Людмила Волчёк: «Так и прыгала до самых родов на третий этаж в инвалидной коляске…»

Людмила Волчёк, которая наперекор судьбе стала не только двукратной паралимпийской чемпионкой, но и мамой, рассказала, через сколько лет систематические тренировки дали плоды, откуда питается энергией и хватает ли ей зарплаты спортсменки.

Фото из семейного архива

После встречи с паралимпийской чемпионкой Людмилой Волчёк мне стало стыдно. За слезы по пустякам, за периодическое бурчание про усталость, нехватку времени и денег. За все те женские капризы, которыми порой грешим. У Люды не было времени хныкать: она пережила порок сердца в детстве и перелом позвоночника в юности. С тех пор девушка прикована к инвалидной коляске, но ни разу не пожаловалась на жизнь. Зато преодолела невзгоды, назло судьбе стала двукратной паралимпийской чемпионкой, а недавно родила долгожданную дочурку! Теперь я знаю: белорусские женщины могут свернуть горы и выйти героиней из любой, даже самой страшной ситуации…

В 20 лет Люда упала с крыши общежития, где поправляла антенну, и сломала позвоночник. В то время красавица спортсменка уже завоевала свои первые медали и готовилась покорить олимпийские Афины. Но судьба распорядилась по-своему: полтора года без движения на больничной койке и корочка инвалида первой группы. Для спортсменки-бегуньи, входившей в состав олимпийской сборной, это была катастрофа…

Спасли мама и старший брат, который после трагедии не отходил от сестры ни на шаг: обнимал, не давал отчаяться, купал, менял белье, переворачивал, чтобы не образовались пролежни…

— Знаешь, я только сейчас понял, как я тебя люблю… – шептал он сестре, ночуя у ее больничной койки на раскладушке. В палате для тяжелобольных тогда в прямом смысле жили семь немощных и семеро их родственников на раскладушках…

— Страшно не было, просто не могла поверить, что это случилось со мной, – поясняет Люда. – Первые три месяца жила как во сне: казалось, ущипните меня – и я проснусь… Иногда наваливалось отчаяние, но рядом были такие люди, что я не могла вести себя по-другому, нежели бороться за свою жизнь. И я боролась, долго: мышцы пресса почувствовала только через год …

«Я счастливая – могла ведь сломать шею еще в детстве»

Много позже, когда Люда поделилась своей историей с приятелем, он понимающе закивал: «Бедняга, наверное, пила после этого много…»

— Я была шокирована, потому что никогда не поверю, что с горя можно пить водку. От горя даже вода в рот не идет, не то что водка…

Людмила не потеряла оптимизма даже после падения.

— Думала, что вот сейчас мне сделают операцию – и все восстановится. Не хотела, чтобы о случившемся сообщали маме и брату. Думала, скажу, что уехала на сборы…

Восстановление растянулось на годы. Самым сложным для спортсменки-бегуньи было появиться на улице в инвалидной коляске в родных Смиловичах.

— Чтобы не тыкали пальцем, первое время выходили вечером, как темнело… Знаешь, а я ведь счастливая! – неожиданно улыбается Люда. – Серьезно! Могла же сломать шею еще в детстве. Я ведь без тормозов росла: забиралась на высоченное дерево и прыгала с высоты трехэтажного дома в мелководную речку, а сколько раз под лед на коньках проваливалась… Мне всегда не хватало адреналина!..

И это та девочка, которой в детстве поставили диагноз «порок сердца» и назначили операцию… Благо толковый доктор посоветовал маме не спешить, но в любом случае ограничить физические нагрузки. Для озорной девчонки, которая обожала бегать, прыгать и лазать по деревьям, это была трагедия.

Людмила Волчёк с мамой, которая с раннего детства приучила детей к труду

— Мне нравилось, когда пульс под 200! А тут раз – и… нельзя! Меня ограничивали в физкультуре, но упрямство брало верх, и я все равно занималась: и подтягивалась больше всех, и отжималась. Бедный учитель физкультуры после каждого урока мерил мне пульс… Не усидев на месте, Люда даже записалась в секцию по легкой атлетике.

— Спасибо маме – поддержала, видела, что без движения я погибаю. Она у нас всю жизнь проработала на «скорой». Мама очень мудрая, хоть ей в жизни было непросто: растила нас одна, меня и двух моих братьев. Мама приучила нас к работе: мы и колхозные поля обрабатывали, и в доме убирали. Жили очень просто: в Смиловичах, в доме дореволюционной постройки с удобствами на улице. Но старший брат уже в 10 лет твердо знал: мама придет с прополки уставшей – надо растопить котел, нагреть воды, чтобы она помылась и шла на работу. Само собой маму нужно покормить. У нас и хозяйство большое было: свиньи да кролики. Мама их ощипывала и пряла нам носки. А когда родила младшего сына, ни одного дня не сидела в декрете: то на нас с братом оставляла, то с собой на работу брала…

«Первые полгода было тяжело подниматься на третий этаж без лифта»

Порок сердца Люда переросла, остались лишь едва различимые шумы. И стала профессионально заниматься бегом – куда еще девать неуемную энергию? Пока судьба не нанесла еще один удар… Но и после травмы позвоночника Люда не сдалась и твердо решила вернуться в спорт.

Но вначале провела девять месяцев в реабилитационном комплексе для инвалидов-колясочников в Колодищах, где занималась с детками с физическими изъянами. Решила быть там, где могла кому-то помочь.

— Я очень хотела отдавать свою энергию. Когда видишь, как ты помогаешь ребенку с ДЦП – это огромная радость…

Со временем Люда научилась не только жить в инвалидной коляске, но и преодолевать в ней любые препятствия.

— Я даже в троллейбус сама поднимаюсь, смотри! – и Люда берется за ручку домашней двери и показывает, как вместе с коляской подтягивается на руках в троллейбус. Главное, чтобы троллейбус был без ступенек…

За паралимпийские медали спортсменке дали квартиру в олимпийском городке в столичной Веснянке. Правда, на третьем этаже.

— Я и сама не хотела на первом, поэтому и не просила, – улыбаясь, отмахивается Люда. – Тяжело было только первые полгода, когда не работал лифт. Но ничего – справлялась! Я как решила? Эти полгода перетерплю, но потом же жизнь будет нормальной…

Кажется, за годы лишений Люда научилась к любой ситуации относиться с улыбкой и видеть только хорошее.

— Специально для меня на крыльце подъезда установили пандус, – радуется спортсменка и не переживает, что за подъездной дверью к лифту ведут семь ступенек.

— Подумаешь! – снова отмахивается Люда, которая осилила и эту задачу, научившись прыгать по ступенькам в инвалидной коляске. – Было несложно. До тех пор, пока не забеременела… Когда узнала, что у меня будет малыш, попросила сделать электроподъемник. Правда, до родов не успели. Что делать – так и прыгала с животом по ступенькам, скакала…

Люда успевает и медали завоевывать, и квартиру убирать, и дочку растить!

9 месяцев пути к новой победе (Видео)

Больше всего Люда радуется, что окружение воспринимает ее как полноценного человека, не замечая инвалидной коляски. Чтобы доказать это не только себе, но и другим, Людмила трудилась не один год. А результаты систематических тренировок дали плоды уже через пять лет после травмы: в 2006 году спортсменка завоевала золотую и три (!) серебряных медали Паралимпийских игр по лыжным гонкам на санках. Через два года в ее копилке было уже паралимпийское серебро по академической гребле, а в 2010 году Люда второй раз стала паралимпийской чемпионкой по лыжным гонкам.

«Завоевывать путевку на Паралимпиаду ездила уже в положении»

— Откуда берется энергия? Да вот от этого комочка счастья… – Люда нежного гладит дочурку Анастасию и признается, что давно мечтала о малыше.

Замуж спортсменка пока не спешит, но с отцом малышки поддерживает добрые отношения.

— Моя мама нас одна троих вырастила, и ничего – все в люди вышли! – улыбается энергичная Людмила, которая, даже узнав о беременности, не прекратила тренировки. Наоборот, прошлой осенью, уже будучи в положении, отправилась в Словению завоевывать путевку на Паралимпийские игры по гребле.

— Нужно было проплыть всего тысячу метров. И я подумала: я же не больная, а просто беременная. Еду!..

Глядя на лучезарную улыбку, кажется, что Люде не знакомо плохое настроение, не говоря уж про депрессию.

— Депрессия? Да она чаще от безделья! А лучше спроси у моей мамы, что такое депрессия! Она тебе и про депрессию, и про мигрень расскажет – про все эти красивые слова. Она всех вылечит! На колхозное поле сорняки полоть поставит – тогда все невзгоды вмиг пройдут! И все сразу станет на свои места…

— Неужели тебе и денег хватает? Зарплаты у спортсменов, говорят, небольшие…

— Признаюсь, зарплата маленькая. Но я привыкла решать проблемы, поэтому, когда поняла, что выживаю с трудом, написала в Минспорта заявление на президентскую стипендию. Я же не чужое, свое прошу – я заслужила! Да, обычно Минспорта само назначает такие стипендии, но что поделать, если про меня забыли? Вот я и напомнила…

Спустя месяц после родов Людмила уже готовится к очередным Паралимпийским играм и ездит на тренировки. Предварительно приготовив обед, вымыв полы в трехкомнатной квартире и накормив дочурку. А в свободное время играет в теннис и даже прыгнула с… парашютом.

— Думаешь, после травмы я стала бояться высоты? – спортсменка улавливает ужас в моих глазах. – Совсем нет. А знаешь, я поняла, что вообще ничего не боюсь и могу справиться с любой ситуацией. Все ведь в наших руках!

А еще Людмила учится в магистратуре на специалиста по туризму и гостеприимству. Такой вот задел на будущее.

— Могу работать в туризме, поднимать вопросы о безбарьерной среде. Почему бы и нет? Вот побегаю ещё и займусь бизнесом. У меня множество разных задумок, я без работы не останусь, и не мечтайте (смеется)!

Источник



There are no comments

Add yours

*