Дело Оксаны: плюсы и минусы

Президент благотворительного фонда «Предание» — о том, как скандальный инцидент может стать поводом сделать доброе дело.
Следственный комитет возбудил уголовное дело против сотрудников и владельцев кафе, в котором плохо обошлись с Оксаной – сестрой Натальи Водяновой. Теперь им грозит серьезный штраф, а то и тюремное заключение. Что в этом хорошего, и что в этом, как мне кажется, плохого.

  1. Хорошо, что вообще проблема вылезла на поверхность: отношение к людям с ментальным нарушениями и нарушениями вообще в России очень нездоровое, и с этим несомненно надо что-то делать, а не замалчивать проблему. Если человек с инвалидностью не боец по натуре или за него не бьется кто-то другой, судьба его — сидеть дома, и носу в людное место не казать. Сейчас об этом хотя бы вспомнили.
  2. Хорошо, если виновные понесут наказание – это дисциплинирует остальных, и в этом смысле польза от приговора, несомненно, есть. Вообще, если права нарушаются, кто-то должен их защищать. Хотя эффект, конечно, будет кратковременным, как от всякого показного процесса.
  3. Хорошо, что в ходе обсуждения этой истории становится лучше понятно, что на уме у окружающих. Достаточно почитать комментарии к любой новостной заметке об этой истории на любом массовом сайте. Вкратце мнение комментаторов сводится к тому, что Наталья Водянова пиарится на больной сестре, а люди с нарушениями должны ходить только в специально отведенные для них места. Такова наша социальная реальность и её полезно знать.
  4. Плохо то, что для попадания истории в поле общественного обсуждения, необходимо, чтобы сестрой пострадавшей была звезда Наталья Водянова. Без этого никому нет дела, не множатся перепосты и не возбуждаются уголовные дела. Как написала сотрудница фонда «Предание» Татьяна Трушова – «Если бы в кафе не пустили меня, а не сестру Водяновой, никакого следствия бы не было». Попросту говоря, вся эта история рискует остаться медийной показухой с нулевым результатом: пошумели и забыли.
  5. Плохо то, что силовой метод (оштрафовать, наказать, посадить) воздействия становится, кажется, основным способом добиться уважительного отношения. Проблема в том, что высокие качества – терпимость, мудрость, понимание не воспитываются зуботычинами. Скорее уж инвалиды начнут восприниматься не только как нечто неприятное для глаз, но и как профессиональные скандалисты, которых в России традиционно не любят, и антагонизм будет скорее нарастать. Хотя надо сказать, что все эти эмоции про «сжечь кафе на хрен», «закрыть, посадить, оштрафовать на годовую выручку» — мне прекрасно знакомы и прочитав эту историю впервые я хотел ровно того же самого.

Решать проблемы с помощью Следственного Комитета в России считается уделом людей не очень хороших – такова уж наша мораль, что государство с его законами кажется скорее изощренным способом издевательства власть имущих над простыми гражданами, нежели помощником, который защищает и служит. Призывать его на помощь – почти всегда в каком-то смысле означает моральный проигрыш.

Хотя, если, например, вместо тюремного заключения хозяевам кафе просто предпишут прослушать анонсированный Натальей Водяновой вебинар о том, кто такие люди с ментальными нарушениями и как с ними правильно строить коммуникацию – уже будет гораздо лучше.

И ещё у меня есть простое предложение. Вместо негативного подкрепления в виде наказаний неправильно себя ведущим, попробовать сделать нечто позитивное. Пусть государство там карает провинившихся – не будем хотя бы злорадствовать , а лучше попробуем как-то поощрить тех, кто действует красиво и правильно.

Например, вот есть на свете прекрасный город Кострома. И там есть тоже дети с ментальными нарушениями, как и везде. И есть три прекрасных кафе, которые периодически вместе с фондом «Открыть мир» устраивают у себя отличные праздники для детей, где нет разделения на особых и здоровых. Кафе вот эти: Кофейня «Фиори», Сommun cafe и бар «Дудки». И я, если приеду в Кострому, обязательно зайду именно туда.



There are 2 comments

Add yours
  1. Даниил

    Уважаемая Мария!
    А почему бы просто не растиражировать фото владельца кафе, чоповцев, "принявших" маму девушки полицейских.
    И написать их имена фамилии, должности, места работы.
    Почему фото одних только потерпевших.
    Я думаю здесь есть, что-то такое, что-то вроде нежелания знать как было!
    Пусть они выступят, дадут интервью!

    А то получается очень однобокая история, где все посочувствуют, но не будет публичности… А ведь это та ситуация, где публичность отличившихся хотя бы ПОТЕНЦИАЛЬНО возможна.
    Не испугаются владельцы кафе, так пусть испугаются чиновники.


Post a new comment

*