для летного дела усовершенствований. В 1924 году Прокофьев окончил университет и получил диплом инженера, а спустя 3 года получил американское гражданство и звание майора ВВС США в запасе.

К началу 30-х годов Прокофьев изобрел проект самолета-амфибии и создал новую фирму  «Северский Эркрафт Корпорейшен», которая наладила производство таких самолетов. Компания вскоре стала крупнейшей самолетостроительной фирмой.

В 1946 году Александр Николаевич был награжден медалью «За заслуги» – самой высокой наградой для гражданских лиц в США. До конца жизни Прокофьев-Северский был консультантом ВВС США и лектором Авиационного университета. Он умер 24 мая 1974 года, не дожив двух недель до своего 80-летия.



There are no comments

Add yours

*