Особенные артисты. Как в психоневрологическом интернате создали оркестр

Есть старая шутка — играть на рояле очень просто, достаточно нажать на нужную клавишу в нужное время. В жизни, конечно, все сложнее. Особенно если у артистов шизофрения, эпилепсия, аутизм. Но у работников интерната не было выбора — проживающим в интернате творчество нужно как воздух. А если уж делать, то только хорошо.

«Александр Бенд»

Творчество помогает не хуже таблеток. Успокаивает, дарит радость, вдохновляет. Эта истина активно используется при работе с «особенными» людьми. Кстати, называть их инвалидами сегодня не принято. «Люди с особенностями развития» — корректная формулировка, и она показывает сегодняшнее отношение к ним. Мы все люди, у каждого свои особенности. И, как и все люди, проживающие в интернатах имеют право на творчество, успех и овации. Нужно только найти подход к артистам.

Сегодня в большинстве белорусских интернатов у проживающих есть выбор, чем заняться. Можно петь, рисовать, играть в театре, делать красивые поделки в мастерских. А вот большой оркестр есть только в интернате № 2 города Минска. И этот оркестр единственный на территории СНГ. Появился он при участии голландских специалистов.

«В городе Эйндховен действует оркестр для людей с особенностями развития. Местные специалисты разработали технологию обучения таких людей слаженной игре на музыкальных инструментах. И они хотели распространить эту технологию. В 2011 году голландцы были в Минске, ездили по разным интернатам, искали место применения своей идеи», — рассказывает руководитель и дирижер оркестра Михаил Бойко.

Михаилу Ивановичу и его артистам было что показать гостям из Нидерландов. Он профессиональный музыкальный педагог, пришел в интернат в 2009 году и за два года создал вокальную студию. «Начинали мы с простых известных песен. Разучили „Катюшу“, „Польку белорусскую“, и дело пошло. На новогоднем концерте родственники наших артистов были поражены до слез», — вспоминает Михаил Иванович.

Голландцы тоже оценили достижения самодеятельного ансамбля «Дружба» и пригласили посмотреть на свой оркестр. Так начался совместный проект «Музыка без границ». Он объединил оркестр школы Принца Вильяма-Александра и оркестр Минского психоневрологического интерната № 2. В честь принца голландский оркестр называется «Александр Бенд». По аналогии появился и «Александр Бенд Минск».

По голландской технологии

Из Эйндховена сотрудники привезли багаж знаний и музыкальные инструменты. Десяток синтезаторов подарили голландские друзья. «У меня голова болела. Взял столько инструментов, это ж какая ответственность! Надо же что-то делать! А как делать — не очень понятно. Но потихоньку начал писать простые аранжировки для нескольких инструментов, вовлекать наших артистов. И потихоньку дело пошло», — рассказывает Михаил Иванович.

Обучить нотной грамоте и игре на музыкальных инструментах человека с особенностями развития непросто. Большинство артистов в оркестре не учились музыке, на помощь пришла простая и гениальная идея голландцев.

«Вместе с нотной записью мы используем цветовые обозначения. Семь нот — семь цветов. А на клавишах инструментов наклеены цветные кружочки. Таким образом сыграть нужную ноту намного проще. Голландцы не использовали полутона, но мы усовершенствовали технологию и задействовали их».

Красная нота — красная клавиша. Все просто, почти как в той шутке. Осталось только научиться нажимать вовремя. И вот это самое сложное. В оркестре 16 инструментов, на них играют, подменяя друг друга, 20 музыкантов. Все они должны играть в такт, не сбиваться с ритма и не пропускать свои ноты. И кружочки тут не помогут, сыгранность достигается многократным повторением.

Каждый вторник и четверг оркестр собирается на репетицию в маленьком актовом зале дома-интерната. В репертуаре — двенадцать произведений, на каждой репетиции их постоянно повторяют. И артисты постоянно что-то забывают, торопятся, отстают, не попадают в такт. Я несколько раз был на репетициях оркестра и всегда поражался выдержке дирижера. На все ошибки он реагирует спокойно и сдержанно, но очень настойчиво просит играть правильно. Артисты слушаются его беспрекословно.

«Тут ведь самое главное — это процесс. Репетиции, тренировки, выступления потом снова тоже самое по кругу. Музыка должна звучать, должна дарить радость в первую очередь самим артистам. Пусть у них что-то не получается, но они очень хотят учиться, — считает дирижер. — Произведения нужно адаптировать для нашего оркестра. Для каждого артиста я пишу партию, исходя из возможностей. Играть по два звука одновременно они не могут, поэтому нужно делить звуки на нескольких артистов, упрощать. Партию одного профессионального музыканта играют четверо артистов нашего оркестра. Но это неважно. Они играют — это важно».

Сами артисты после репетиции готовы наперебой рассказывать о своих успехах в оркестре. И фотографию на память очень просят сделать. В оркестре играют очень разные люди, ведь его двери открыты для всех. «Мы приглашаем людей играть. Никого не принуждаем, ведь нельзя заставить душу петь. И к нам сами просятся наши проживающие. Можно сказать, очередь стоит. Проблема на сегодня в материальной базе. Инструментов на всех не хватает», — поясняет Михаил Бойко. Оркестр будет рад помощи в приобретении новых инструментов.

На разогреве

Клавишник Виталик живет в интернатах всю жизнь. В оркестре он играет уже три года. У него не самая сложная партия, но он очень старается. Мы познакомились, когда я делал репортаж о волонтерах. С тех пор мы постоянно созваниваемся, и Виталик рассказывает о своей жизни. Говорит, что очень нравится играть. «Хорошо, когда ездим выступать. А работать скучно». «Работа» у Виталика ответственная: он помогает расставлять кружки в столовой.

Солист Николай пишет длинные стихи и думает о вечном на прогулках вокруг интерната. Я все смотрел на него на репетициях и не понимал, что он вообще тут делает, ведь нормальный же человек. И спрашивать как-то неудобно. Николай ответил сам, подарив мне газету с заметкой о себе. А там черным по белому — эпилепсия, последствия Чернобыля. «Вот уже шесть лет я живу тут. И знаете, мне очень хорошо! Я ведь с первого класса пою, а тут есть возможность петь и выступать!» — рассказывает Николай.

Белый концертный пиджак, черный платок и перстни с россыпью камней — Николай тщательно готовится к выступлению. Сегодня ему и всей команде Михаила Ивановича предстоит много работы. В «Чижовка-Арене» большой концерт. На одной сцене выступают самодеятельные коллективы и звезды белорусской эстрады. Большая сцена оказалась слишком маленькой для всех артистов «Александр Бенда», поэтому им выделили место рядом со сценой.

Артистам из второго интерната нужно поработать, наверное, больше звезд эстрады. Звезды-то поют по несколько песен, а оркестр должен играть целый час до начала основной программы. Что у рокеров называется «на разогреве». За этот час оркестр исполняет все свои инструментальные композиции и дополняет программу вокальными номерами. Для исполнения вокальных номеров Михаил Иванович меняет дирижерскую палочку на баян, а Николай меняет свой белый пиджак на зеленую жилетку, чтобы не выделяться в хоре.

«Я так волнуюсь, столько людей придет, все на нас смотреть будут», — шепчет мне на ухо Виталик, пока техники настраивают звук. Отвечаю ему, что это нормально и все настоящие артисты волнуются перед выходом к публике. Да и отступать уже некуда. Зрители в зале, руки на цветных клавишах, глаза на палочке дирижера. «Поехали», — как Гагарин, командует дирижер.

В награду за отличное выступление «Александр Бенд» получает овации. Оркестру не впервой играть перед большой аудиторией. Несколько раз в год артисты выезжают на концерты. Больше всего им запомнился визит в Москву в 2014 году. Фотографии и видео из этой поездки мне с гордостью продемонстрировали при первом же знакомстве сами артисты.

Оркестр выступал на фестивале творчества людей с особенностями психического развития «Нить Ариадны». На это масштабное событие приехали участники со всей России и гости из 14 стран, от Швеции до Уругвая. Белорусский оркестр оказался там единственным в своем роде. «Мы выступали на сцене музыкального училища. В зале было много студентов и преподавателей музыки. И все были удивлены, что люди с особенностями и без музыкального образования могут так играть», — вспоминает Михаил Бойко.

«А в конце нашего выступления говорят нам — а сыграйте что-нибудь белорусское! Мы как дали „Саўку ды Грышку“, нам чуть не стоя аплодировали. До слез приятно было!» — гордится Николай.

Голландские специалисты тоже не ожидали, что их идея будет столь успешно реализована. В Эйндховене оркестр работает уже сорок лет, а у нас четыре года —  и такой результат. Важно отметить — в голландском оркестре играют восемь профессиональных музыкантов. Они и задают тон всему оркестру. Артисты с особенностями подстраиваются под заданный ритм. В нашем оркестре профессионал только один — дирижер.

Выступление оркестра из Эйндховена

А вот «Александр Бенд Минск»

TUT.BY



There are no comments

Add yours

*