История Андрея Шукалова из Брянска может послужить примером для многих. Полностью потеряв зрение, он не опустил руки, открыв сначала свой «вышивальный» бизнес, а затем создав общественную организацию для творчески одаренных, но ограниченных в физических возможностях людей. Здесь помогли десяткам инвалидов обрести уверенность в своих силах.
Мечты и жизнь
В детстве Шукалов мечтал стать педагогом. Следуя своей мечте, поступил в пединститут на технолого-экономический факультет. После его окончания работал мастером производственного обучения, учителем труда, черчения, потом и экономики.
Творческая работа всегда доставляла ему удовольствие. Однако с наступлением лихих 90-х с карьерой педагога пришлось распрощаться: учителя-мужчины начали бежать из школ, чтобы найти заработок на стороне.
«Около десяти лет я занимался ремонтом и отделкой офисов и квартир в Брянске, бывало, что уезжал на заработки в Москву…» — рассказывает Андрей Николаевич.
Чуть позже Шукалов занялся еще одним ремеслом — деревообработкой, начал принимать заказы от церквей на реставрацию икон, работал на строительстве храмов.
Вскоре его захватила еще одна, казалось бы, несвойственная мужчине страсть — вышивка. Первые вышитые им рушники, платочки и скатерти сначала оценили друзья и близкие. Было решено поставить дело на поток.
Перелопатив горы литературы, он купил в кредит швейно-вышивальное оборудование и тут уже оформил разрешение на предпринимательскую деятельность. Вышитые изделия неплохо продавались, и Шекалов начал подумывать о том, чтобы расширить производство и нанять людей. Однако планам не суждено было сбыться: мастер начал чувствовать, что теряет зрение.
Путь в темноте
Работать становилось все труднее. В конце 2007 года Шукалов полностью потерял зрение. Врачи вынесли суровый вердикт: зрительный нерв атрофировался, процесс необратимый.
Работать Шукалов больше не мог. И это была настоящая катастрофа.
«Было от чего впасть в отчаяние. Зрения нет, работы нет, денег нет. Я тогда совершенно не представлял себе, что делать и как быть дальше. Смириться с мыслью, что вряд ли теперь когда-нибудь увижу окружающий мир, было очень тяжело», — рассказывает Андрей Николаевич.
Испытание дружбой
Не меньшим испытанием стало и то, что многие из тех, кого он считал своими друзьями, постепенно исчезли из круга общения. Но и в этой ситуации Шукалов сумел выстоять.
«Слава Богу, еще остались у меня хорошие друзья, которые и сейчас выручают. Они и мои родные помогли мне все выдержать»,- улыбается он и признается, что несмотря на то, что его семья давно распалась, надежда встретить свою половинку у него остается.
Став членом общества инвалидов Бежицкого района Брянска, Шукалов познакомился с другими незрячими людьми, некоторые из них были слепыми от рождения.
«Оказалось, что они живут почти такой же полнокровной жизнью, как и здоровые люди. Они работают, зарабатывают, у них есть семьи. Вот тогда-то я и понял, что жизнь не кончена, надо бороться, возрождать свое дело», — говорит Шукалов.
Однако вернуться в бизнес оказалось нелегко. После неудачного опыта, когда партнеры, переняв его знания и опыт, в итоге вывели его из бизнеса, Шукалов решил действовать самостоятельно. Для того чтобы поставить на ноги свое дело, требовались немалые средства, отыскать их в банках стало большой проблемой.
«Новый взгляд»
Однако если ты действительно чего-то хочешь, то непременно этого добьешься, считает Шукалов. В 2009 году он представил свой бизнес-проект по созданию творческих мастерских для инвалидов на соискание гранта в областную администрацию. Проект был одобрен и поддержан.
Этих денег хватило на то, чтобы начать работу. Вокруг Шукалова начали собираться люди с ограниченными возможностями.
По словам Андрея Николаевича, специалисты доказали, что незрячие люди при грамотном обучении способны выполнять широкий спектр работ, ни в чем не уступая зрячим. Параллельно родилась идея создать общественную организацию «Новый взгляд» для людей с ограниченными возможностями.
Способность к творчеству не зависит от инвалидности, считает Шукалов. В офисе организации светло и весело, как в доме детского творчества. Все нерабочее пространство занимают изделия, сделанные людьми с ограниченными физическими возможностями. Здесь и вышитые рушники, и резное дерево, и мыло ручной работы, и декоративные поделки в технике оригами, есть даже причудливые макаронные вазы. Члены организации регулярно собираются в тесной офисной комнатушке, пьют чай, обсуждают жизнь, помогают друг другу советами.
«Мои соратники, и чаще всего, кстати, это бывают женщины, нередко звонят мне просто как психологу — посоветоваться», — говорит Андрей Николаевич.
Созданная им общественная организация дает возможность инвалидам не только общаться между собой, но и помогает обрести уверенность в собственных силах.
По словам руководителя организации, основными направлениями творческой трудовой реабилитации инвалидов является освоение народных ремесел и художественных промыслов.
Многие из соратников Шукалова с удовольствием занимаются вышивкой, вязанием, макраме, лоскутным шитьем, лозоплетением, резьбой по дереву, лепкой из глины, гончарным делом, художественной росписью. Кроме того, люди с ограниченными возможностями могут шить одежду, ремонтировать обувь, заниматься пчеловодством и цветоводством.
«Свои работы мы постоянно выставляем на ярмарках и выставках, которые проходят в городе. Заработок хоть и невеликий, однако он становится неплохой прибавкой к пособию по инвалидности», — говорит Андрей Николаевич.
По его словам, организация не только дает возможность инвалидам заработать. Она — инкубатор трудовой и творческой деятельности. В ближайшее время «Новый взгляд» переедет в новое просторное помещение, где традиция чайных посиделок непременно продолжится.
Анна Сенина
Похожие статьи