Как преодолеть неприятие обществом детей-инвалидов

Большинство родителей после того, как у них появляются дети с инвалидностью, перестают общаться с друзьями, родственниками и замыкаются в кругу семьи; избежать этого поможет заинтересованный учитель и особая тактика поведения, считают опрошенные РИА Новости психологи.

«Родители детей с особенностями развития подвергаются сильнейшему прессингу уже в роддоме. Мало того, что они, мягко говоря, растеряны, так еще врачи тут же советуют отказаться от ребенка, рассказывают, как все будет плохо и что общество их не примет. Со временем они ограничивают круг общения и замыкаются. Это преодолимо, но только за счет общности», — считает психолог Центра реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир» Ирина Голубева.

Уход от непонимания

«У меня два ребенка-инвалида, и оба — колясочники, поэтому мы очень стеснены в передвижении и почти никуда не ходим, только на прогулки и по врачам. Со здоровыми детьми мы почти не общаемся. Нам нечего сказать друг другу. Пока не побудешь на нашем месте, никогда не поймешь нашу проблему», — рассказала Ольга, мама двух детей с диагнозом ДЦП.

По мнению Голубевой, одна из причин, по которой у родителей особенных детей возникает боязнь общества, кроется в стереотипах, которые до сих пор существуют. Людям необходимо рассказывать, что ДЦП и синдром Дауна — это не заразно, что детям полезно общаться со сверстниками-инвалидами, отметила эксперт. «Это развивает в них милосердие. Помочь залезть на горку ребенку, который сам этого не может сделать, — это серьезный шаг в развитии личности», — пояснила психолог.

По словам специалиста, основной совет для родителей, которые боятся налаживать контакты с окружающим миром, — преодолеть свой страх и попытаться включить ребенка в обычный социум. За помощью можно обратиться за тьюторской поддержкой, которую оказывают специализированные центры по коррекции проблем в развитии. Тьюторы — это специалисты, которые сопровождают детей с особенностями, помогают им общаться и знают, что делать при любых изменениях в их поведении.

«Можно самому выйти на площадку и предложить детям игры, которые будут интересны всем. Пускать пузыри или воздушного змея — все равно. Главное, чтобы все чувствовали свою вовлеченность. Или можно пригласить тьютора, и тогда он будет организовывать общение, подсказывать ребенку, что делать дальше, а родитель просто будет находиться рядом», — отметила Голубева.

По ее словам, если ребенка что-то сильно расстроило или обидело, то нужно разрешить эту ситуацию, не уводя его с детской площадки. Иначе к нему сформируется ненужное особенное отношение, пояснила психолог.

При выборе школы для ребенка-инвалида также следует найти помощника, считают специалисты. «Когда родители собираются отдать ребенка-инвалида в школу, нужно искать человека, который захочет ему помочь. Если учительница в обычной школе захочет помочь этому человеку, она придумает, как это сделать. Искать надо не школу, а учителя», — считает преподаватель Центра лечебной педагогики Надежда Моргун.

Проблемы с чужим воспитанием

Боязнь столкнуться с агрессивной, неправильной или насмешливой реакцией окружающих, которую испытывают все родители детей-инвалидов, естественна и обоснована, считают психологи. По их мнению, единственный способ изменить настроение в обществе и помочь ему быть более толерантным — распространять информацию, особенно, если люди проявляют к ней интерес.

«Наверно, самый правильный выход из данной ситуации — аккуратно объяснить окружающим, что ребенок — инвалид и что это нормально. Но часто родители особых детей настолько напряжены и фрустрированы, что сами начинают нападать», — считает мама ребенка-аутиста Яна Золотовицкая.

Участница сообщества родителей особых детей «Дети-ангелы» Маргарита рассказала, что самое неприятное для нее — это повышенное внимание. «Я понимаю, что мой ребенок не такой как все, но я воспринимаю его как обычного малыша. Хочется больше не слышать вопросов окружающих детей, что у него с ножками и почему он не ходит», — сказала она.

По мнению Голубевой, самое главное в любой ситуации — не отвечать негативом на негатив, потому что это может спровоцировать еще большую агрессию. Лучше проигнорировать человека, чем вступать с ним в перебранку, отметила она.

По мнению экспертов, отрицательное отношение к инвалидам со стороны обычных детей — это исключительно проблема воспитания. В такой ситуации психологи советуют либо самостоятельно поговорить с обидчиками, либо обратиться к их родителям.

Декан факультета социальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета Михаил Кондратьев рассказал историю, которая произошла у него во дворе. Его сосед не стал ругать своего сына за то, что тот отнял велосипед у мальчика с ДЦП. Он просто заставил его в течение недели гулять с согнутой ногой, перед выходом привязывая ему щиколотку к бедру.

«Это не было издевательством — его сын мог в любой момент развязать себя, но все же продолжал гулять на одной ноге. После этого случая ребенка с ДЦП перестали обижать, потому что тот мальчик начал за него заступаться. Я не говорю, что это панацея, но случай все-таки показательный», — сказал психолог.

Регуляторы погоды в доме

К сожалению, люди, у которых в семье появился особенный ребенок, сталкиваются не только с неприятием посторонних людей, но и членов собственной семьи, отметили эксперты. По мнению Кондратьева, общение с такими родственниками следует прекращать. «Разрушающий фактор должен быть отсечен. Допускать таких людей в семью нельзя», — считает психолог.

Если принимать нового члена семьи отказывается старший ребенок, то его нельзя винить, его реакция неприятия совершенно обоснована, пояснил он. По словам эксперта, в этом случае приказы не подействуют. Нужно воздействовать косвенно: разговаривать при нем о существующих проблемах так, чтобы он слышал, но не вовлекать его в разговор напрямую, показывать своим поведением, как трудно даются повседневные обязанности, отметил он.

«Самое страшное — создать иллюзию, что он чем-то жертвует ради брата или сестры. Если ребенок любит своих родителей, то он обязательно поможет. Проблема возникает только в начале процесса, и его нельзя стимулировать приказами. Если вы хотите породить какие-то чувства, в частности, любовь, то они и должны быть порождены любовью», — объяснил Кондратьев.

Он также напомнил, что родители детей-инвалидов в любой момент могут обратиться за психологической поддержкой и что этим не стоит пренебрегать.

«Если человек находится в состоянии, когда, как говорят, опускаются руки, у него изменено сознание, ни в коем случае нельзя принимать решения. Подобного рода ситуация очень близка к стрессово-депрессивной и предполагает вмешательство профессионала. Он поможет не с решением проблемы, а с приведением человека в готовность эту проблему решать», — сказал Кондратьев.

Источник: http://ria.ru


There are 2 comments

Add yours
  1. Invamama

    Врачей нельзя винить, потому что при существующем уровене развития отечественной медицины, они сами узнают об инвалидности ребёнка только во время родов, хотя во многих случаях при правильной диагностики о проблеме можно было бы узнать заранее.

  2. Invamama

    А дальше любой врач обязан донести информацию о состоянии здоровья ребёнка до родителей в понятной форме, поэтому что есть, то врач и говорит, и к сожалению, во многих случаях ничего обнадёживающего сказать нельзя.


Post a new comment

*